Хоакин Рафаэль Феникс родился 28 октября 1974 года в Пуэрто-Рико. Он выходец из семьи
людей творческих. А они, как известно, не без странностей. Отец Хоакина, Джон, ехал
как-то на автомобиле, когда увидел голосующую на обочине девушку. Он остановился и
решил подвезти ее. Девушка оказалась бывшей секретаршей с Манхэттена Арлин
Данетц, которая, собрав вещички и уволившись с работы, отправилась путешествовать
по Америке в поисках нескучной жизни. Молодые и свободолюбивые люди нашли друг
друга и решили колесить по Штатам вместе.
Веруя в идеалы хиппи, молодожены взяли фамилию Феникс в честь мифологической
птицы; вскоре у них родился первенец. Они назвали его Ривер ("река"). Чуть позже на
свет появилась Рэйнбоу ("радуга"), или Рейн. Позже родились еще две дочери. Одну из
них назвали Либертад Марипоса, что переводится как "свободная бабочка". Другая
дочь получила имя Саммер ("лето"). А когда семейка находилась в Пуэрто-Рико, Арлин
родила Хоакина. В четыре года Хоакин решил изменить свое имя, чтобы быть похожим
на своих братьев и сестер. Он выбрал себе имя Лиф ("лист") Феникс, под которым и
снимался в своих первых фильмах.
Семья Хоакина много путешествовала по Центральной и Южной Америке. Кочевой образ
жизни привел к тому, что из всех детей только Ривер доучился до пятого класса
нормальной школы. Остальные получали "домашнее образование". Тем не менее, Джон и
Арлин воспитали в результате целую плеяду молодых и талантливых актеров. Когда их
младшему чаду исполнилось шесть лет, родители осели в Лос-Анджелесе. Мать Хоакина
стала работать секретарем на NBC, а отец реализовал свои таланты в
садостроительстве. Все дети в семье с ранних лет стремились стать актерами.
Родители нашли для них агента, который согласился искать работу для
детей на телевидении.
Наиболее известный и самый старший,
Ривер
Феникс, уже в 16 лет снялся в фильмах "Стой рядом со мной" и "Берег москитов",
Рэйнбоу дебютировала в "Семейных связях", а Либерти и Саммер снялись в телесериале
"Секреты Кейт". В десять лет настала очередь Хоакина. Эпизодические роли в
сериалах "Семь невест для семи братьев" (1982), "Она написала убийство" (1984) и "Падающий
человек" (1984) прекрасно подготовили его к дебюту на большом экране. Он снялся в
фильмах "Космический лагерь", затем - в картине "Русские", где сыграл русского
матроса, которого после кораблекрушения находят на американском берегу
несколько подростков. За "Русскими" последовали "Родители" (1989) - кинолента, где
Хоакин сыграл вместе со своим братом Ривером. В фильме также снимался Киану Ривз.
Кинокарьера Хоакина Феникса и в дальнейшем была тесно связана с телевидением.
Слава настигла Хоакина в 1990 году, когда он был кандидатом на получение Young Artist Award
как "Лучший молодой актер" за роль в кинокартине "Parenthood" (1989). Однако заслуженная
награда прошла мимо. Молодой актер еще долгое время оставался в тени своего
старшего брата, актерская карьера которого была довольно успешной. Но в 23 года
Ривер трагически погибает - он скончался от передозировки наркотика. Хоакин
тяжело переживал смерть брата, а затем решил оставить Голливуд. "После смерти
брата, - вспоминает Хоакин, - моя жизнь перевернулась. Мне потребовалось время,
чтобы снова вернуться в нормальную колею".
В течение двух следующих лет Хоакин живет вместе с отцом в Мексике. Его актерская
карьера была прервана. Однако в 1995 году Феникс снова появляется на киноэкранах. Он
возвращает себе свое настоящее имя и играет роль в картине "Умереть во имя"
режиссера Гаса Ван Санта. Партнерами Феникса по фильму были Николь Кидман, Мэтт
Диллон, Кейси Эффлек. Хоакин играет наивного паренька, который, соблазнившись на
прелести амбициозной телезвезды, убивает по ее просьбе ее же мужа. "В этом фильме
он гениален! - восхищается друг Хоакина Кейси Эффлек". Роль, мастерски сыгранная
Хоакином, получает хорошие отзывы у критиков.
После блестящего возвращения критика и зрители ожидали от него новых гениальных
ролей. Но вместо этого последовала весьма неприметная роль в картине "Изобpетая
Эбботов" (1997). Единственное, что обрел Феникс во время работы над лентой, - это
любимую - Лив Тайлер. "Это моя первая любовь! - поведала как-то Тайлер. - Раньше я не
знала, что это за чувство". Это чувство было взаимным, ибо нечто подобное говорит и
Феникс: "Я знал, что происходило что-то особенное с того дня, как мы встретились с
Лив!" Однако в ноябре 1998 года они расстались.
Но в кинокарьере все было не так плохо. В 1997 году Хоакин играет pоль в фильме
Оливера Стоуна "Разворот" в созвездии с Клэр Дэйнс, Ником Нолтом, Дженифер Лопес,
Джоном Войтом и Лив Тайлер. Потом Феникс играет парня, приговоренного к смертной
казни за хранение наркотиков, в картине "Возвращение в рай" (1998). В этой картине
рядом с ним блистали Винс Вон и Энн Хеч. Хоакину снова довелось сняться с Воном в
боевике "Мишени" (1998). Следующий портрет в галерее героев Феникса - продавец
секс-шопа, татуированный отморозок Макс Калифорния из криминальной драмы Джоэла
Шумахера "Восемь миллиметров". В картине "Ярды" (2000) Хоакин играет еще одного
потерянного человека - железнодорожного рабочего Вилли Гутьереса.
После ряда замечательных картин на актера буквально посыпались награды и
номинации: в 2000 году - номинация на Golden Slate в категории "Лучшее исполнение мужской
роли" за роль в картине "Возвращение в рай"; в том же году - награда San Diego Film Critics Society
Awards в номинации "Наиболее плодотворный актер" за фильм "Ярды".
Картиной, которая сделала Хоакина Феникса признанной звездой Голливуда, стал
"Гладиатор". Эта кассовая лента с Расселом Кроу в главной роли принесла Фениксу
мировую известность. Актер великолепно проявил свой талант, воплотив на экране
образ императора Коммода. Критики единогласно пели ему дифирамбы, присуждая одну
награду за другой. Он был признан "Лучшим актером второго плана". Образ
красавца-императора принес Хоакину и несколько почетных номинаций, нередко
определяющих дальнейшую судьбу актера, - на "Оскар", "Золотой Глобус" и другие.
Обласканный непостоянной голливудской фортуной, Хоакин Феникс не остановился на
достигнутом. Его последние работы - "Перо маркиза де Сада" (2000), где Феникс воплотил
образ священника; черная комедия "Солдаты Буффало" (2001) режиссера Грегора
Джордана, повествующая о криминальной субкультуре среди молодых американских
солдат в Западной Германии во время падения Берлинской стены; "Знаки" (2002), "Это все
о любви" (2002), которые открыли новые грани актерского дара Хоакина.
Единственной проблемой, мучившей до недавнего времени Хоакина, было то, что за
исключением картины "Перо маркиза де Сада" он играл в основном неудачников и
плохих парней. После "Умереть во имя" он сказал: "Эта роль одновременно и моя
лучшая, и моя худшая! Смогу ли я когда-нибудь выбраться из этого образа?!" После
погружения в криминальный дурман фильма Джордана Хоакин считает, что он выбрался.
И не просто избежал вечного клейма, а вышел "из грязи в князи". Его счастливой
звездой была и остается роль злодея Коммода. А в роли-ангела хранителя выступает
колечко, висящее в pеальной жизни на цепочке, украшающей "импеpатоpскую" шею. "Я
нашел его недалеко от своего гамака, когда отдыхал в Центральной Америке. Я не
хочу его терять". Что ж, суеверия - суевериями, но талисман пока что помогает.