Уолтер Пфистер, более известный как Уолли Пфистер - американский кинооператор и
кинорежиссёр, который наиболее известен по работам в фильмах Кристофера Нолана,
сняв такие его ленты, как «Помни», «Бессонница», «Бэтмен: Начало», «Престиж»,
«Тёмный рыцарь» и «Начало». Имя Пфистера также знакомо зрителям благодаря его
участию в создании боевика Ф. Гэри Грея «Ограбление по-итальянски».
Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучшая операторская работа» за фильм
«Начало».
Режиссёрским дебютом Пфистера стал фильм «
Превосходство».
Молодость
Пфистер родился в Чикаго, но вырос в Нью-Йорке. Его дед был редактором городской
газеты в штате Висконсин. Отец же был продюсером теленовостей, который начинал
свою карьеру на чикагском канале CBS-TV в 1955 году. Позже он работал с телеведущими
Дэвидом Бринкли и Питером Дженнингсом, создавал передачи о политических съездах,
космических полётах и движениях за права афроамериканцев.
Когда Пфистеру было около 11 лет, рядом с его домом проходили съёмки боевика Shamus
(1973) с Бёртом Рейнольдсом. Мальчик был очарован осветительными приборами и
кинокамерами. Вскоре он сам начинает снимать домашнее видео и короткометражки.
Пфистер подражает своему отцу, делая слайды на плёнку Kodachrome, приглашает семью и
друзей на небольшие шоу.
Карьера
После окончания средней школы Пфистер нанимается ассистентом на телевизионную
станцию в Солсбери, штат Мэриленд. Через пару месяцев с помощью новостной камеры
CP16 он по выходным начинает снимать короткометражные фильмы, в том числе сделав
визуальное эссе о викторианском доме. «Я делал маленькие, медленные шаги вокруг
сложной архитектуры дома», вспоминает он, «смонтировав это с музыкой, я показал
видео руководителю. Он сделал меня оператором. Я получал по 125 $ в неделю».
Позже Пфистер находит работу в качестве оператора в службе новостей города
Вашингтона. Он делает репортажи из Конгресса США, Белого дома и спецвыпуски
новостей с 1982 по 1985 год. С 1985 Пфистер начинает принимать участие в создании
документальных фильмов сериала Frontline канала PBS и видеороликов о производстве для
различных промышленных компаний Вашингтона.
В 1988 году Роберт Олтмен приезжает в Вашингтон, чтобы сделать минисериал для HBO
«Таннер 88» (1988). Олтмен искал настоящего оператора новостей, чтобы тот смог
реалистично снять сцену шоу. Он нанял его и попросил сделать несколько
документальных кадров и интервью. Когда продюсеры увидели его работу, то
утвердили Пфистера вторым оператором на запись этого шоу. Это был его первый опыт
работы в игровом кино.
После этого Пфистер поступил в Американский институт киноискусства. Во время
второго года обучения он сделал короткометражку о борце против апартеида. Он
привлёк свой опыт, осветив съёмочную площадку так мрачно и резко, используя
только один софит, что актёр может без проблем для картинки выходить из кадра.
В том же году с ним познакомился только что закончивший этот же институт Януш
Камински. Он нанял его в качестве ассистента и электрика для своих проектов, так
как знал его работы. Тогда же Камински нанял и оператора Фидона Папамайкла, с
которым также сотрудничал Пфистер.
Роджер Корман дал Пфистеру возможность снимать сцены выстрелов и вставки для
фильмов, над которыми работал Папамайкл. Это был его первый опыт работы на 35-мм
плёнке. В частности он был вторым оператором у Папамайкла на проекте «Химия тела»,
а также на других фильмах Кормана.
В 1991 году Уолли Пфистер впервые сам снял полнометражный художественный фильм,
дебютировав как оператор-постановщик ленты «Неродившийся ребёнок». После этого
он снял ещё несколько фильмов ужасов.
В 1998 году Пфистер снимал в Монтане фильм «Поворот судьбы», который попал в
основной конкурс кинофестиваля Сандэнс. Там он и встретил Нолана, чей фильм также
был представлен на этом киносмотре.
Первой их совместной работой был триллер в стиле нуар «Помни» (2000). После того как
стало ясно, что сотрудничество оказалось удачным, Пфистер работал
оператором-постановщиком и в последующих работах Нолана: «Бессонница» (2002),
«Бэтмен: Начало» (2005), «Престиж» (2006), «Тёмный рыцарь» (2008), которую он частично снял
камерами IMAX, «Начало» (2010) и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012).
Уолли Пфистер заявил, что «отказался от участия в экранизации книг о Гарри
Поттере ради работы с Крисом».
По состоянию на 2010 год Пфистер является единственным оператором, с которым
работал Кристофер Нолан (за исключением ленты «Преследование» (1998), в которой он
сам был оператором).
Личная жизнь
Уолли Пфистер женат на Анне Жюльен (с 1992 года). У них трое детей: Ник, Клер и Миа.