Персоны кино:

Тенгиз Абуладзе

Искать раздачи: Тенгиз Абуладзе
Тенгиз Абуладзе

Тенгиз Абуладзе

Тенгиз Абуладзе

Тенгиз Абуладзе

17

Краткая биография


Имя: Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
Дата рождения: 31 января, 1924 | водолей
Место рождения: Кутаиси, СССР
Дата смерти: 6 марта, 1994 | 70 лет
Место смерти: Тбилиси, Грузия
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр:драма,документальный,мелодрама
Супруга: Мзия Махвиладзе



Биография


Тенгиз Евгеньевич Абуладзе ( груз. თენგიზ აბულაძე ) - советский грузинский кинорежиссёр.

Родился в Кутаиси 31 января 1924 года.
В 1946 году окончил Тбилисский государственный театральный институт им. Руставели.
В 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой).
С 1953 года - режиссер киностудии «Грузия-фильм».

Молодость и первые фильмы

Тенгиз Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси и окончил железнодорожный техникум. Затем он поступил в Тбилисский театральный институт, где его преподавателем был Георгий Товстоногов. Потом Абуладзе поступил во ВГИК, который окончил в 1953 году (мастерская Сергея Юткевича). Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили.

Творческую биографию начал с постановки короткометражных документальных лент («Дмитрий Аракишвили», «Государственный ансамбль танца Грузии») в содружестве с Р.Чхеидзе.

В 1956 году Абуладзе и его друг Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы« по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма Абуладзе изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Абуладзе объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля среди короткометражных фильмов, став первой за долгое время советской картиной, получившей приз на крупном западном кинофестивале. «Лурджа Магданы» подвела черту под старой эстетикой, и стала родоначальницей нового грузинского кино, истоком «грузинской школы».

Фильмы начала 1960-х

Вторая работа режиссёра - бытовая драма «Чужие дети« - была создана под впечатлением от газетного очерка, опубликованного в «Комсомольской правде«, при этом Абуладзе перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы Абуладзе отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им Антониони и Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра.

В 1963 году Абуладзе поставил «грустную комедию» «Я, бабушка, Илико и Илларион« - экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа и драматического эпизода отъезда на фронт жителей села.

В 1960-х Абуладзе замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани. В главной роли он видел Серго Закариадзе. Абуладзе обращался за санкцией на съёмки фильма в Госкино, но не получил разрешения.

«Мольба» и «Древо желания»

В 1967 году фильмом-притчей «Мольба» Абуладзе открыл эпическую трилогию, где на исконном национальном материале был начат разговор об общечеловеческих ценностях. Центром сюжетной композиции «Мольбы» стала обобщенная фигура Поэта, за образом которого скрывался классик грузинской литературы Важа Пшавела (по мотивам его поэм и был снят фильм). В фильме Абуладзе соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, причту о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Абуладзе считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии - «Древа желания» и «Покаяния». «Мольба» почти не демонстрировалась в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получила Гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо.

В дальнейшем талант комедиографа, проявившийся практически во всех фильмах Абуладзе, был наиболее полно реализован в комедии «Ожерелье для моей любимой» (1971 г.), однако лирико-поэтическая природа ее комизма оставила равнодушной массовую аудиторию.

С 1974 года Абуладзе преподавал в Тбилисском театральном институте. В 1977 году он закончил работу над фильмом «Древо желания« по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенские старейшины хотят выдать Мариту замуж за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс Абуладзе успех и в СССР, и за рубежом, был показан на фестивалях. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты.

«Покаяние»

Самым значительным произведением Абуладзе стал фильм «Покаяние«. «Покаяние» было снято в 1984 году, но легло «на полку». В конце 1986 года во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино, в начале следующего года картина вышла в широкий прокат. Фильм, в поэтике которого переплелись высокий гражданский пафос и едкая, порой абсурдистская ирония, стал не только художественным развенчанием мифологии культа личности, но и своеобразным манифестом, возвестившим о начале политической «перестройки» в СССР.

В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Абуладзе придал Варламу узнаваемые черты Гитлера, Муссолини и Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.

Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе - сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде.

В последние годы жизни Абуладзе не снимал кино. Он умер 6 марта 1994 года в Тбилиси.

Характеристика творчества

Работы Абуладзе отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов (многие его фильмы - экранизация грузинской литературы). За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля. Отличительной особенностью стиля Абуладзе стали выразительные, поэтичные и вместе с тем близкие к документалистике пластические решения, склонность к философским метафорам, притчевым сюжетам, расширение горизонта национальной проблематики до общечеловеческих масштабов.

Маргарита Кваснецкая отмечает две переходящих черты фильмов Абуладзе. Первая - это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в «Древе желания», Нино Баратели в «Покаянии» и Дева в «Мольбе». Вторая - образ дороги как символа жизни, пути к познанию. В «Ожерелье для моей любимой» главный герой странствует, в «Лурдже Магданы» дорога неразрывно связана с судьбой ослика, в «Древе желания» Марита держит свой крёстный путь по разбитой непогодой дороге. В «Покаянии» почти всё действий проходит в закрытом пространстве, однако в эпилоге героиня Верико Анджапаридзе задаёт знаменитый вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?».

Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актерскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, - основа режиссуры Абуладзе. Он оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты, но не вызвав подражаний. Абуладзе был одним из инициаторов создания кинофакультета в Тбилисском театральном институте, где вел курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани, Нана Джанелидзе.



Знаете ли Вы, что...


- В 1978 году, возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», Абуладзе попал в автокатастрофу. В его машину врезался грузовик с пьяным водителем за рулём. Его шофёр погиб, а сам Абуладзе получил тяжёлые травмы и несколько месяцев лечился. Абуладзе чудом остался жить. Неделю был без сознания, а потом еще месяц находился на гране жизни и смерти.

- Триумф «Покаяния» Абуладзе встретил спокойно. Фильм собрал массу призов, какое-то астрономическое число зрителей, практически поменял строй в Советском Союзе, но... не был понят. «Что за страна? - удивлялся Тенгиз Евгеньевич, - Я выбросил Ленина из могилы, а мне дали ленинскую премию!» «Я призывал свой народ к Храму, а он выбрал дорогу к бункеру».



Режиссер




Сценарист




Награды и премии


Ника, 1988 год
Победитель: Лучший фильм («Покаяние»); Лучший режиссер («Покаяние»); Лучший сценарий («Покаяние»)

1988 Ленинская премия («Покаяние»)

Каннский кинофестиваль, 1987 год
Победитель: Большой приз жюри («Покаяние»); Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Покаяние»); Приз экуменического (христианского) жюри («Покаяние»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Покаяние»)

1980 Народный артист СССР
1979 Государственная премия Грузинской ССР
1976 Орден Трудового Красного Знамени
1971 Орден «Знак Почета»
1966 Народный артист Грузинской ССР
1961 Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР

Каннский кинофестиваль, 1956 год
Победитель: Лучший фильм с вымышленным сюжетом («Лурджа Магданы»)

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.010 секунд .