Франческо Росария Капра родился 18 мая
1987 года на Сицилии. Ему было шесть лет, когда родители-бедняки (отец
Сальваторе, мать Росариа Николози) в поисках работы переехали. Многодетная семья
(Фрэнк был одним из семи детей) переехала в США в 1903 и поселилась в Лос-Анджелесе,
вместе с ранее эмигрировавшим старшим братом Фрэнка, Бенедетто. Работу было найти
трудно и часто семья питалась только на те деньги, которые зарабатывал маленький
Фрэнк с братом Тони, продавая газеты. Он также работал в качестве дворника в школе,
убирая двор в ранние утренние часы. Семья пытается оказать на Фрэнка давление,
чтобы он бросил школу, но тот заупрямился, понимая, что для достижения каких-то
успехов в жизни ему необходимо образование. В 1915 году Фрэнк оканчивает школу и в
этом же году поступает в Калифорнийский технологический институт. За отличное
окончание школы Фрэнк был награжден премией в $ 250. Часть премии он использовал на
6-ти недельную поездку по США и Канаде.
Но в год окончания школы погибает отец семейства в результате несчастного случая
на заводе и Капра начинает работать в прачечной институтского общежития, чтобы
заработать деньги на дальнейшее обучение, а семья вынуждена была смириться, что в
их рядах появиться «ученый» человек. Еще в средней школе он заинтересовался
театром и даже принимал участие в спектаклях, но в основном исполняет работы по
сцене: занимается освещением. Став старше, уже в институте, он знакомится с эссе
Монтеня, в которые влюбляется и даже сам решается писать. В это время ему удалось
осуществить свою давнюю мечту - поездить по штатам, познакомиться с народными
театральными и музыкальными ансамблями. Закончив институт, c дипломом
инженера-химика, в том же году завербовался в армию США, когда США вступили в
Первую Мировую войну, Капра становится армейским инструктором. Он преподавал
баллистику и математику для артиллеристов в Форт-Скотт и Сан-Франциско. Он
переболел испанкой, но выжил и был комиссован по болезни.
С 1920 - гражданин США, принимает официальное имя - Фрэнк Рассел Капра. Вернувшись с
Первой Мировой войны, он, инженер-химик, не мог найти работу. Живя с родными, Капра
хватается за любую работу, работает, в том числе и посыльным, и землекопом, и даже
сажает апельсиновые деревья. Получая при этом 20 центов в день. Он работает в
качестве обслуживающего персонала и на студии Глории Стюарт на Сансет Бульваре,
которая позже стала домом «Columbia Pictures», на которой Фрэнк Капра уже будет считаться
самым успешным режиссером в 1930-х годах. А в те времена большая часть его времени
было потрачена на простой и безработицу. Капра писал короткие рассказы, но не смог
их опубликовать. В октябре 1921 года некий Поль Гарсон из «Picture Corp.» наймет Капру,
чтобы он сделал две короткометражные комедии и в это время он знакомится с
актрисой
Хелен Эдит Хоу, которая станет его первой женой в ноябре
1923 года. Вскоре они уезжают в Голливуд.
Он стал пробовать силы в кино. 25 фильмов, снятых на студии «Коламбиа Пикчерз», не
снискали ему громкой славы. Фрэнк сочиняет трюки для комедий с участием
популярного комика Гарри Лэнгдона. Первая полнометражная картина, снятая Капрой,
«Сильный человек» (1926), снискала успех, и трудно сказать, кто в этом «повинен»
больше - режиссер или Гарри Лэнгдон. Сюжет прост: некая интриганка убеждает жителя
маленького городка в том, что он великий спортсмен, но его выступление кончается
комическим провалом. Его брак с Хелен начал распадаться, когда у жены в связи с
угрозой жизни пришлось прервать внематочную беременность. Для того чтобы
справиться с трагедией Фрэнк с головой ушел в работу, а Хелен пристрастилась к
спиртному. Ухудшение семейных отношений сказались и на его профессиональных
отношениях с Гэрри Лэнгдоном, при съемках картины в 1927 году. Фильм провалился в
прокате и Лэнгдон, спихнув всю вину на Капру, уволил его. Он не рассчитывал, что в
их тандеме как раз не он был главным, а именно Капра. После двух или трех фильмов,
снятых без Капры, Лэнгдон обанкротился и прекратил свое существование, как
актер.
В апреле 1927 года Фрэнк разводится с женой и направляется в Нью-Йорк снимать
картину «Ради любви к Майку» (1927), свою первую картину с Клодетт Колбер для «First
National». Фильм выходит за рамки бюджета, к тому же почему-то не заладились отношения
с артистами, впоследствии, студия отказалась платить Капре и он возвращается в
Голливуд. В октябре 1927 года президент и начальник производства «Columbia Pictures» Гарри
Кон нанимает Капру в качестве режиссера за $ 1000. Это событие оказалось важным для
обоих, поскольку Капра вскоре станет в Голливуде режиссером № 1 и успех фильмов
Капры вытащит студию из нижней строки в главную лигу. После первого дня съемок Кон
был настолько недоволен, что даже хотел выгнать Капру, но тот убедил его, что
съемки делались в спешке и еще не время судить о картине. В итоге, через некоторое
время он дает ему бонус в виде оплаты $ 1 500 за картину, а после ряда успешных картин
вынужден поднять до $3 000, в том числе и за «Субмарину» (1929). Он ставит его на первую
звуковую картину «
Младшее поколение» (1929). Летом того же года он был представлен молодой
вдове Люсиль Уорнер Рейнбурн, которая на долгие годы станет его женой и верной
спутницей жизни.
Капра встретил взятую из театра актрису Барбару Стэнвик, которая была принята на
работу в звуковом кино, но была снята в 3-х неудачных фильмах и хотела вернуться в
Нью-Йорк на сцену. Гари Кон же хотел, чтобы Стэнвик снялась в запланированном
фильме «
Ladies of Leisure»
(1930), но она не прошла собеседование с Капрой и он отказался снимать ее. Домой
Барбара пришла в ярости и ее муж Франк Фэй позвонил Капре. В защиту Капра ответил,
что ему показалось, что она сама не хочет сниматься. В январе 1930 года Капра начал
снимать Стэнвик в этом фильме в главной роли, что послужило для обоих началом к их
звездному пути. Хотя Капра признался, что он был совершенно очарован госпожой
Стэнвик, но женился он именно на Люсиль Уорнер Рейнбурн, которая и стала его
второй женой.
Компания «Colambia» заключила с Капрой долгосрочный контракт, а в 1931 году произошла
знаменательная встреча режиссера с Робертом Рискином, сценаристом его лучших
фильмов. В итоге они сделают совместно 13 фильмов. Капре было поручено снять фильм
«
Платиновая блондинка» с актрисой Джин Харлоу. Сценарий был результатом
работы нескольких авторов, включая Джо Суерлинга, но оттачивался самим Капрой и
Робертом Рискиным. Этот фильм стал поворотным пунктом, в котором была точно
найдена «формула Капры»: идеалист-одиночка бросает вызов общественному
несовершенству.
Слава приходит к Фрэнку Капре после выхода на экраны комедии «
Леди на один день» (1933). Прокат картины «
Леди на
один день» был триумфальным. Фильм принес для студии Каламбиа 4 номинации на
Оскар, до этого ни один фильм этой студии не привлекал внимание Академии. Кстати
последний фильм Капры в 1961 году «
Pocketful of Miracles» с Бетт Дэвис и Гленном Фордой
являлся ремейком «
Леди на
один день». В 1933 году Капра вновь снимает фильм с Барбарой Стэнвик, на этот раз
драму, сегодня ставшую классикой, «Горький чай генерала Йена». Феноменальный
зрительский успех ленты «Одной счастливой ночью» (1934, премия «Оскар» как лучший
фильм года) стал полной неожиданностью для продюсеров. Фильм получил пять
«Оскаров», по всем ведущим номинациям.
В 1930-е годы Фрэнк Капра получил больше наград, чем любой другой кинорежиссер. Его
картины премировали всевозможные организации, начиная от Академии киноискусства
и кончая кинокритиками Нью-Йорка. Коммерческий успех его работ был феноменален.
«Великий человек и великий американец, Фрэнк Капра воодушевлял тех, кто поверил в
американскую мечту», - говорил Джон Форд. Он превосходно работал с актерами
голливудской школы, подбирая их к образу и затем добиваясь полной
непринужденности поведения, легкости и естественности даже в самых невероятных
обстоятельствах. Он поддерживал начинания президента Рузвельта. Думается, фильмы
Капры имели немалое пропагандистское значение: в общедоступной развлекательной
форме он излагал многие положения предвыборных политических компаний Рузвельта.
Вскоре Капра переходит из «Коламбии» в «Уорнер бразерс» и выпускает ленту
«Знакомьтесь Джон Доу» (1941), в которой реформатор-общественник стремится дать
людям работу и счастье.
С 1939 по 1941 год Капра является президентом американской Гильдии Кинорежиссеров. 12
декабря 1941 года он предложил свои услуги военному департаменту. Фрэнк получил
звание майора и по прямому указанию президента Рузвельта принял на себя
руководство Кинослужбой Военного Департамента. Документальные фильмы,
поставленные под началом Капры, были всегда драматичны. И когда они
демонстрировались в кинотеатрах, то имели не меньший успех, нежели игровые. В 1944
году служба полковника Капры была отделена от военного ведомства. В конце войны
антифашистская тема стала постепенно исчезать с экранов, была прекращена работа
над фильмами серии «Почему мы воюем», а вскоре та же участь постигает и другие
серии. Однако, сам Капра считал свои документальные фильмы наиболее важными
своими работами и достижениями. В 1945 года полковник Капра был награжден медалью
«За слуги» (Distinguished Service Medal).
Когда отгремели последние залпы, Капра вместе с Уильямом Уайлером и Джорджем
Стивенсом создает независимую кинокомпанию «Либерти филмз». Но после выхода
картин «
Эта замечательная жизнь» (1946) и «Положение в стране» (1948),
значительно уступавших лучшим предвоенным работам Капры, фирма прекратила свое
существование. Режиссёр продолжал снимать до 1961; его планы снимать научную
фантастику в шестидесятые годы не реализовались. Он снял еще несколько лент,
делал образовательные программы на телевидении, возглавлял американскую Гильдию
Режиссеров (1960-1961).
В 1971 году Капра опубликовал автобиографию, которую исследователи считают, как
минимум, не вполне правдивой. Своё имение в Калифорнии он завещал своей
альма-матер, Калифорнийскому технологическому институту. В 1982 году Американский
институт кино отметил режиссера наградой за вклад в мировой кинематограф.
Он прожил долгую и счастливую жизнь. Фрэнк Капра умер во сне 3 сентября 1991 года, в
возрасте 94 лет, когда принесшие ему славу картины стали общественным достоянием.
Он погребен на кладбище Долины Коачелла штата Калифорния.