Кларенс Леон Браун родился 10 мая 1890 года в Клинтоне, штат Массачусетс в семье
Ларкина Брауна, честолюбивого ремонтника ткацких станков, выходца из Джорджии, и
ткачихи по имени Кэтрин Энн, имеющей корни нижней части Ирландии. У них был только
один ребенок. Мальчик был маленьким для своего возраста, который, казалось,
восполнял свою нехватку роста энергией и быстрым умом. Приблизительно в 1900, когда
Ларкину Брауну предложили лучшую работу в одном из самых прогрессивных хлопковых
заводов на юге страны, в Бруксайде он согласился, и семья переехала на юг в
Ноксфилл, штат Теннеси. Ребенку исполнилось в то время 11 лет. Когда семья
перебралась в Ноксфилл, смышленым и умным ребенком заинтересовалась соседка
Лаура Фогелсон, жена страхового агента, приехавшая из Огайо, она управляла школой
драматического ораторского искусства. Мальчик стал ее лучшим учеником и
занимался в ее школе в течение 7 лет. Это явно с ее помощью он стал известен в
начале 20-го века в Ноксвилле за свои выступления с дикломацией поэзии.
Свои воспоминания о школьных годах Кларенс включит в фильм «
Ah, Wilderness!» (1935), показав Ноксфиллскую
классную комнату, добавив мелкие детали, напоминающие ему об одноклассниках,
включая его самого, хотя речь шла вроде о Коннектикуте, согласно Юджину О'Нилу. С
детства Кларенс любил все, что относится к технике, от футуристических книг Тома
Свифта, включая все машины, особенно автомобили. Автомобили и фильмы пришли в
американское сознание почти одновременно. Это были раритеты, короткие, немые,
смешные новинки, которые показывали иногда между водевилями в театре или на
катке, когда Браун прибыли в Ноксвилл. Но к 1910 году насчитывалось уже 6 кинотеатров
в городе. По признанию самого Брауна он был не совсем заинтересован самим кино,
его больше привлекало исполнительское искусство. 15 летним подростком он был
членом арт-клуба, музыкального клуба и драматического клуба в школе, в которой он
был частью мужского меньшинства (т.е. девочек было гораздо больше).
В 1906 году во время поездки к деду в Атланту Браун попадает в самое смутное время,
когда там вспыхнули массовые расистские беспорядки, при которых белые мужчины
избивали чернокожих битами, что привело к убийству. И, конечно, четыре десятилетия
спустя это тоже найдет отражение в творчестве Брауна и подвигнет его снять фильм
о расизме.
Окончив школу, Кларенс поступает в Университет Теннеси, который в то время он был
весьма небольшим. Он моментально попадает в Литературное общество и даже
выигрывает соревнование на конкурсе между сообществами. В 16 лет Клэренс уже живет
отдельно от родителей, поскольку становится студентом. Отчасти потому, что он
выбрал два главных для себя направления в электротехнике и машиностроении, он
учится дополнительный год. Кандидаты в бакалавры писали диссертации в те дни, а
ему не надо ездить далеко для своих исследований. Он пишет работу на основании
изучения эффективности турбин на заводе работодателя своего отца. «Экономика и
распределение мощности завода № 2 Бруксайда Миллса» - так сухо звучит название
его диссертации, но она содержит сотни тщательно записанных данных. Когда ему
исполнилось 20, он окончил Университет, получил 2 степени сразу.
Начинает Браун свою работу в инженерном департаменте компании, производящей
автомобили в Молине. Позже он переезжает в Массачусетс, и увлеченность
автомобилями привела его на работу в Компанию «Stevens-Duryea», а в открывшейся компании
автомобильного дилера «Brown Motor Car» в Бирмингеме, штат Алабама, Браун работал
продавцом. И хотя он и получил подготовку в качестве инженера и ожидал продолжить
карьеру в автомобильной промышленности, но стал увлекаться быстро набирающей
обороты новой индустрией кино. Он отказывается от профессии дилера в пользу
кинематографии, увлекшись «движущимися картинками» (как часто тогда называли
кино) около 1913 года (по другим источником в 1914 году).
В 1915 году Кларенс отправился в Форт-Ли, штат Нью-Джерси, где находилась до
голливудских фильмов столица и штаб-квартиры «Peerless Studios», намереваясь
познакомиться с режиссером, который был известен Брауну из титров фильмов,
которые его заинтересовали: Морисом Тоурнуром. По пути, он остановился в
Ноксвилле, и побеседовал со своей старой наставницей, г-жой Фогелсон, По
воспоминаниям ее сына, она пыталась убедить Кларенса, который оставался в ее
памяти слабеньким и невзрачным пареньком, не бросать свою судьбу под ноги «такого
рода людей». Но Браун был уже совсем другим и он продолжает свой путь и еще на
пароме слышит, что великому режиссеру (а на тот момент он был самым известным
среди режиссеров страны), требуется помощник. Как вспоминал позже сам Браун, по
словам К. Бронслоу из книги, Браун столкнулся с Морисом Тоурнуром, когда пришел
подать заявление на работу. На вопрос, кем он работал, узнав, что Браун имел дело к
автопромышленности, Тоурнур выразил скептицизм по поводу намерений Брауна. Но
сам Браун считал, что его отсутствие опыта в киноделе как раз и является активом,
дерзко предложил: «А почему бы вам не принять свежих мозгов, которые ничего не
знают о кинобизнесе и могут принести новый и свой путь в развитии дела?» Такой
аргумент, по слова Бронслоу сразил режиссера. В дальнейшем Морис и Кларенс
работали в тесном взаимодействии, в своего рода Инь-Янь гармонии. «Они сошлись
вода и пламень...» - бурный и непрактичный Тоурнур и спокойный и деловой Браун. В
итоге Браун изучил кинодело лучше, чем его учитель, когда-либо знал.
Итак, Браун был принят на работу в «Peerless Studio» Форт Ли, Нью-Джерси ассистентом
великого французского режиссера Мориса Тоурнура. Позднее он был призван на
военную службу во время Первой Мировой войны, в которой служил в качестве летного
инструктора, а после службы ему был предоставлен шанс поставить свой первый фильм
«Великий искуситель» (The Great Redeemer, 1920), правда, совместно с Тоурнуром, по сценарию,
написанному для актера Джона Гилберта. В этом же году он руководит основными
съемками фильма «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans), после того, как Тоурнур
получил осенью сильную травму при падении на съемках. Кстати, в этом фильме
впервые снялся Борис Карлофф, играя мародерствующего индейца, которого
невозможно узнать. К тому времени, студия переехали в Голливуд. Под руководством
Тоурнура, специализирующегося на романтическом амплуа, Браун снимает несколько
фильмов.
Но ученик перерастает учителя, и Браун мирно расстается с Тоурнуром и переходит
на студию Universal в 1924 году, заключив контракт, где ставит фильмы «
Сигнальная башня» (Signal Tower, 1924), в нем он появляется в роли камео,
«Тлеющие пожары» (Smouldering Fires), и «Гусыня» (The Goose Woman), оба в 1925 году, которые
отображали тему романтического треугольника, тема, к которой Браун будет
обращаться снова и снова.
Уйдя с "Universal", Браун присоединяется к "United Artists", где он работает с Рудольфом
Валентино, сняв очаровательную романтическую комедию «
Орел» (The Eagle, 1925) и Норму Талмедж в «
Кики» (Kiki,1926). К
середине 1920-х годов, Браун имел репутацию среди руководителей студий в качестве
одного из лучших режиссеров в Голливуде. Он произвел впечатление на
руководителей "MGM", и ему предложили контракт в 1926, где Кларенс Браун успешно
работает до середины 1950-х годов.
При приходе звука, наступают благоприятные дни и для Брауна, который выпускает
высокобюджетные фильмы один за другим. Многие из них были успешными, некоторые
легкозабывающимися. Браун получает репутацию, отчасти заслуженную -
сентиментального мастера. Одной из первых работ, предложенных на "MGM", совместно с
Ирвингом Талбергом, заключалась в том, чтобы снять малоизвестную тогда шведскую
актрису (за исключением ее репутации) и снять ее в фильме с Джоном Гилбертом. До
этого фильма Гарбо не уживалась ни с одним американским режиссером, но терпение и
спокойствие Брауна разоружило знаменитый темперамент актрисы и фильм «
Плоть и дьявол» стал не только основным хитом 1927 года, но и послужил
взлету актрисы в заоблачную высь. Браун будет снимать актрису в шести фильмах (а
она всего снялась в 31 и 4 из них в Стокгольме) ближайшие 10 лет, в том числе и в ее
первом «заговорившем» фильме «
Анна Кристи», в
котором она сыграет бывшую проститутку. За этот фильм Браун получил свою первую
номинацию за режиссуру.
"MGM" вставил режиссера в свою нишу с серией пышных, с звездным артистическим
составом фильмов и Брауну удалось сохранять свое собственное уникальное видение
при работе в пределах студии, сохранив «стиль дома» (т.е. в стиле студии). Как
режиссер он старался найти к актеру подход, выслушивая мнения актера, для того,
чтобы помочь актеру извлечь из роли наибольшую пользу и показать роль наилучшим
образом. После доказательства своих способностей с такой трудной актрисой как
Грета Гарбо, Брауна ставили на работу со многими трудными и волевыми «дивами».
Норма Ширер сделала некоторые из своих лучших работ именно под руководством
Брауна, он так же продолжил снимать Грету Гарбо в таких картинах как «
Анна Каренина» (1936) и «
Покорение» (Conquest, 1937).
После ранней кончины Ирвинга Талберга (одного из руководителей студии), глава
студии Луис Б. Майер поставил Брауна на производство многих фильмов, которые
нравились ему самому и которые подчеркивали традиционные ценности. Приняв вызов,
режиссер Браун ставит такие фильмы как «Человеческие сердца» (Of Human Hearts, 1938);
биографический «Эдисон - человек» (Edison the Man, 1940); по личному заказу Майера его
любимую вещь «Человеческую комедию» (The Human Comedy, 1943), адаптированную к экранизации
Вильямом Сарояном с Мики Руни в главной роли, за которую он был номинирован в 4-й
раз; военную драму «
Белые
скалы Дувра» (The White Cliffs of Dover, 1944), и «
Национальный бархат» (National Velvet, 1945), за который он получил пятую
номинацию в категории Лучший режиссер. Однако по иронии судьбы на студии «20 век
Фокс, куда его временно прикомандировали, он снял возможно свой лучший фильм «
Пришли дожди» (The Rains Came, 1939), драму об эгоцентричном англичанине в Индии,
который понимает всю бездну своего эгоцентризма только после стихийного
бедствия.
В 1944 с успехом «Национального бархата» в которой еще ребенком появляется будущая
суперзвезда Элизабет Тейлор, отлично сыгравшая главную роль, Браун завоевывает
репутацию режиссера фильмов для семейного просмотра о животных и детях,
поскольку следующим был фильм «
Олененок» (1946), которые
казались маловероятными десятилетие ранее, когда он снимал фильмы о супружеских
изменах и проституции. Он получает свою шестую номинацию на Оскар, после выхода
фильма «
Олененок» (The Yearling, 1946), добротно поставленную семейную драму с участием
Грегори Пека, экранизации романа Марджори Киннан Рослинг о маленьком мальчике,
который решил, что дикое животное может стать домашним.
В 1951 году Браун снимает «
Ангелы у кромки поля» (Angels in the Outfield, 1951), очаровательная фантазия о
команде бейсбола, которая, возможно, извлекла выгоду, благодаря божественному
вмешательству. Фильм, который генерал Эйзенхауэр объявил своим любимым кино. В
следующем году, Браун снял свой последний фильм «Плимутские приключения» (Plymouth
Adventure, 1952), драму о прибытии паломника в Массачусетс, романтичная мелодрама, в
которой главные роли исполняли Спенсер Трейси, Джин Тирни и Ван Джонсон.
После выхода этого фильма он ушел, и ушел полностью, и приблизительно в то же самое
время, его друг Луис Б. Мэйер бросил его. Он был одним из очень немногих, кто
остался в тесном контакте с Гретой Гарбо; его жена и он иногда отдыхали с нею в
Европе. Он играл в гольф и управлял самолетами и вкладывал капитал в недвижимое
имущество. Он водил спортивные автомобили. Броунлоу вспоминает поездку вокруг
Калифорнии с 75-летним Брауном, заставившим свой белый Мерседес бежать со
скоростью чуть ли не больше 100 миль в час. Браун утверждал, что он видел только два
кинофильма после того, как он снял «
Плимутское приключение»: «Доктор Живаго» и «Родившийся
свободным». Ему они достаточно понравились, отметил он, в то же время он
подчеркнул, что не хотел бы быть втянутым назад в кинобизнес. Как много стариков,
он действительно смотрел телевидение, включая то, что, должно быть, было
некоторыми из ранних ток-шоу и информационных программ.
В 1970-х принимает участие в ряде кинофестивалей в качестве лектора, рассказывая в
частности о совместной работе с Гарбо.
Личная жизнь
Значительная часть его личной жизни остается в тени и неизвестна. Известно, что к
1917 году Кларенс стал отцом ребенка, которой дали имя Адриана Браун, но состояли ли
ее родители в браке или просто проживали некоторое время вместе, не доказано до
сих пор. Браун вообще скрывал свою личную жизнь от посторонних лиц. Некоторые
источники приписывают второй брак с Оной Уилсон, но о ней тоже мало, что известно.
Другие утверждают, что он был в браке с Моной Марис, известной актрисой из Южной
Америки. На утверждения, что он состоял с ней в браке, Янг утверждает, что они
только совместно проживали.
В 1933 году Браун женился снова, на бывшей актрисе
Элис Джойс, но это
не было типичным альянсом режиссер-актриса. Джойс, которая была одного возраста с
Брауном, уже снималась в кино, когда он еще учился в Ноксвилле. В 1945 пара развелась.
После их развода Браун женится на журналистке
Мэриэн Рут Спейс в
1946 году. Она, несколько десятилетий спустя, стала очень важной персоной для
некоторых администраторов Университета Теннеси. В октябре 1939, когда он был в
разгаре своего Голливудского успеха, он возвратился в город, частично чтобы
видеть удивительный матч непобежденный и невыигранный - на кубок Теннеси, где Vols
играют с Алабамой. Спустя некоторое время он пригласит команды к себе на ранчо,
что бы довести борьбу до конца. С тех пор его аккуратно заносили в списки
Теннеского Университета.
Браун посетил Ноксвилл несколько раз за следующие шесть лет. Однажды, когда
Университет устроил в честь его 80-ти летия вечеринку в мае 1970 года, устроители его
потеряли. В это время случились студенческие волнения. Браун исчез из отеля
Шератон, где остановился. Бастующие студенты затопили улицы и он, появившись
несколько часов спустя, с удовольствием описывал свои приключения, как он
прогуливался перед студенческим общежитием и говорил со студентами, которые
бастовали. Я думал, «О, эта старая, консервативная скряга, это могло бы быть концом
всего». Но он сказал: «у меня было большая встреча. Эти студенты, их интерес к
возражению взволновали меня глубоко». Несколько месяцев спустя, он возвратился
снова, в ноябре 1970, когда открывался театр, который несет его имя. Театр открылся
демонстрацией «Олененка». Он не мог и предположить, что его чтили таким образом» -
говорит один из организаторов.- «Он думал, что все забыли о нем. Он думал, что люди
не понимали, кем он был». Брэкебилл с гордостью вспоминает: «Госпожа Браун
сказала, что причастность Кларенса Брауна к студентам, штату, и руководству
Университета Теннеси, походила на вторую жизнь для него».
Кларенс Браун скончался в 1987 гду, в медицинском центре «Сейнт-Джон» от отказа
почки. Когда госпожа Браун умерла шесть лет спустя, она оставила половину
состояния для дома Голливудских актеров в Калифорнии, и половину, чтобы
обеспечить Театральную программу Кларенса Брауна в Теннеском Университете, что
составило приблизительно $11 миллионов. Брауны также оставили свои личные бумаги и
другие экспонаты, которые сохранены во множестве, что является Специальной
Коллекцией Библиотеки Hoskins. Она содержит сотни писем, фотографий, и все от
свидетельства о рождении Брауна и армейских бумаг до некоторых подарков,
персонифицированных от жены Луиса Б. Мэйера, Лорены. Сегодня, Театр Кларенса
Брауна в Америке может быть лучше известен, чем сам Кларенс Браун
непосредственно. Броунлоу говорит, что в то время как его хорошо помнят в
Университете, часть его работы медленно теряется.
Один из наиболее успешных режиссеров «Золотого века Голливуда» он снял в
конечном итоге чуть более 50 фильмов. Он раскрыл и заставил играть многими новыми
гранями Грету Гарбо, он заставил сиять звездами только начинающих карьеры Кларка
Гейбла, Джоан Кроуфорд, Джеймса Стюарта, чьи имена известны лучше, чем его.
Вышедший в 2005 году документальный фильм о Грете Гарбо содержит архивные съемки
интервью с Кларенсом Брауном о работе с великой актрисой. За свой вклад в развитие
киноиндустрии Кларенс удостоен Звезды на Голливудской Аллее Славы. Её номер -
1752.