Один из самых известных азиатских актеров, снимался в китайских и американских
фильмах. Чоу Юнь-Фат (настоящее его имя - Чжоу Жуньфа) трижды становился лучшим
актером по мнению Гонконгской академии киноискусств.
Чоу Юнь-Фат родился 18 мая 1955 года на небольшом островке Ламма в бедной семье
фермеров. В 1965 году его семья переехала в Гонконг, где отец нашел работу в
нефтеперерабатывающей компании. В 17 лет Чоу Юньфат был вынужден оставить школу,
чтобы помогать родителям.
В течение года он перепробовал многие профессии: почтальона, курьера,
коридорного. Не имея актёрского образования, в
1973 году Чоу пришёл по объявлению в газете на пробы,
проводившиеся телеканалом TVB, успешно их прошёл и вскоре приобрёл значительную
популярность, снимаясь в телесериалах.
Нагулявшись по эфирам местных телестанций и приемным актерских агентств, Фат
решился поступить в школу профессионального мастерства, где и оказался в
приятной компании будущего друга и постановщика Ринго Лама. Опыт, приобретенный
за несколько месяцев обучения, Чоу использовал в многочисленных мыльных операх,
наводнивших в семидесятые годы эфир Гонконга.
Начало восьмидесятых подарило Фату истинно звездный статус. Актер оказался
востребован в культовом сериале “Шанхайский пляж”/Shanghai Beach/ в качестве ультра
гангстера Хун Ман-Кенга. Параллельно с успешной теледеятельностью развивалась и
кинематографическая карьера Чоу.
В 1976 году он отметился в ныне забытом проекте "Массажистки”. А первый резонанс Фат
получил пятью годами позже: "История Ву-Вьета"/The story of Wu Viet/ продемонстрировала
скрытые драматические возможности мыльного плейбоя(в данном произведении Чоу
Юн-Фат предстал в образе южновьетнамского вояки, скрывающегося в грязноватом
андеграунде Гонконга). Впрочем, именно в этот период амбиции Чоу были подвергнуты
самым жестоким испытаниям (серийная лихорадка сведет ума даже героя боевиков).
Подкрепленным драмой в личной жизни, а именно разводом с телезвездой Кэндис Ю
Он-Он.
Возрождение ожидало Фата лишь в середине восьмидесятых. Актер победил в
крупнейшем азиатском киноконкурсе "Золотая лошадь”. Столь пристального внимания
он был удостоен за роль в фильме Ленга По Ши "Гонконг, 1941” /Hong Kong 1941/.
Подлинный же прорыв в восхождении блистательной звезды связан с его дебютом у
Джона Ву в картине "Лучшее завтра " /A better tomorrow/ (1986). Именно с этим фильмом связано
рождение совершенной структуры гонконгских боевиков в их современном понятии.
Именно эта картина вдохновила Квентина Тарантино на постановку "Бешеных псов”
/Reservoir dogs/, Роберта Родригеса на создание "Отчаянного” /Desperado/ и даже Люка Бессона
на изготовление "Никиты" /La femme Nikita/. Смачное заматеревшее лицо нашего героя как
нельзя более кстати подходило для жестких мужских характеров, вытаращенных глаз
и дымящихся "беретт". Именно за подобный набор актерских качеств Чоу ЮнФат и обрел
таки номинацию на главную местную премию Hong Kong film award.
Роль Гора стала классической для всего азиатского кинематографа, благодаря чему
Чоу Юн-Фат в одно мгновение превратился в конвертируемую звезду. Последовавший в
1907 году взрыв его огнестрельной активности привел к тому, что слухи об актере
дошли до Америки. Первая бомба разорвалась в постановке его давнего приятеля
Ринго Лама "Тюрьма в огне” /Prison on fire/. Именно после выхода этого проекта Чоу ЮнФата
(в роли крутого патрона и его партнера (сокамерника) Тони Леунга "Кар-Фаи” наконец
заметили и на американском рынке. Логичным итогом проката стала номинация на все
ту же "золотую лошадь". А победителем в тот год опять стал Чоу за роль "полицейского
, под прикрытием" в постановке того же Лама "Огненный город" /City on fire/.
Поставленную в 1987 году планку Чоу Юн-Фат с успехом держит до сих пор. Двумя годами
позже появился непревзойденный “Наемный убийца" /The killer/ Джона Ву - энциклопедия
стилистических ухищрений и крутой замес пространств Стенли Кубрика, Сэма
Пекинпа, Серджо Леоне, Жана Пьера Мелвилля и Мартина Скорсезе. На следующий год
Чоу Юн-Фат снова снимается у Ву в боевике "Рожденный вором " /Once a thief/, где ему снова
составили компанию сливки гонконгского кино - Лесли Ченг и Чери Чунг. Славные
традиции "Поймать вора" /To catch a thief/ Хичкока и "Розовой пантеры" /The pink panther/ Эдвардса
ни в коем случае не были посрамлены. В тот год насилие смаковал Ринго Лам в
гангстерской постановке "Полный контакт" /Hard contact/. Звезда Чоу сияла как никогда. Он
превратился в главного мужчину Гонконга с печальным взором и сумрачной
элегантностью в багаже. Парочка Ву и Фат сполна отыгралась во время создания
"Круто сваренных" /Hard boiled/ - очередной классической постановке в формате "боевого
балета" с участием второго звездного Тони Леунга, “Чу-Ваи'.
После сногсшибательного успеха гонконгских боевиков азиатская Dream team
отправилась покорять Голливуд. Ву после “Трудной мишени” /Hard target/ работает
исключительно со звездами первой величины, а Чоу Юн-Фату пришлось пройти целый
обряд жанровых причастий. Первое появление в качестве главной звезды состоялось
в 1998 году в опусе Антуана Фикуа "Убийцы на замену” /The replacement killers/ в паре с Мирой
Сорвино, Майклом Рукером и Юргеном Прохновым. На уровень кино "большого стиля"
этот продукт, впрочем, и не претендовал.
Примерно в том же духе был выдержан и следующий бенефис Чоу Юн-Фата
"Коррупционер” /The corruptor/ Джеймса Фоули - на этот раз партнером по съемкам выступил
многообещающий красавец Марк Уолберг. Случаются неожидаемые откровения:
выразительная фактура Фата была востребована в костюмном проекте Энди Теннанта
"Анна и король" /Anna and the King/. Платонический роман с героиней Джоди Фостер был скучен,
но красив. Непросвещенным обывателям только такого продукта оказалось и надо.
Последний опыт Чоу Юн Фата "Крадущийся тигр, затаившийся дракон"/Wo hu zang long в
очередной раз доказывает состоятельность убедительной маркетинговой стратегии
матерого конъюнктурщика Энга Ли, соединившего раскрученных в Голливуде
азиатских звезд, - Фата и Мишель Йео - в ураганной сказке. Чоу Юн Фат в качестве
синтетического героя-любовника-бойца-аристократа на редкость убедителен.
Очевидно, что потрясений его карьера в будущем испытывать не будет.