Семак Петр Михайлович - артист Малого Драматического Театра - Театра Европы в г.
Санкт-Петербург.
Родился 26 января 1960 года в селе Спасском Днепропетровской области (Украина).
2 года учился в театральном институте в Харькове.
В 1983 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии (ЛГИТМиК) на курс А.И.Кацмана.
В том же году приглашен в труппу Малого драматического театра.
Сыграл в фильмах «
Взломщик» (1986), «
Сентиментальное
путешествие на картошку» (1986), «
Охота на
Золушку» (2002), «
Красное небо. Черный снег» (2002), «Убойная сила» (2005), «
Лилии для Лилии» (2006), «
Путина» (2007), «
Холодное солнце» (2008) и других.
Детство. Учёба
Петр Семак родился и вырос в украинском селе, в большой семье (есть две сестры и
брат). В детстве хотел стать физиком или математиком. В школе не было
самодеятельного театра, но была самодеятельность, он пел, танцевал, делал какие-то
фокусы, нравилось быть клоуном... Серьезно он никогда не думал, что это - его
призвание. Безумно любил математику, точные науки, и школьный учитель говорил: жил
бы ты в городе, конечно, тебя нужно бы в специальную школу определять... Петр так и
думал, что пойдёт в точные науки: физика, математика, т. е. в университет...
В 17 лет решил стать артистом. Два года учился в Харькове, в Институте искусств. В
какой-то момент для себя понял, что если этому делу посвящать жизнь, то нужно все
бросить и бежать из Харькова.
В 1979 году он поехал в Ленинград. Курс набирал опытнейший наставник Аркадий
Иосифович Кацман, вторым педагогом был Додин. Его приняли, хотя он почти не
надеялся.
Начались четыре года обучения в Театральном институте. Студенты очень много
репетировали. Ежедневные занятия: хореография, движение, сценическая речь и,
главное, актерское мастерство. Учили владеть телом, помогали ставить голос. Пётр,
например, говорил с сильным украинским акцентом. И В.Н.Галендеев, педагог по речи,
шутил: "Я этого хохла никогда не научу правильно говорить". Вообще это были самые
лучшие годы. Приходили на Моховую к 9 утра и заканчивали репетиции не раньше 12
ночи. И так все 4 года каждый день.
Где-то через два месяца учебы на 1 курсе в Петре осталось 50 кг веса, он падал в
обмороки. Его отпустили домой. Там он ел виноград и отсыпался, а потом вернулся и
все по новой началось. Все-таки это было замечательное время. Все были увлечены
Достоевским. Репетировали "Братьев Карамазовых": это была такая профессиональная
школа для молодых - прикоснуться к ролям мирового масштаба. Максим Леонидов очень
хорошо репетировал Ивана Карамазова, а Петр - Митю. Им всем было чуть за 20, и они
попадали в те возраста, который есть у героев Достоевского. И этим было
интересно.
Театр
И так всё сложилось, что через 4 года его недавний учитель Л.А.Додин стал главным
режиссером МДТ и пригласил его в свой театр.
На выпускных экзаменах в ЛГИТМИКе Петр Семак сыграл Митю Карамазова и мгновенно
прославился. Восторженные ленинградцы уверяют, что прорывались в старое
институтское здание сквозь толпы страждущих и милицейские кордоны. Само собой
разумеется, Лев Додин просто не мог не пригласить его после окончания института в
1983 в Малый драматический театр, где Семак сразу же стал ведущим актером.
Знаменитый спектакль "Братья и сестры" (пожалуй, нет страны, где бы он ни побывал)
продемонстрировал с очевидностью: в русском театре появился актер на редкие, увы,
роли трагических героев. Этот спектакль идет аж 10 часов подряд. Репетировали его
больше трех лет.
За годы работы в МДТ актер сыграл до обидного мало: Ставрогина в "Бесах", Эбина в
"Любви под вязами" Юджина 0'Нила, Леонта в "Зимней сказке" Шекспира, Септимуса в
"Аркадии" Т. Стоппарда в БДТ им. Товстоногова, но зато как сыграл! Так что едва ли не
каждый петербуржец на вопрос о самом известном актере в городе ответит не
задумываясь: Семак.
Актер «додинской школы», Семак успешно работает с режиссерами разных
направлений.
На Международной театральной Олимпиаде в Москве 9 июня 2001 г. состоялась премьера
чеховской "Чайки", где Семак сыграл роль доктора Дорна.
"Московские каникулы"
В 2001 году театр был на гастролях в Москве. Олег Табаков пригласил Петра Семака
встретиться с ним, поговорить. Без обиняков предложил с ходу: "Бросай Малый
драматический. Давай к нам во МХАТ". И горы золотые сулил, и роли, и квартиру в
центре столицы предлагал. Предложение выглядело настолько заманчиво, что актер
попросил месяц на размышление. Думал целый месяц, и, подумав, сказал "нет". Но
Табаков продолжал звонить, предлагал какие-то роли. Роман по телефону продолжался
около года, пока Семак не разругался в своем театре с администрацией.
Как всегда, из-за ерунды, но почувствовал себя обиженным, имеющим моральное право
бросить МДТ. В такие минуты, в состоянии аффекта, когда тебя оскорбили,
вспоминаешь все обиды, как тебя унижали, ни во что не ставили. Он тут же написал
заявление об уходе, что, мол, не желает работать в крепостном театре. Его попросили
переписать заявление, чтобы от такого у Льва Абрамовича не случился инфаркт.
Додин позвал в кабинет. Долго беседовали, обсуждали создавшееся положение.
Решили, что он не уходит насовсем. В конце концов, чтобы потом всю жизнь не думать,
что тебя позвали, а ты даже не попробовал. Он не собирался обрубать концы с МДТ.
Полгода мотался между Москвой и Петербургом. Играл практически все свои старые
спектакли. Но время показало: в Москве он не прижился. Играл в итальянской комедии
положений "С четверга до четверга". Пётр Семак: "Мне казалось, что комедия требует
даже более тщательной подготовки, чем драматический спектакль. И тут мы с Олегом
Павловичем разошлись. Я хотел больше репетировать, а мне одна московская артистка
заявила: "Тут тебе не "Братья и сестры". И я ушел от них в никуда. Закончились мои
полугодовые московские каникулы".
Возвращение в Санкт-Петербург
И тут возник "Дядя Ваня" А.П.Чехова, которого поставили в МДТ быстро. После
"Вишневого сада", "Пьесы без названия", "Чайки" - "Дядя Ваня" легко выдохнулся. Астров,
Дядя Ваня живут, как два бобыля и вдруг в эту деревню приезжает петербургская
красавица Елена Андреевна (ее роль играет Ксения Раппопорт). Конечно, они сходят с
ума, влюбляются в нее. История вполне сельская. В спектакле Петр даже поёт
старинную песню "Вдоль по Питерской".
Потом была премьера в МДТ - "Король Лир". Репетировали больше двух лет. Актер
исполняет заглавную роль. Его Лир не стар - 45-50 лет, поэтому и три дочки его -
молодые. В любой момент человек может умереть, а власть и королевство с собой туда
не унесешь. У Лира есть потребность в любви. Даже, если он знает, что они не очень
его любят, и особенно старшая - Гонерилья (ее играет Елизавета Боярская). Есть
большая любовь к младшенькой Корделии (Дарья Румянцева) и ему кажется, что это
сейчас должно проявиться в ней. Но оказывается девочка - полная неожиданность.
Старшие, чувствуя свою ненужность для молодых, начинают испытывать боль, ощущать
свою ненужность в новой жизни. Это закон природы. Скорее всего вопрос даже не в
том, почему Лир делит королевство между дочерьми, а почему он бунтует. Лир бунтует
против закона природы.
Кино
В кино снимался не очень много. Еще в студенческие годы проходил первые кинопробы.
Снялся в фильме "Комендант Пушкина". Его первая роль - два эпизода, но со словами,
играл красноармейца. Написал родителям, смотрите. Мама отвечает: «Петя, бачила
твое кино, в титрах ты был, а на экране не появился». И с этого момента у него с кино
ничего не получилось.
Были бесконечные кинопробы в Москве, в Ленинграде. Уже почти утверждали... но потом
что-то не получалось. Так и не везло ему с кино. А когда уже все стало разваливаться
в кино, ему звонили, приезжайте на кинопробы. Тут он сам отказывался.
Снялся у Валерия Огородникова во "Взломщике", "Красное небо, черный снег" и еще его
картина должна выйти. Сейчас начинает сниматься всё больше.
Личная жизнь
В свободное время занимается спортом, плавает, бегает, ходит в баню и смотрит
хорошие спектакли.
Вредная привычка - казино и игровые автоматы, признается, что раньше мог
проигрывать крупные суммы.
Боится темноты.
Своими кумирами называет Жерара Филиппа, Аль Пачино, Высоцкого и Черкасова.
Гордится тем, что хорошо поёт.
До сих пор чувствует себя виноватым перед своими детьми. Потому что очень мало был
с ними. Хотя и старался изо всех сил больше уделять им времени. К сожалению,
приходится жертвовать: "Как-то меня спросили, что Вам дала эта профессия. Да,
конечно, радость творчества и всё прочее. Но с другой стороны отняла по сути эту
спокойную семейную жизнь".
31 марта 2013 года в семье Петра Семака произошла трагедия - в возрасте 26 лет умер его
сын Дмитрий, продолжатель актерской династии. Как писал журнал «Театрал», Дмитрий
Семак умер скоропостижно, сердце остановилось во время сна.
Дмитрий Семак долго не мог определиться с профессией, перепробовал много разных
работ, подавал документы на экономический факультет, но волей судьбы, после трех
попыток, оказался на актерском факультете. В 2012 году он выпустился из
Санкт-Петербургской театральной академии, курс Ю.М. Красовского. Актерский дебют
Дмитрия Семака заслужил внимание сложностью выбранного литературного материала.
Режиссер Николай Дручек поставил моноспектакль «Крейцерова соната» по Льву
Толстому для трех актеров и трех музыкантов. Все, кто видели Дмитрия на сцене,
считали его дебют удачным и многообещающим.