Анна Викторовна Уколова - российская актриса театра и кино.
Ранние годы
Анна Уколова родилась 15 февраля 1978 года в посёлке Сборно-Симоновский Сызранского
района Самарской области. Мама - учительница, работала заведующей детским садом,
учительницей в школе, заведующей районного Дома культуры. Родители развелись,
когда Анне было 6 лет. Мать больше так и не вышла больше замуж, занималась только
детьми.
Анна имеет старшего брата (разница между ними семь лет), он окончил Самарский
Институт культуры. В семье артистов не было, хотя все играли на музыкальных
инструментах. Росла очень спортивной девочкой - играла за школу в волейбол, бегала
на лыжах, стреляла, играла в теннис, шахматы.
С ранних лет она занималась в кукольном кружке при Доме культуры (там заведовала
ее мама). Также вместе с братом играла на сцене народного театра. Но несмотря на
это актрисой становиться не собиралась. И только по совету брата решила подать
документы в Самарский Институт культуры на актерский факультет, где проучилась
один курс.
На распутье
Следующим этапом в повышении актерского образования Анна выбрала ГИТИС. Почему
именно его? «Пошла туда, потому что по наивности считала, что это - единственный в
Москве театральный институт. А Щукинское, Щепкинское училища, Школа-студия МХАТ -
нечто типа ПТУ», - признается актриса. В ГИТИС Анна Уколова поступила с первого
раза. Учиться ей довелось в мастерской выдающегося мастера В. Андреева.
В 2001 году Анна с «красным» дипломом окончила институт и была принята в труппу
Театра Луны Сергея Проханова. На этом актерская карьера Анны Уколовой, еще не
начавшись, могла закончиться. Столкнувшись с жесткими реалиями актерской жизни,
она решила уйти из профессии. «А что же делать дальше? Ну не ждать же роли до
пенсии?!» - вспоминает Анна. Она уже было собралась подавать документы в школу
милиции (там как раз был набор), но, к счастью, ей позвонили с «Мосфильма» и
пригласили на пробы в сериал «Каменская» (роль Анны Лазаревой), снимаемый
режиссером Юрием Морозом.
Театр
За время службы в Театре Луны Анна Уколова играла в спектаклях: «Дачники»
М.Горького, «Лес» А.Островского, «Чарли Ча» С.Проханова (Операторша). Большой успех
у зрителей имела ее работа в блестящем спектакле Театра наций «Женитьба Фигаро»
Бомарше, где Анна сыграла Фаншетту. Актриса ничуть не потерялась на фоне звездных
партнеров - Евгения Миронова и Лии Ахеджаковой. Кроме того, Анна Уколова
сотрудничала с театром «Лаймлайт фетер» («Медведь» А. Чехова) и с Центром
драматургии и режиссуры («Не про говоренное» М. Покрасса и «Галко Моталко»
Н.Ворожбит).
Кино
После сериала «Каменская» Анна Уколова недостатка в ролях не испытывала. Сразу же
вслед за этой работой последовали роли в сериалах и фильмах: «
Закон» (Люба Орлова), «
Все, что
ты любишь» (баскетболистка Леночка), «
Женщины в игре без правил» (Варя), «
Вокзал» (Ляля).
Признание специалистов принесла Анне Уколовой роль в драме Юрия Мороза «
Точка» (2006). Роль
Ани - девушки с изломанной судьбой была сыграна актрисой ярко и пронзительно. А
партнершами Уколовой по фильму стали дочь режиссера Дарья Мороз и его жена
Виктория Исакова.
Среди удачных работ актрисы можно также отметить Марусю Никифорову в
историческом сериале «
Девять жизней Нестора Махно», Лиду в мелодраме Алены
Звонцовой «
Свадьба», Галину в сериале «
Разлучница»,
секретаря суда Ингу Ухову в сериалах «
Ваша честь» и «
Суд».
В популярном российско-украинском сериале «Колдовская любовь» Анна Уколова
сыграла одну из главных ролей - Надю, женщину, вовсю изменяющую своему мужу и
готовую добиваться своих целей посредством колдовства. И хотя сама актриса
признается, что героиня ей не близка: «Я верующий человек, и мне не нравится, когда
люди прибегают к колдовству, ведь это все зло», это не помешало создать ей яркий,
запоминающийся образ.
Следующие ключевые роли были сыграны актрисой в проектах «
Петрович» (Галина Петровна
Рогова - "Петрович"), «
Настоящая любовь» (Марго), «
Мама
по контракту» (Анжелика Звонова), «
Географ глобус пропил» (Ветка), «
Идеальная
пара» (Зоя Попова). В 2014 году снялась в скандальном фильме режиссера Андрея
Звягинцева «
Левиафан». Картина представляет из себя авторскую интерпретацию
истории библейского Иова, изложенную на материале современной России. Интересно,
что в фильме Анна сыграла подружку героини Елены Лядовой, с которой дружит и в
реальной жизни. За работу в фильме «
Левиафан» она получила
номинация на премию «Ника» (2015) за лучшую женскую роль второго плана.
В 2017 году на экраны вышел комедийный сериал «
Ивановы-Ивановы», в котором актриса исполнила одну из ключевых ролей.
Личная жизнь
В жизни Анна Уколова вообще не похожа не многих своих героинь. Вот уже много лет в
ее жизни один любимый мужчина - ее муж Сергей. Актриса признается: «Сергей - моя
главная опора в жизни.. Понимаю мужа с полуслова, актриса я только в кадре, а дома -
просто жена. Стараюсь покушать приготовить, навести чистоту и уют, чтобы в доме
была хорошая аура. Конечно, бывают у меня ночные съемки, но вообще я предпочитаю
работать днем и в Москве. Очень скучаю без мужа, вижу его грустные глаза, когда
уезжаю на съемки, и сердце щемит...». 19 мая 2011 года у Анны родился сын Макар.
Из интервью Александра
Малюгина-Гаврилова с Анной Уколовой в газете «Аргументы Недели» от 16 августа 2012
года: «Нельзя быть слабой в большом городе»
- Анна, впервые ваше имя прозвучало после фильма «Точка», которую критики называли
«чернухой». В нём достаточно правдиво изображена жизнь столичных «ночных
бабочек». Какая сверхзадача у подобных картин?
- Я очень признательна режиссёру Юрию Морозу за то, что он пригласил меня на
съёмки. После показа «Точки» на фестивале «Кинотавр» мне стали поступать
предложения от других серьёзных режиссёров и кинокомпаний. И «Точку» я
«чернухой» не считаю. Для меня это глубоко психологическая картина: про то, как
нельзя становиться слабой, особенно в больших городах, поддаваться
многочисленным искушениям мегаполиса. Съёмки фильма помню, словно это было вчера.
В картине сложилось всё и у всех: у актёров, художников, операторской группы. Пусть
подобные фильмы и не пробуждают светлых эмоций, но их задача не развлекать, а
обрисовывать проблемы, существующие в стране. А так как у нас свободная страна,
каждый делает свой выбор, что ему смотреть, а что нет.
- Недавно вы снялись в картине «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова. Как вам
работалось на одной площадке с Константином Хабенским, который сыграл главную
роль учителя Служкина, чем он вас поразил как актёр и как человек?
- С Константином мы пересекались ещё на фильме
Александра Прошкина
«
Чудо». Что
Константин Хабенский прекрасный киноактёр и потрясающе работает на сцене в
театре, я знала. А вот то, что у него есть благотворительный фонд и он помогает
больным детям, что у Хабенского есть бесплатные театральные школы по России, - это
стало для меня большим открытием! Работать с Костей всегда одно удовольствие, у
него есть чему поучиться.
- Фильм снимали в обычной средней школе в Перми. Как вам увиделось, учителя у
нас в провинции до сих пор нищие?
- Нищие? Для меня понятие «нищий» - растяжимое. Всё познаётся в сравнении. Я сама из
провинции, ситуацию реальной нищеты видела, знаю не понаслышке. И у себя на родине,
и там, в Перми, я много общалась с учителями. И хочу проблему развернуть в другую
сторону. Учителя в один голос жаловались, что сейчас ученики пошли совсем другие.
Дети обозлены, никто ничего не хочет. Точнее, у всех на уме только материальное
положение в обществе, на духовную сторону жизни никто вообще не обращает
внимания. Вот в чём главная проблема!
- Что вы хотите, если у нас в стране культивируется «философия успеха» любой
ценой!
- Не знаю, в моём школьном детстве подобного не было. Да и сейчас никто из моих
знакомых и друзей не зациклен на этой «философии успеха». Конечно, может, они
счастливые люди и им в жизни просто повезло... Но я уверена, они не способны продать
всё и всех ради достижения своих целей.
- В сериале «Девять жизней Нестора Махно» вы сыграли Марусю
Никифорову - террористку и анархистку. Глубоко погружались перед съёмками в её
биографию, в идеи анархизма?
- Я читала перед съёмками несколько книг про Махно, правда, Маруси там уделялось не
так много места. Знаю, что с анархистами она познакомилась в 1904 году, примкнула к
наиболее радикальному их крылу - так называемым «безмотивникам». «Безмотивники»
бросали бомбы и стреляли не только в крупных чиновников и политиков, объектами их
охоты становились просто зажиточные люди. Наиболее известными террористическими
акциями с участием Маруси были взрывы кафе Либмана и галантерейного магазина в
Одессе, а также взрыв вагона первого класса в поезде около Никополя. Но для меня
Маруся Никифорова не только анархистка-террористка, подруга Нестора Махно, но и
женщина, находящаяся в постоянном поиске себя, и именно как женщины! До сих пор
никто не знает, то ли любила Маруся Нестора Ивановича, то ли между ними вовсе
ничего не было... Образ получился у меня несколько собирательным. Впрочем, он до
конца не раскрыт не только мною, но и историками.
- Аня, вы снимались в фильме «Миннесота», где речь идёт
о хоккее, ещё в одной картине играли, помнится, баскетболистку. Какие у вас самой
отношения со спортом? За какими видами следили на только что закончившейся
Олимпиаде?
- Сейчас снимаюсь в Питере, времени мало, поэтому из всех видов спорта могу
позволить себе только «спортивную ходьбу». Ходить на довольно большие расстояния
здесь приходится много. Хорошо, что в Питере есть на что посмотреть! Для такого
случая я даже приобрела шагомер. Конечно, я смотрела Олимпиаду, но урывками. Наши
синхронистки, волейболисты, дзюдоисты - просто супер! Уверена, у нас будет ещё
больше медалей и чемпионов. Надо лишь, чтобы спорт стал доступным для каждого,
чтобы тренеры искали молодые резервы не только в больших городах, но и в
провинции.