ВГИК
Нина Евгеньевна родилась в Москве 8 августа 1928 года. Отец был военным - Меньшиков
Евгений Александрович, мать - Меньшикова Татьяна Григорьевна.
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на
актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно.
Руководитель курса, на котором училась Нина, Борис Бабочкин не видел в своей
ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности. После двух лет обучения
у Бабочкина, Нина Евгеньевна по собственной инициативе перешла на курс ниже, в
мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая
жизнь в институте.
Именно в мастерской С.А.Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее
таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. В 1953 году Нина
Меньшикова окончила ВГИК. В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову
из института, было сказано: "Одаренная молодая актриса, способная к решению
самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена
чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых
разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в
течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая
творческие задачи, проявляет волевые качества". Все это отчетливо проявилось и в
ее дипломных работах - в роли Долли из «Анны Карениной» и в роли Анны Монс из
спектакля "Юность Петра", где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая
Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра
Первого. В том же 1953 году Нина Меньшикова стала актрисой Театра-студии киноактера.
Первые роли
Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи
по мастерской - студенты режиссерского факультета В.Ордынский и Я.Сегель
приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного
короткометражного фильма "Переполох" (по рассказу А.П.Чехова), они пригласили на
главную роль Нину Меньшикову.
Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки
давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на
протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини,
и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски
для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере
передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой,
а ее трагедию - более типичной.
Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет
работать высокопрофессионально - пластично двигаться, мимически точно выражать
состояние героини, хорошо носить костюм, - что она не только чутка к замыслу
постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих
задач, к своеобразному прочтению ролей.
Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом
определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной - жены
профессионального революционера из фильма "Первые радости" ("Мосфильм", 1956). Эта
работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже
трагедийного накала.
Кино
Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей,
требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими
лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые
жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и
неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии -
лирическая и драматическая - переплетались.
В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины
Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.
Первая из них - бытовая роль доброй, любящей матери в фильме "Большие и маленькие".
В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных
аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова
- увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором - унылая домашняя хозяйка,
которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный
муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова
сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.
Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, - роль
Варвары - матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную
икону ("Чудотворная"). Этот образ - самый трагический в творческой биографии Нины
Меньшиковой. Ее Варвара - женщина, раздираемая внутренними противоречиями.
Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной
жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным
уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести
покой и радость ее истерзанной душе. Актриса очень убедительно передает всю
пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно
делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются
рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном - и снова - к бессильным
слезам и тупой тяжелой задумчивости.
И, наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, - это учительница
литературы Светлана Михайловна в фильме "Доживем до понедельника". Актриса сумела
показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть
разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Вместо грубого
осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее
человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить
над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины
Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и
рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные
идеалы. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила
Государственную премию СССР.
Всего Нина Меньшикова сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и
спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель,
Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Федорова, Эльдор Уразбаев, Андрей Сахаров,
Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова,
Константин Войнов и многими другими. Нина Меньшикова была членом Союза
кинематографистов России.
Личная жизнь
Мужем её был известный кинорежиссёр Станислав Ростоцкий . Впервые с будущим
супругом Нина встретила «очень обыкновенно, во ВГИКе».
Однажды Ростоцкий возвращаясь из института поздней зимней ночью на тролейбусе,
столкнулся там с Ниной. Они разговорились. Девушка ехала на окраину, в
Богородское, к бабушке, у которой жила. Порыв проводить девушку погасила
прагматическая мысль о возвращении из такой глуши, и Нина уехала одна.
Но практичность Ростоцкого оказалась для него самого судьбоносной, когда он
собрался писать сценарий первой авторской картины. Так как речь в картине шла о
деревенской жизни, вместе с соавтором Владимиром Красилыциковым было решено
работать над сценарием в деревне. «Только нам надо взять кого-то с собой, кто бы
нам готовил. Потому что, если мы будем заниматься хозяйством, мы ничего не
напишем», - уточнил Ростоцкий. Готовить вызвалась Нина. Их роман начался в первый
же день. А Меньшикова и сегодня говорит: «Там была любовь. С моей стороны - безумная
любовь».
Поездка в Киржач завершилась появлением в 1956 году фильма «Земля и люди», и
рождением в январе 1957 году сына Андрея Ростоцкого , названного в честь оператора
Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за
перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому
кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого
(«Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).
Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя
мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного
кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий.
В 2001 году Нина Меньшикова овдовела, Святослав Ростоцкий умер по дороге на девятый
кинофестиваль «Окно в Европу», куда был приглашён в качестве почётного гостя,
прямо в машине в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине
Меньшиковой ещё один тяжелейший удар - 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к
съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем, сын
Андрей Ростоцкий.
Нина Евгеньевна ушла из жизни 26 декабря 2007 года. Похоронена актриса 28 декабря на
Ваганьковском кладбище рядом с мужем и сыном.