Павел Владимирович Клушанцев - один из немногих отечественных режиссёров, за
которыми на Западе закрепилась репутация именно режиссёра-фантаста. Он первым
попытался совместить два киножанра - научно-популярное кино и научную фантастику.
Подвижник, фантазёр, прикладной киноучёный, увлекающийся человек, изобретатель и
потрясающий профессионал. Его фильмы собирали большое число зрителей в
американском и международном прокате. Он произвел настоящую революцию в области
спецэффектов в фантастическом кино.
Детские годы. Образование
Павел Клушанцев родился 25 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге.
В 1918 году восьмилетний Павел Клушанцев оказался в детском доме, который
размещался в старинном петербургском особняке. Книги богатой библиотеки за
ненадобностью были выброшены во двор на сожжение, и среди них Клушанцев нашел
свою первую книжку о ракетах, заболев "звездной" болезнью на всю жизнь.
Техникой Павел увлекался с детства - например, своими руками сделал токарный
станок, при помощи которого он изготавливал шахматы. В детстве мечтал стать
писателем, однако был вынужден, живя в коммунальной квартире с матерью,
зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей шахмат.
К моменту окончания школы отказался от идеи стать писателем и успешно сдал
экзамены в лучший технический ВУЗ Ленинграда - Технологический Институт. Но, увы,
подвели анкетные данные - Павел Клушанцев родился в семье бедных дворян. Не самое
лучшее социальное происхождение в тридцатые годы. Впрочем, Павел Владимирович
предвидел, что анкетные данные его подведут. И, одновременно, подал документы в
Ленинградский Кинофототехникум на факультет кинооператоров. Ведь для
кинооператора социальное происхождение не имеет такого значения, как для
инженера. Кинофототехникум оказался в большей степени техническим учебным
заведением, нежели творческим, что Клушанцева полностью устраивало. Такие
дисциплины как механика, оптика, химия, электротехника преподавались здесь на
уровне лучших ВУЗов.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел
Клушанцев попал по распределению на киностудию Белгоскино, ныне "Беларусьфильм",
на которой почти четыре года работал оператором. Но в Белоруссию ехать не
пришлось - студия в начале тридцатых годов располагалась в Ленинграде.
Работа на студии "Лентехфильм"
В 1934 году Клушанцев переводится на только что открывшуюся небольшую студию
"Лентехфильм". Операторская работа уже успела к этому времени наскучить.
В 1936 он дебютирует в роли режиссера-постановщика - снимает фильм "Семь Барьеров". В
том же году дирекция "Лентехфильма" разрешает Кулашанцеву создать "трюковой
кабинет" - павильон для комбинированных съемок. Клушанцев и его друзья, которых он
"переманил" с "Белгоскино" начинают экспериментировать - снимают макеты и
монтируют их в натуру, ускоряют и замедляют движение, меняют размеры изображения.
В наши дни почти все это кажется элементарным, но в тридцатые годы спецэффекты в
кино были неосвоенной целиной. Вскоре "трюковой кабинет" Клушанцева завален
работой - трудится приходиться в три смены.
На Ленфильме Клушанцев организовал цех комбинированных съёмок (позже он
перекочевал на Леннаучфильм). Здесь-то с небольшой командой единомышленников и
началось освоение и изобретение "фирменных клушанцевских кинотрюков", позже
реализовавшихся в его лентах. А изобретений на счету Клушанцева немало - взять
хотя бы разработанный в 1948 году совместно с оператором А. Лаврентьевым
люминесцентный метод комбинированной съёмки, широко используемый теперь как раз
в кинофантастике. Клушанцев делает десятки маленьких и крупных
усовершенствований, изобретений и уникальных приспособлений: специальные камеры
для подводной съёмки, для съёмки с воздуха, "призму Клушанцева", комбинирование
мультипликации с живой натурой и многое другое.
В это же время Клушанцев открывает для себя труды Циолковского и загорается идей
снимать фильмы о космосе. Увы, началась война. Не до фантастики. В эвакуации
Клушанцев работает на студии "Сибтехфильм" и снимает военные учебные фильмы. Но и
здесь не обходится без фирменных спецэффектов - в фильме для артиллеристов
"Стрельба на рикошетах" Клушанцев по-кадрово изображает полет снаряда от ствола
пушки до цели - при помощи трофейной немецкой камеры, способной снимать сотни
кадров в секунду, Клушанцев снял несколько эффектных "планов", а потом смонтировал
из них весь полет снаряда.
Работа после войны
По окончании войны Клушанцев не вернулся на престижный Ленфильм, а устроился
оператором и режиссёром-постановщиком на более чем скромную в финансовом и
техническом отношениях Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов, с
которой связана вся его дальнейшая творческая судьба. В наши дни к услугам
создателей научно-популярных фильмов - компьютерная графика. В докомпьютерную
эпоху, все то, что нельзя показать, например, на лабораторном столе для таких
фильмов рисовали мультипликаторы. Вот только зритель прекрасно понимал, что ему
показывают "мультик". Павел Клушанцев не искал легких путей. Он превратил
научно-популярные фильмы в научно-фантастические блокбастеры.
Первые же два фильма в этом жанре - "Полярное сияние" (1946) и особенно "Метеориты" (1947)
- привлекли внимание не только занимательностью научного сюжета, но в первую
очередь мастерством комбинированной съёмки. Метеоритный дождь, например, или
северное сияние выглядели весьма достоверно и отнюдь не "мультипликационно".
К сожалению, не сохранился первый послевоенный фильм Клушанцева - "Полярное
сияние". Снять полярное сияние "вживую" в то время не позволял уровень съемочной
техники. Мультипликационное полярное как-то не смотрится. Маститые операторы и
режиссеры отказывались от этого образовательного проекта. Согласился лишь
Клушанцев. В своей студии он построил установку, позволяющую имитировать
полярное сияние любой интенсивности.
Следующий фильм - "Метеориты" благополучно дожил до наших дней. В этом фильме в
кадре были не только реальные метеориты из музеев, но и комбинированные съемки,
поражавшие воображение зрителей тех лет - кометы, планеты Солнечной системы,
сцены падения метеоритов разных калибров. Постановочные исторические сцены были
приятным дополнением ко всему этому великолепию.
Вселенная
Следующий фильм, созданный Клушанцевым совместно с Н. Лещенко, "Вселенная" (1951)
можно назвать родоначальником принципиально нового жанра - гармоничной смеси
научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной
системе в частности, переплетался со смелыми гипотезами о прошлом и будущем нашей
Вселенной. Визуальный ряд заставлял зрителей затаить дыхание.
Для своего времени это были новаторские фильмы в технико-постановочном плане. Но
если предыдущие два фильма не выходили за рамки своего жанра, то жанровые границы
ленты "Вселенная" (1951), ощутимо изменила обращение не только к строгим научным
фактам, но и к области околофантастической - миру гипотез и даже откровенных
фантазий. И учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы,
особенностях её структуры, о космических телах и их взаимодействии превратился в
увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом,
настоящем и будущем Вселенной.
"Вселенная" Клушанцева стала первым научно-популярным фильмом, удостоенным
призов на престижных международных кинофестивалях - премия VII МКФ в Карловых
Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.
Дорога к звёздам
Всё-таки даже во "Вселенной" Клушанцев ещё пытался соответствовать канонам жанра,
осторожно, строго порционно вводя элемент даже не фантастики, а фантазии.
Фантастика же "чистого разлива" появилась в 1957 году, когда одновременно со стартом
первого спутника на экраны вышел ставший знаковым фильм "Дорога к звёздам". Жанр
фильма все тот же - научно-популярная фантастика.
Павел Клушанцев во время работы над фильмом даже не подозревал о существовании
Сергея Павловича Королева. Но его фильм описывает полет в космос очень точно.
Настолько точно, что КГБ заинтересовалось - а откуда он все знает. Клушанцеву
пришлось ссылаться на формулы Циолковского и доказывать, что многоступенчатую
ракету придумали задолго до появления секретных конструкторских бюро. Клушанцев
наконец нашёл свой фирменный стиль - научно-популярного кино - документальный
научпоп плюс научная фантастика. Фильм был высоко оценен и получил премии /ВКФ
(Москва) и МКФ научных и технических фильмов в Белграде, 1958/. "Дорога к звёздам"
имела большой успех не только в СССР, но и на Западе: её закупили в США, где она была
показана по CBS в рамках сериала "20-й век".
Практически весь фильм состоял комбинированных съемок, в которых использовались
многочисленные макеты ракет, космических кораблей, орбитальных станций,
посадочных модулей. У Клушанцева были постоянные конфликты с руководством студии
- во время работы над любым документальным фильмом нормой считалось 10-20 метров
полезного материала за съемочный день, а Клушанцев выдавал "на гора" не больше
пяти. Руководство студии было и само не радо, что утвердило этот странный проект.
Но все изменилось 4 октября 1957 года. Фильмом заинтересовались на самом верху.
Снова начались конфликты, но уже совсем другого рода. Когда же фильм будет,
наконец, закончен? - настойчиво интересовалось высокое начальство. К счастью, к
началу космической эры съемки фильма были практически завершены, а с монтажом
Клушанцев уложился к "красному дню календаря". Успех был ошеломляющим - фильм шел в
прокате по всему миру.
Увидел эту картину и Стэнли Кубрик. Восхищённый мастерством русского режиссёра, в
"Космической одиссее 2001 года" он применил именно клушанцевский "эффект
невесомости". Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без "Дороги к
звёздам" не было бы и "Космической одиссеи", Клушанцев "подсказал" многие
технические находки "Одиссеи". Тогда же у Павла Владимировича родилась идея
поставить исключительно игровую научно-фантастическую ленту об экспедиции на
Луну.
Планета бурь
Теперь перед Клушанцевым открывается путь в большое кино. В 1959 году он подает
сценарную заявку на фильм «Лунный Камень», и проект был утверждён и поставлен в
план Леннаучфильма. Три космических корабля из трех стран - Советского Союза, США
и ФРГ отправляются на Луну за образцами лунного грунта. Все корабли периодически
попадают в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходят на помощь
друг другу. Над сценарием работали писатель-фантаст Александр Казанцев и
профессиональный сценарист Михаил Витухновский. Но министр культуры Фурцева
зарубила проект на корню - никакого сотрудничества в космосе с
империалистическими державами быть не может. Да и отношения со сценаристами
складывались непросто. Витухновский вообще отказался сотрудничать с
Клушанцевым. В конце концов, было решено снимать фильм по мотивам повести "Планета
Бурь" Александра Казанцева. В этой повести также рассказывалось о полете на
другую планету, но только не на Луну, а на Венеру.
Фильм "Планета бурь" вышел на большой экран в 1961 году, - лучшего момента для
премьеры и не придумать - появление картины совпало с полётом Гагарина и
повальной увлечённостью космонавтикой. Покорение планет виделось не за горами, и
Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку - как это
может происходить в недалёком будущем. Фильм стал хитом советского проката. Еще
бы, фильмов о полетах в космос в нашей стране до "Планеты Бурь" практически не
снимали.
Конечно, "Планета бурь" не была лишена некоторых недостатков. Прежде всего это
касается шаблонных, лишённых какой бы то ни было психологической
индивидуальности героев, которые изъясняются с таким комсомольским пафосом. Но
это вполне простительный недостаток - опыта работы с живыми актерами у Клушанцева
просто не было. Кроме того, работа с актерами была для Клушанцева задачей
второстепенной, главная цель - популяризация космонавтики. Впрочем, в фильме были
задействованы хорошие актёры - В. Емельянов, Г. Жжёнов, для которого "Планета..."
стала дебютом в кино после возвращения из лагерей, и другие.
Недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и
динамичностью действия. В фильме есть и погибшая экспедиция, и загадка древней
венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из
участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся
робот "Железный Джон" - объект зависти голливудских кинематографистов (в фильме
действительно "играет" самый настоящий шарнирный робот). Наконец, весьма
впечатляюще и натурально динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление
правдоподобно снята сцена извержения венерианского вулкана.
В павильонах были смонтированы венерианские пейзажи, на заводе ЗИЛ был заказан
венерианский вездеход, с макетами космических кораблей у Клушанцева к тому
времени проблем уже не возникало. Технологии комбинированных съемок, примененные
Клушанцевым в этом фильме, намного опережали свое время.
Визуальный ряд картины ни на йоту не уступал голливудским НФ лентам тех лет. Хотя,
конечно же, все эти достоинства не ставят её в один ряд, например, с "Космической
одиссеей" Кубрика или "Солярисом" Тарковского. Люди, их характеры и
взаимоотношения, философия космоса не интересовали Клушанцева-режиссёра.
"Планета бурь" создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики.
И надо сказать, что со своей задачей режиссёр справился.
Фильм оценили не только советские зрители - права на его прокат приобрели 28 стран
мира. Были в числе этих стран и Соединенные Штаты Америки. Правда, оригинального
фильма Клушанцева американские зрители так и не увидели. Американские
кинематографисты дважды переозвучили и перемонтировали этот фильм, и каждый раз
добавили в него сцены с американскими актерами. Советским актерам в титрах были
присвоены англоязычные имена и фамилии, а все намеки на то, что этот фильм
советский, были тщательно вымараны. Итогом такой "творческой" переработки
"Планеты Бурь" стали "Путешествие на доисторическую планету" (1965) и "Путешествие на
планету доисторических женщин" (1968). Друг от друга эти "переделки" отличались
только набором дополнительно отснятых сцен - если первый фильм был довольно
близок к оригиналу, то во втором появились полуголые венерианские амазонки.
"Планета Бурь" служит американцам примером для подражания и в более поздние
времена - критики отмечают прямые заимствования из фильма Клушанцева в "Красной
Планете" (2000).
Луна - Марс
Невзирая на успех фильма и его международное признание, советские критики не
оставили от фильма камня на камне. И Павел Клушанцев зарекся снимать игровое кино.
Он возвращается к своему жанру - смеси научно-фантастического и
научно-популярного кино. Он снимает такие шедевры как "Луна" (1965) и "Марс" (1968). Это не
просто фильмы, рассказывающие об этих планетах, это фильмы об их освоении.
Клушанцев продолжил совершенствовать свою методику создания спецэффектов.
Для "Луны" были, например, сделаны макеты "разумных" роботов, исследующих лунную
поверхность. Эти научно-популярные фильмы смотрятся на одном дыхании, как
увлекательное игровое кино. И снова международное признание - на 4 Международном
фестивале фантастических фильмов в Триесте фильм "Луна" удостоена высшей награды
- Золотой Медали. Французский журнал "Пари Матч" выходит с разворотом на котором
были кадры из фильма и сенсационный заголовок "Русские уже на Луне!". Увы, на Луне
первыми были уже не мы. Поэтому после 1969 года этот замечательный фильм был
отправлен на полку.
Литературное творчество
Также Павел Клушанцев является автором ряда научно-популярных книг для детей:
"Одиноки ли мы во Вселенной?" (1981)
"Дом на орбите" (1975)
"Отзовитесь, марсиане!" (1968, переиздана в 1976 году)
"Станция
Луна" (1965,
переиздана в 1974 году)
"О чем рассказал телескоп" (1962, переиздана в 1972 и 1980 году)
"К другим планетам!" (1959, переиздана в 1962 году)
Большинство книг Павла Клушанцева проиллюстрировано лениградскими художниками
Е. В. Войшвилло и Ю. Н. Киселёвым. Также с ним сотрудничали: Юрий Смольников, Борис
Калаушин, Борис Стародубцев, Давид Плаксин.
Последние годы
В 1970 году Клушанцеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Он не только снимал фильмы, но и писал научно-популярные книги, но в 1972 Павел
Клушанцев неожиданно ушел на пенсию. О том, как это случилось, рассказывал главный
редактор "Леннаучфильма" В.А.Суслов: "Другие цивилизации постоянно будоражили
мозг Клушанцева. Но в 1972 году на студию пришёл новый директор, режиссёр с
Ленфильма В.Аксёнов, который начал большой "перетряс" кадров. "Старикам" в
унизительной и ультимативной форме практически указали на дверь. А тема
Клушанцева "Люди на звёздах" вообще исчезла из плана по причине
"кинематографической неполноценности темы". 27 лет, до самой своей кончины в 1999
году, Клушанцев не переступал порог студии, которую всегда считал своим главным
домом, и которая повернулась к нему лицом злобной мачехи. Все приспособления и
макеты к его фильмам - уникальные творения мозга режиссёра и изобретателя, были
постепенно уничтожены. И в который раз Клушанцев не сломался. Всё, что он знал и
хотел сделать в будущем, Павел Владимирович воплотил в своих великолепных
детских книгах, переведенных на 16 языков. Последняя книга "Одиноки ли мы во
Вселенной?" была литературной интерпретацией его мечты - непоставленного фильма
"Люди на звёздах".
Буквально перед отъездом в США я принёс Павлу Владимировичу ещё пахнущую
типографской краской авторскую пачку брошюр "Дорога к звёздам". Практически
ослепший после непрофессионально сделанной операции на глазах, он бережно прижал
её к груди и тихо, но уверенно сказал: "И всё-таки мы полетим к звёздам! Обязательно
полетим!".
Про Клушанцева забыли в СССР. Признанный во всем мире мастер кинофантастики почти
полностью ослеп и до конца жизни ютился с женой в тесной коммунальной квартире. Но
вклад режиссера в развитие мирового фантастического кино не забыли за пределами
нашей страны. А на его научно-популярных фильмах и сейчас изучают операторское
мастерство студенты зарубежных киноакадемий.
Когда в годы перестройки Советский Союз посетил сам Джордж Лукас, он попросил
организовать встречу с Павлом Клушанцевым. "А кто это такой?" - удивились чиновники
от кино. Лукас ответил: "Клушанцев - крестный отец "Звёздных войн".
В апреле 1992 году с Клушанцевым связался Роберт Скотак, обладатель двух Оскаров в
номинации "визуальные эффекты". Он писал книгу о комбинированных съемках и
спецэффектах. В ходе работы над книгой он внимательно пересматривал все фильмы
Клушанцева и для него остались неразгаданными около 50 приемов, примененных
советским режиссером. Клушанцев отправил Скотаку бандероль с чертежами и
детальными описаниями. Но даже такие исчерпывающие ответы не устроили
американского мастера спецэффектов и он сам прибывает в Санкт-Петербург
встретится с легендой фантастического кино лично.
В 1995 году, в 85-летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале "Discovery" были
показаны две передачи о нём, подготовленные Р. Скотаком.
В 2003 году фильм "Планета бурь" увидел свет на DVD; на диск также дополнительно
включены фильм-посвящение "Дорога к звёздам" и фильм "Вижу Землю!".
А 25 февраля 2010 года - к 100-летию со дня рождения талантливого оператора, режиссёра и
сценариста на телеканале "Культура" был показан документальный фильм "Звездный
мечтатель" (снятый в Дании в 2002 году).
Впрочем, о мастере вспоминали и в нашей стране - к 90-летнему юбилею вышел
документальный фильм "Павел Клушанцев - К Звездам!". Увы, к этому моменту Павла
Владимировича Клушанцева уже не было в живых - он скончался 27 апреля 1999 года, и был
похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Интересно
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о Вас, о Вашей жизни?
- Слушайте, ну кому интересно. Я принадлежу к тем, которые принесли пользу и умерли,
а потом люди сказали: "Ах, это изобрёл и применил Иван Иванович!", а Иван Иванович
вчера уже умер.