Итальянский режиссер, актер и сценарист Джулиано Монтальдо родился в Генуе в 1930
году.
Монтальдо дебютировал как актер на сцене генуэзского «Tetro di Massa». В 1951 году явился
одним из организаторов создаваемых производственных кинокооперативов. В том же
1951-ом он впервые сыграл роль в кино. Военная драма Карло Лиццани «Осторожно:
бандиты!», в которой также сыграла великолепная Джина Лоллобриджида,
рассказывала о миссии группы партизан в годы Второй мировой войны.
В те же пятидесятые Монтальдо сыграл в таких картинах, как «
Повесть о бедных влюбленных» того же Лиццани, с Марчелло
Мастроянни в главной роли, «
Разгромленные» режиссера Франческо Мазелли и нескольких других
фильмах. Работая на съемочной площадке, Джулиано присматривался к процессу
создания кино, и его уже тогда начали посещать мысли о собственном кино, в котором
он сумел бы выразить свои чувства, свое видение мира и свои эмоции. Но для этого
нужно было подождать.
Вскоре, в 1957 году, начинается работа ассистентом режиссера у Джилло Понтекорво, на
съемках мелодрамы «Большая голубая дорога». Впоследствии Джулиано будет
ассистировать и при съемках «Капо» - исторической военной ленты. Далее следует
снова должность ассистента, уже при Карло Лиццани, который уже не раз оценил
актерские дарования Монтальдо. Нескольких лет Джулиано хватило, чтобы поверить в
себя и рискнуть - так, в 1961 году он дебютирует в качестве режиссера с картиной «
Стрельба по блюдечкам». Он также выступил и автором сценария к своему
первому фильму, который, к великой радости Монтальдо, вошел в конкурсную
программу Венецианского кинофестиваля. В дальнейшем Джулиано Монтальдо станет
участником многих кинофестивалей, но этот, первый успех, был в далеком 1961 году
очень значительным.
В следующие несколько лет он снимает еще несколько картин, однако успеха у
зрителей добивается лишь работа 1965 года - «
Опрометчивость» - социально-психологическая драма о последствиях
итальянского экономического чуда.
К концу шестидесятых годов Монтальдо снял не менее семи кинокартин, и его
репутация режиссера с нестандартным взглядом становится все более уверенной.
Тогда же, в конце 1960-х годов, он стал участником Московского кинофестиваля, во
время которого познакомился с Андреем Тарковским. Монтальдо интуитивно
почувствовал, что перед ним - величайший режиссер. Узнав, что фильм Тарковского
«Андрей Рублев» запрещен к показу в Советском Союзе, Монтальдо заинтересовался
творчеством нового знакомого еще больше и попросил, чтобы представители
советской кинематографии устроили для него закрытый показ.
Историческая драма режиссера Монтальдо «
Сакко и
Ванцетти» вышла 1970 году, «
Джордано
Бруно» - в 1973-ем, «
Аньезе идет на смерть» - в 1976-ом.
Позже Монтальдо стал снимать картины и для телевидения - «
Замкнутый
круг», и «
Марко Поло» (1982).
В 1984 году он снимает документальную короткометражную ленту «
Прощание с Энрико Берлингуэром» , в 87-ом - «День
сначала», в 1987 году выходит и еще одна его драма - «
Очки в золотой оправе», рассказывающая историю любви пожилого
преподавателя к красавцу-студенту. В 1989 выходит «
Время убивать»
с Николасом Кейджем в главной роли.
Во многих своих картинах Монтальдо выступал и соавтором сценария, а с годами
обзавелся и собственной интернациональной командой актеров, в которую входили
Берт Ланкастер, Руперт Эверетт, Николас Кейдж, Филипп Нуаре, Джанет Ли, Джон
Кассаветис, Шарлотта Рэмплинг, Ингрид Тулин, Джон Гилгуд. Конечно этот список
игравших в его фильмах актеров - далеко не полный.
Монтальдо снимает рекламные ролики, документальные фильмы и участвует в
экспериментальных кинопроектах. Заслуги перед мировым кинематографом Джулиано
Монтальдо многократно отмечены международными премиями и государственными
наградами. Монтальдо становился призером Берлинского кинофестиваля (1965) и
удостаивался премии «Эмми» в 1982 году за сериал о
Марко Поло.
С 2000-го по 2003-й год Джулиано Монтальдо был президентом «Rai Cinema».
Джулиано Монтальдо не раз бывал в России и часто говорит о своей любви к России и
давней связи между кинематографом двух стран.
Несколько лет назад итальянский режиссер приезжал в Санкт-Петербург снимать
фильм о Достоевском. В 2008 году драма «
Демоны Санкт-Петербурга» вышел в Италии, фильм показывают, как
правило, в школах. Монтальди очень надеется, что молодежь, посмотрев кино, захочет
почитать Достоевского. «Для меня Федор Михайлович - персонаж, которого я всегда
любил. А его биография - это вполне самостоятельный, блестящий роман, который не
менее интересен, чем, скажем, «Братья Карамазовы» или «Бесы» - говорит режиссер.