Губенко Николай Николаевич (1941 - 2020) - советский и российский актёр театра и кино,
кинорежиссёр и сценарист. Основатель, художественный руководитель театра
«Содружество актёров Таганки» с 1992 по 2020 год. Народный артист РСФСР (1985). Лауреат
премии Ленинского комсомола (1972) и Государственной премии РСФСР им. братьев
Васильевых (1973).
Последний министр культуры СССР с 1989 по 1991 год. Депутат Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации II и III созывов (1995-2003). Депутат
Московской городской Думы IV, V, VI и VII созывов (2005-2020). Заместитель председателя
Московской городской думы (2009-2020).
Родился 17 августа 1941 в Одессе в катакомбах.
В 1962-1963 - параллельно учебе во ВГИКе занимался в Государственном. цирковом
училище.
В 1964 окончил актерский, в 1969 - режиссерский факультеты Всесоюзного
государственного института кинематографии (ВГИКа, мастерская С. Герасимова).
В 1964-1968, в 80-е годы - актер театра на Таганке.
С 1986 - главный режиссер и актер этого театра.
В 1989-1991 - министр культуры СССР.
После раздела театра - руководитель "Содружества актеров Таганки" ("нелюбимовская"
фракция).
Заслуженный артист РСФСР (1985).
Актерский дебют в кино состоялся в 1961 году в фильме Марлена Хуциева «
Мне
двадцать лет» («Застава Ильича»). Наиболее известны его актерские работы в
фильмах «
Дворянское гнездо» (1969), «
Они сражались за Родину» (1975).
В 1964 году принимает предложение Юрия Любимова и становится актером Театра на
Таганке, но в 1968 году уходит из него.
С 1970 года работает режиссером-постановщиком на «Мосфильме».
В 1977 году он снял здесь автобиографичный фильм «
Подранки», который сделал
его знаменитым и принес приз «Бронзовый Хьюго» на Международном кинофестивале в
Чикаго и приз «Золотая гроздь» МКФ в Сантарене.
В 1989-1991 годах был министром культуры СССР (седьмым и последним).
С 1995 по 2003 год - депутат Государственной думы РФ.
В 2001-2006 годах - член Совета по культуре и искусству при президенте России.
В настоящее время - депутат Московской Государственной Думы.
Жена - актриса
Жанна Болотова . Детей нет.
Военное детство. Учёба
Николай Губенко родился 18 августа 1941 года в Одессе. Его отец был старшим
лейтенантом, служил бортмехаником тяжелого бомбардировщика «ТБ - 3». Он ушел на
фронт в июле 1941-го и через год погиб в воздушном бою под Луганском.
Мать Николая Губенко до войны работала главным конструктором одесского
крекинг-завода. С началом войны осталась с четырьмя детьми на руках (три девочки и
мальчик) и ждала пятого - Николая. Родила она его в одесских катакомбах, где вместе
с детьми и родственниками пряталась от налетов фашистской авиации. Когда фашисты
вошли в город, матери Губенко предложили работать в городской комендатуре (она
хорошо знала немецкий язык), но она отказалась. И немецко-румынские оккупанты
повесили женщину.
После гибели родителей сирот забрали соседи, дали им новые фамилии. Однако
младший - Коля - остался с дедом (маминым отцом) и бабкой. Жили они очень тяжело,
едва сводили концы с концами, и в 1947 году дед определил его в 5-й детский дом. Чуть
позже его перевели в Суворовское училище с преподаванием в старших классах ряда
предметов на английском языке. Это был этакий мужской монастырь на 250 мальчиков, в
котором готовили кадры будущих офицеров-переводчиков, студентов Военного
института иностранных языков. Однако, как показало будущее, Николаю Губенко была
уготована совершенно иная судьба.
Страсть к лицедейству проснулась в Николае Губенко классе в 6-м. Однажды прямо на
уроке он шутя пропел: «Смейся, паяц!..» И с тех пор иначе, как Артистом,
одноклассники его не называли. Чтобы во всем соответствовать своему новому
призванию, Губенко вскоре записался в школьный драмкружок. В первой же его
постановке - самодеятельной пьесе «Находка-дочка» - Николай Губенко сыграл одну
из ролей, причем женскую. В старших классах Губенко поступил в танцевальный
кружок Одесского клуба трамвайщиков, затем в молодежный ансамбль.
Заканчивая училище, Николай Губенко поступил в театральную студию при Доме
актера. Одной из самых удачных ролей, сыгранных им в студии, был Бельведонский в
«бане» Владимира Маяковского. Однако долго он в студии не задержался и в 1958 году
поступил в труппу Одесского театра юного зрителя. Начинал свою карьеру с рабочей
сцены, после чего был зачислен во вспомогательный состав (труппа этого коллектива
насчитывала 32 человека, вспомогательный состав состоял из одного - Губенко). На
сцене ТЮЗа Николай Губенко сыграл множество ролей, но в основном эпизодических. В
одном из спектаклей он умудрился исполнить аж девять разных ролей.
Кино
Николай Губенко окончил сразу и актерский, и режиссерский факультеты ВГИКа,
киношного вуза.
В кино он дебютировал как актер "сразу" у Марлена Хуциева, в 1961 году в фильме
"Застава Ильича" («
Мне
двадцать лет»). И в Театр на Таганке он пришел из кинематографа. Но после четырех
лет работы "вернулся" в кино. И до самого сего момента жизнь Губенко превратилась в
такую череду возвращений - из кино в театр, из театра - в кино. С выходами в большую
политику.
Как кинорежиссер снял шесть художественных фильмов, имеет ряд отечественных и
международных призов за режиссуру фильмов «
Пришел солдат с фронта» (1971), «
Если хочешь быть счастливым» (1974), «
Подранки» (1977), «
Из жизни отдыхающих» (1980), «
Запретная
зона» (1980), «...И жизнь, и слезы, и любовь» (1984). Автор пяти сценариев к своим
фильмам.
В фильмах Губенко чувствуется вкус к лирической поэзии, к музыке, к мелодраме. Он
одинаково точно умел поэтически живописать жизнь обездоленных детей ("Подранки"),
и веселое умирание оставленных стариков ("И жизнь, и слезы, и любовь...").
Фильмы «
Подранки», «...И жизнь, и слезы, и любовь» были удостоены призов на
международных кинофестивалях в Чикаго, Брюсселе, Тегеране, Рио-де-Жанейро, а
картина «...И жизнь, и слезы, и любовь» - еще и приза католической церкви.
Театр. «Таганка» и «Содружество актёров Таганки»
Николай Губенко - фигура в нашем искусстве яркая и противоречивая. Его вера в
добро и силу нравственности сама может стать украшением любого прямолинейного
блокбастера. Русский актёр, режиссёр и сценарист, он был также последним
министром культуры СССР. В своё время Николай Губенко боролся за возвращение
изгнанного из страны Юрия Любимова, а в конфликте театра с уже вернувшимся
Любимовым встал во главе оппозиции.
В 19800-м он вернулся на Таганку по просьбе Любимова, чтобы после смерти Высоцкого
принять его, Высоцкого, роли, а поскольку многие из них были "общими", это было еще и
возвращение к своим ролям. Амплуа у Высоцкого и Губенко на Таганке было одно - они
оба были горланами-главарями. Губенко играл фигуры, ломавшие ход истории, судьбы
стран и их населявших народов, будь то Годунов или Пугачев, Гитлер или Ленин
(Керенский в "Десяти днях, которые потрясли мир" из их числа).
Потом произошёл конфликт и театр на Таганке раскололся. Сейчас уже стерлось, с
чего все началось. Губенко говорит: "Если бы не претензии Любимова на приватизацию
театра, никакого конфликта и не было бы". Актеры пришли к нему и попросили защиты.
Театр "Содружество актеров Таганки" был создан в апреле 1993 года решением
Московского городского Совета народных депутатов. Основу труппы нового театра
составили 36 актеров и часть сотрудников Театра на Таганке. В "половине", которую
возглавил Николай Губенко, остались знаменитые, составившие славу общей Таганки
Зинаида Славина, Михаил Лебедев, Татьяна Жукова, Наталья Сайко , Леонид Филатов ,
Инна Ульянова ...
Театр «Содружество актёров Таганки», который он возглавляет, - театр в некотором
роде опальный. О нём практически ничего не пишет пресса, его игнорируют фестивали,
он не попадает в медийные рейтинги. То есть театр разделил судьбу МХАТа им. М.
Горького, театра «непримиримой» Татьяны Дорониной, и не попадает в поле зрения
читателей газет и журналов и зрителей ТВ. Но зато собирает полные залы каждый
вечер.
К тому же в театре собраны замечательные актёры. Кому-кому, а Николаю Губенко
никогда не изменяло чутьё на артистов. Достаточно посмотреть его фильмы, чтобы
понять как тонко он чувствует актёрский ансамбль.
Жизнь в политике
В декабре 1995 года, оставаясь Художественным руководителем театра «Содружество
актеров Таганки», был избран депутатом VI-го созыва Государственной Думы, где стал
заместителем председателя Комитета Госдумы по культуре.
В Государственной Думе VII-го созыва Н. Н. Губенко стал Председателем Комитета по
культуре и туризму.
В настоящее время Н. Н. Губенко - депутат Московской городской Думы.
Член Общественного совета Всероссийского общественно-политического движения
"Духовное наследие".
Член Президиума ЦК КПРФ с 20 апреля 1997.
Политика - театр для Губенко не менее острый, чем сама сцена. В кино, к сожалению,
почти не снимается.
Сегодня
Сегодня его чаще видишь на трибуне Государственной думы, чем рассказывающим, тем
более реализующим новые театральные замыслы. Он не снимается в кино и
телесериалах и не снимает сам. И Жанна Болотова, его жена, совсем не играет. Было
много предложений в кино в 90-е годы, но всё - не то, и оба от этих предложений
отказывались, несмотря на трудное финансовое положение.
Мечта о реализации уже почти написанного сценария о своем опыте в должности
министра культуры в жанре трагифарса по-прежнему - проект неопределенного
будущего.
Однажды он сказал: "Если бы у театра были деньги или вдруг с неба свалились деньги
на кино, то, конечно, мое участие в политике свелось бы к художественному
осмыслению действительности ".
Использованы фрагменты статьи Григория Заславского «Центровой. К 60-летию
Николая Губенко. Послеюбилейное»
Полный текст статьи