Ранние годы
Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном
Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по
производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда
отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном
жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был
неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью
уйти из города в
1943 году. В течение
последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где
Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца,
большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи,
Джованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Карузо. Когда Лучано было около девяти
лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в
период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой,
однако не придавал им большого значения.
После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте -
в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и
столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован
в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать
учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов
интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на
то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не
повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами,
которыми сможет.
Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола -
уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене, который будучи
осведомлённым о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Только тогда
Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти
познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа
поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию,
Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства
Паваротти, теперь известную певицу, сопрано Миреллу Френи. В течение своего
обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как
учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой
агент.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным
концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках
образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре,
Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только
исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло
вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело
добивался».
1960-1980
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 с победы на Международном конкурсе
вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию
Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской
опере и лондонском Ковент-Гардене.
Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года,
когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти вместе с
Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра.
Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо
знакомого с ролью.
В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в
«Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского
в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти,
спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в
мире тенором, спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После этого
его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал
в миланском Ла Скала, где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки»
Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в
«Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре»,
Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».
С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона»,
участвовал в концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом
(концерты «трёх теноров»). Гастролировал с «Ла Скала» в Москве (1974). Среди
записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в
«Паяцах» (дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных
записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти, Philips) и другие.
Музыкальная деятельность
Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой
оперных теноров XX столетия.
На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из
выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера» зрители настолько были
покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай
был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. 500 тысяч зрителей слушали его концерт в
Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных
исполнителей. С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах
«Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную
известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (Queen),
Стинга, Боно и Эджа (U2), Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Селин Дион группы Cranberries,
известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели
свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и
рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали
сенсацией на рынке популярной музыки.
В певце всю его творческую биографию боролись серьезный классический вокалист и
исполнитель песен легкого эстрадного жанра. И трудно сказать, что побеждало.
Пожалуй, это больше интересовало слушателей и почитателей его таланта.
Завершение карьеры и смерть
В 2004 году, знаменитый оперный тенор Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в
последний раз вышел на сцену «Metropolitan Opera» в роли Марио Каварадосси в опере
Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает
оперную сцену. В «Метрополитен-опера» был аншлаг - несмотря на то, что
временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил Лучано
11-минутной овацией.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной
железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны
маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном
склепе, рядом с родителями и мертворожденным сыном.