Родился 10 ноября 1951 года в обычной семье в городе Орехово-Зуево Московской
области. В актеры Витя метил с детства, выше всех прыгая зайцем на утренниках. «Я
всегда был клоуном. Пародировал Зыкину, Доронину, Бернеса... И даже когда надо мной
не смеялись, а насмехались - мне это было в награду... А слава... Разве мог я
маленьким мальчиком мечтать о славе? Для меня актер - это значило переодеться и
изобразить. Мне нравилось, когда люди смеялись... Приезжал кукольный театр к нам в
город, так я же видел нитки, за которые кукол дергали, но верил, что они живые. А,
прочитав «Снегурочку», лепил снежную бабу и сидел, ждал, когда она оживет. А она
растаяла».
В 12 лет Витя впервые отправился на «Мосфильм» на кинопробы. Как признается актер:
«Потом рыдал до икоты - не взяли!» Виктор был тайно влюблен в Татьяну Доронину и
мотался из своего Орехово-Зуева в Москву, чтобы постоять у нее под окнами. Как и
все советские дети, Витя был октябрёнком, пионером, а потом и комсомольцем. О своём
детстве Виктор рассказывает: «Я любил всяческие команды, сборы, коллективизм. И
металлолом с макулатурой собирал, и в стройотряды ездил. Прилеплюсь к
какой-нибудь бригаде... Никогда летом не отдыхал. То помидоры собирал где-нибудь,
то виноградники пропалывал».
В 1970-м году Виктор окончил школу. «Когда я служил в армии, очень любил
самодеятельность. Все время старался что-то читать со сцены или петь. Я тогда пел в
хоре вторым голосом. Однажды на какой-то важный советский праздник приготовил
номер «Гармонь» из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». При этом
заставил завклубом ефрейтора озвучивать гармонь на баяне, а сам пел, приплясывал
и очень понравился командованию. После армии работал два года электриком. В 1974
году поступил в ГИТИС. На вступительных экзаменах читал отрывок с таким
сумасшедшим жаром, что один из преподавателей осторожно заметил: «Этот либо
ненормальный, либо гениальный».
Учился он на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым, нынешним
обитателем «Городка», получал в учебных спектаклях совсем не те роли, к которым
себя когда-то готовил: педагоги медленно и верно перековывали его комедийное
дарование в драматическое. В 1978 году Виктор Сухоруков окончил ГИТИС (курс В. П.
Остальского, педагог Л. Князева).
Сухоруков уже дебютировал в кино - на его счету были эпизодические роли в
мелодраме Родиона Нахапетова «
С тобой и
без тебя...» и военной драме Семена Арановича «Летняя поездка к морю». По
окончании ГИТИСа Виктор уехал в Ленинград и поступил в Театр комедии имени Н. П.
Акимова. Свое решение он объясняет так: «Тогда в чести были другие приоритеты, мы
тянулись к прогрессивным, на наш взгляд, режиссерам. В то время Петра Фоменко
только назначили главным режиссером в Театр комедии. Я знал, что он, бунтарь и
диссидент, ставил лучшие в то время спектакли. До этого я ни разу не был в Питере, а
Фоменко посмотрел меня и сразу предложил главную роль». Виктор получил
возрастную роль деда втрое старше себя. Правда, к тому времени почти полностью
облысел. Кстати, Ленина, сыгранного им в кино много позже и не раз, Сухорукову
напророчили еще в ГИТИСе. «Я был праздным, веселым, лихим и необузданным. Моему
внутреннему «Я» было подчас тесно в собственной плоти, и Витя Сухоруков ее
расширял: вином, куражом. Я хотел обратить на себя внимание всего мира. Но совесть
моя чиста: я не сорвал ни одного спектакля» - вспоминает Виктор.
В 1982 году Петр Наумович ушел из театра, и судьба Сухорукова была предрешена. Его
уволили из труппы, без права устройства на работу в течение полугода. И на
несколько лет он выпал из профессии, бедствовал, стал бродяжничать. Работал
грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом. Но нашел в себе силы вернуться и, сменив
несколько питерских театров, вновь оказался в труппе Театра Комедии. Лишь в 1986
году Сухоруков, наконец, был принят в Театр имени Ленинского комсомола (ныне
«Балтийский Дом»). Здесь он сыграл в спектаклях: «Женитьба Белугина» (1987), «Дракон»
(1988), «Да здравствует глупость!» (1991), «Дети райка» (1991). В кино Виктор Сухоруков до
конца 80-х годов был совершенно не востребован - все те же крошечные эпизоды в
редких фильмах. И однажды он, отчаявшись, даже дал себе зарок: никакого кино, раз не
хотите - не надо.
Новая жизнь актера началась в 1989г., когда режиссер Юрий Мамин пригласил его
сняться в главной роли в комедии-фарсе «
Бакенбарды». Правда,
Мамин сомневался в его кандидатуре: «староват больно». На что получил в ответ
тираду: «Это я староват? Это твой герой слишком молод. Он на самом деле должен быть
с пятью образованиями и без возраста. Чтобы люди глядели на него и удивлялись:
откуда этот урод взялся?» Персонаж Сухорукова сыгран актером жестко, страшно.
Говоря об этой роли, он называет ее своей первой работой в кино: «Она была довольно
импульсивная, гротескная, варварская роль». Когда фильм вышел, люди глядели на
Сухорукова и удивлялись: откуда взялся этот лысый, с оттопыренными по-разному
ушами и огоньками безумия во взоре?
Наше психически неуравновешенное кино ранних девяностых обрадовалось ему как
родному. Алексей Балабанов утвердил Сухорукова в свою дебютную ленту «
Счастливые дни» на роль «человек-грибок в нахлобученной шляпе с
обгрызенными полями». Виктор Сухоруков вспоминает о том, как он попал на эту
картину: «...я шел по «Ленфильму» - называйте это случайностью, совпадением, чудом,
как угодно, - я шел, и именно в этом вестибюле в это время, в эту минутку, сидела
ассистент по актерам Бельская, в девичестве Сухорукова, а рядом сидел какой-то
стриженый пацан, похожий на ежика. И вдруг эта Бельская мне говорит: «А ну-ка, иди
сюда», подзывает меня к этому молодому человеку и говорит: «Это Алексей
Балабанов». Он тогда находился на курсах какого-то фильма под патронажем Германа.
И она предложила попробоваться мне на главную роль в фильм «
Счастливые дни». Она дала мне сценарий. Я его прочитал, встретился и
сказал: «Ой, Леш, ни фига не понял, но что-то мне показалось это любопытным,
завораживающим». Ему, видимо, понравился этот ответ, он позвал меня на кинопробы, и
всё состоялось». Встреча с Алексеем Балабановым оказалась судьбоносной. Как
признается сам актер «Своими картинами он «сделал» меня, а я помог ему».
Сухоруков снимался у Игоря Масленникова (офицер в «Тьме», 1991), у Михаила Каца
(бледный фанатик-убийца в фильме «Хромые вниидут первыми», 1992), у Максима
Пежемского (Яков в «Пленниках удачи», 1993). Но самая известная, козырная роль
сыграна им в «Комедии строгого режима» (1992), вернее, три роли в одной. Во-первых,
забитая лагерная шестерка. Во-вторых, вождь мирового пролетариата, которого
шестерка изображает в спектакле на зоне. В-третьих, неуловимый переход, когда в
сморщенном лице всеми презираемого зэка проступают ленинские черты. Несколько
лет спустя Ильич достался ему в эстонском бурлеске «
Все мои
Ленины» (1997). Опять же, в комплект входило две роли: настоящий Ильич и его
идиот-двойник. Здесь умение Сухорукова сыграть острый перескок из состояния в
состояние не понадобилось - а он и впрямь обладает таким умением, вполне
уникальным, как и его внешность (не спутаешь).
В 1997 году, когда Виктору Ивановичу исполнилось 47 лет, на экраны вышел культовый
фильм Алексея Балабанова «Брат». Но настоящую любовь актеру принесла картина
«Брат-2». Персонаж Сухорукова - Виктор Багров, как ни странно, многим зрителям
оказался ближе, даже чем супермен Данила Багров. Киллер-неудачник Витька по
кличке Татарин прислушался к совету брата Данилы: подался домой, заделался
милиционером, но судьба выхватила его из славных рядов и забросила сначала в
Москву, а потом и в Чикаго. Сухоруков считает: «Нас с Витей Багровым объединяет
бесшабашная веселость, за это зрители и полюбили моего героя. Мы с ним раздолбаи, а
это качество близко нашим людям. Мне вообще всегда хотелось сыграть придурка в
цветном пиджаке». У Сухорукова роль большая и, что называется, вкусная, хотя ему
пришлось в фильме говорить чужим хриплым голосом: собственный - высоковат.
Вспоминая о своей работе с Сергеем Бодровым, Сухоруков говорит: «Я очень любил
Сережу Бодрова, меня очень многое с ним объединяло. Удивительно: он младше меня на
20 лет, а я многому у него учился. Он был щедрым в моей жизни человеком, он был очень
внимательным ко мне и относился, как к старшему брату».
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что в биографии Сухорукова до
последнего времени практически не было ни одного положительного героя. И везде
актер разный: то механическое шарнирное существо, то фиксатый бандит, а то
яйцеголовый извращенец с лошадиным оскалом. Очередного мерзавца - порноторговца
Виктора Ивановича - Сухоруков сыграл в новой картине: «Во время съемок у
Балабанова в фильме «
Про
уродов и людей» было так тяжело, что я сорвался, меня даже положили в
психиатрическую больницу - в знаменитую Бехтеревку. И я оттуда ездил на съемки».
Тем не менее, с задачей Сухоруков справился превосходно, сыграв в картине
действительно гениально. А каким ярким получился другой персонаж актера - Амбал в
боевике Егора Михалкого-Кончаловского «
Антикиллер», глядя на
которого просто пробирает дрожь! Не случайно эта работа Виктора Сухорукова была
отмечена премией «Созвездие». «Не быть, а играть. Это очень важно. Я хочу успокоить
многих зрителей, которые думают, что если человек-актер играет злую,
отрицательную роль, то она как бы внедряется в него самого и может оставить
опасную рану. Не думаю. Потому что клиника неврозов - суть срыва, перенапряжения
сил. Я играю роль, и поэтому держу под контролем себя. Другое дело, что силы свои
можно не распределить, как положено, и тогда - надрыв. Ну, что делать! Иногда
помогает спиртное. Иногда - гуляние по ночному городу, иногда - просто
тишина-покой, запертые двери, форточки, выключенные телевизор и радио.
По-разному».
В историческую картину Ильи Хотиненко «
Золотой век» Виктора
Сухорукова предлагали на роль Павла. Но режиссер решил попробовать актера на роль
графа Палена - главного заговорщика и организатора убийства императора. Эта роль
стала шагом к ломке прежнего образа артиста. Другой режиссер, Виталий
Вячеславович Мельников, вынашивал идею создания фильма о Павле I очень давно. Роль
Павла должен был сыграть актер Олег Борисов, но не успел... Тогда выбор пал на
Виктора Сухорукова. О своей работе в картине «
Бедный, бедный Павел» Сухоруков говорит: «Со стороны Виталия
Мельникова был большой риск приглашать меня, потому что он тоже соотносил меня с
ролями бритоголовых, порочных, отрицательных людей. И за доверие буду благодарен
Мельникову всегда... Я был очень счастлив, и, буквально ошарашен этим предложением
- я ведь никогда таких ролей не играл! Наконец-то появился шанс доказать, что я не
только бритоголовый, не только отморозок, не только урод! Я мог уничтожить этот
стереотип, показать свои актерские способности, умение перевоплощаться! Это
очень яркая роль. Страдания, драма, любовь, горечь, совестливость, ярость,
темперамент, воинственность, самодурство - все в одном человеке! Его не любили и
пятнали, как самодержавие, так и советская власть, и, конечно, я, как все советские
граждане, знал о нем только негативное: Павел - солдафон, самодур, истеричка, но,
изучая биографию и материалы Павла Петровича я понял, что это не так. В конце
концов, я превратился в его сторонника и защитника. Может быть я где-то
субъективен. Но как актер, я должен защищать того человека, в шкуру которого
влезаю. Это моя позиция, мой стиль и метод работы. Павел был царевичем очень много
лет. Над ним даже издевались и смеялись любовники его матери. Как ему было
относиться к самой матери? Я, конечно, очень много изучал, но, как актер, я должен
был найти оправдание его решениям, поступкам, его указам, которые считались
безумными, сумасшедшими и так далее. Я искал правду. Нашел. Пусть это моя
субъективная точка зрения, но она такова, что, когда я рассказывал о своих версиях
сотрудникам музеев Павловска, Гатчины, они восхищались, они умилялись, и они
начинали спорить. Я уходил, а девочки-сотрудницы, которые трепетнейшим образом
работают в этих своих музеях за копейки, они продолжали спорить, они покрывались
красными пятнами, у них горели уши, спорили, говорили. И мне это было очень приятно,
потому что Павел Петрович был революционером, он был демократом-революционером».
В настоящее время Виктор Сухоруков очень популярен. Актера приглашали сниматься
в Голливуд в двадцатой серии бондианы (Джеймс Бонд Агент 007). «Мне предложили
довольно большую роль, но как-то это не сложилось. Наверное, я заработал бы много
денег, но для меня они не главное. Предать коллег ради заработка преступно и
грешно. Дело в том, что на эти же дни у меня были намечены спектакли с Олегом
Меньшиковым в его антрепризе «
Игроки» и съемки в фильме «
Золотой век». Виктор Сухоруков много работает и на сцене. Правда, с
Театром комедии в Петербурге у него вновь не сложилось. Как признается актер, он
так и не стал Питерским. Зато в Москве только за 2002-2003 годы он получил предложения
из шести антрепризных театров, а также из театров Станиславского и Вахтангова.
Виктор Сухоруков трижды призёр кинофестиваля «Созвездие». Призёр кинофестиваля
русских фильмов в Онфлере. Получил премию «Культуркапитал» министерства
культуры Эстонии, премию «Полярная звезда» в номинации «Лучший актёр года» и
специальный приз на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге. Актеру театра и кино
Виктору Сухорукову Указом Президента присвоено почётное звание Заслуженного
артиста России. Об этом сообщили в Министерстве культуры. Сам артист отреагировал
на известие спокойно: «Что ж, будем считать, власть признала мои профессиональные
успехи. На самом деле у нас и без званий народ артистов любит! Путин, может быть,
даже не знает, что ходит по земле какой-то Витька Сухоруков, хотя и присвоил мне
звание заслуженного». Виктор Сухоруков стал обладателем премии «Золотой Овен»,
«Ника», «Листопад» (Минск), «Амурская осень» (Благовещенск), «Литература и кино»
(Гатчинский фестиваль) в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «
Бедный, бедный Павел»).
Сухоруков, при всей своей нескрываемой любви к яркому, к карнавалу, как он
выражается - к фантикам, - человек не поверхностный, а глубоко-тихий, нежный. О
своей личной жизни он говорит: «...я бобыль. (Тяжко вздыхает). Но я к этому привык. Я
уже бывал и в одиночестве, и в толпе, и любим, и презираем. Я судьбою размят, я
пластичен, а это значит, я мудр, опытен. А что касается неустроенности в личной
жизни - я так скажу: пустоты в жизни не бывает. Жизнь всегда чем-то заполняется, и
люди, которые не могут заполнить ниши в собственной судьбе начинают уничтожать,
сжигать себя. Нельзя быть избалованным - это противопоказано для жизни.
Избалованные люди слабы. У меня было достаточно боли и одиночества, поэтому я
сильный. Мало того я бегу, мчусь, и часто, приходя домой, сажусь пить чай и говорю
себе: «Вить, не торопись, спокойно живи, потому что большую часть жизни ты уже
прожил». Дальше надо пришпорить коней. Почувствовать и насладиться духом, телом.
Сегодня мое поколение мужиков живет под угрозой разрыва сердца - у нас лопаются
сосуды, рвутся нервы, наваливаются параличи и прочие простатиты. У меня сейчас
критический возраст. Поэтому хочу жить не быстро, а лихо. Не спешно, но успеть как
можно больше. Я хочу быть интересным, а самое главное нужным. Я прекрасно понимаю,
что если вдруг выйду и упаду замертво - общественной памяти хватит только на мой
некролог (горько усмехается). Люди замрут на секунду, и побегут дальше».
В марте 2008 года Виктору Сухорукову было присвоено звание Народный артист
Российской Федерации. Премия «Золотой орёл» 2011 г. за лучшую мужскую роль второго
плана в фильме «
Овсянки».
Виктор Сухоруков является Почётным жителем города Орехово-Зуево.