Де Сика (De Siсa) Витторио - итальянский киноактёр и кинорежиссёр, сценарист,
продюсер - родился 7 июля 1901 года.
Детство. Начало
Витторио Де Сика родился в маленьком городке Сора, в семье служащего, детство
провёл в Неаполе. Любовь к театру проявилась у Витторио очень рано, ещё ребёнком
он участвовал в театральных представлениях.
После окончания Высшего коммерческого института он в 1924г. снова пробует свои силы
на сцене в известной театральной труппе Т.Павловой, где впервые знакомится с
русской театральной традицией и системой Станиславского. Прекрасные актёрские
данные, привлекательная внешность, упорство и настойчивость в овладевании
профессией помогают Де Сика быстро завоевать любовь публики. За несколько
сезонов начинающий актер превращается в главного "героя-любовника" итальянской
сцены.
В 1928 году Витторио женился на актрисе Гвидитте Риззоне. Они организовали труппу
Де Сика - Риззоне - Мельнати.
Дебют в кино
В кино Де Сика дебютировал в 1926 году. Его первые актёрские работы в кино совпали с
чёрным двадцатилетием фашистской диктатуры Муссолини. Итальянский кинематограф
тех лет обходил жизненно важные темы, не ставил острых проблем. Однако в ряде
фильмов Де Сика удалось создать обаятельный образ простого итальянца, отразивший
многие черты народного характера.
Широкую известность принесло актеру участие в комедии Марио Камерини "Что за
подлецы мужчины!" (1932). Сыграл в кино и в театре свыше 150 ролей. Но актер мечтает о
режиссуре.
Режиссура. 1940-1950-е годы
В начале 1940-х Де Сика дебютировал как режиссер и начал с легких сентиментальных
комедий, постепенно нащупывая свой стиль - с легким налетом сентиментальности,
благородный и умеренный.
В 1940 г. Де Сика ставит свой первый фильм «
Алые розы», а затем
киноленты «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец
в монастыре» (1942), где выступает как режиссёр, сценарист и исполнитель главных
ролей. В отличие от первых работ, в фильме "Дети смотрят на нас" (1943) Витторио уловил
предощущение будущих перемен в обществе. Фильм повествует о мальчике, который
сталкивается с ложью и лицемерием окружающего его мира взрослых. Работа над этим
фильмом положила начало многолетнему творческому сотрудничеству Де Сика и
сценариста Чезаре Дзаваттини.
Продолжающий тему детства в условиях послевоенной Италии, фильм "Шуша" (1946) был уже
бесспорным неореалистическим произведением автора. Его "Похитители велосипедов"
(1948), решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным
манифестом , получившим международное признание. Картину обвиняли в пессимизме и
безысходности. исполнителя главной роли, рабочего-металлиста Бредо Ламберта
Маджиорани, администрация завода уволила с работы.
А ровно через десять лет на Международном фестивале в Брюсселе картина оказалась
в числе лучших всех времен и народов... Бесспорным шедевром неореализма явился и
фильм "Умберто Д." (1951) - драма одинокой старости.
В 1954 году режиссер встретился с юной Софи Лорен и сразу почувствовал, что она
рождена для его фильмов.
Фильмы с участием Софи Лорен щедро финансировал ее муж - крупнейший продюсер
Карло Понти, и Де Сика имел с ним контракт, который продлевался по обоюдному
согласию каждые 5 лет. Деньги требовались Де Сика не только на собственные
проекты. Витторио привык жить на широкую ногу, ему надо было растить детей от двух
браков, потом внуков, он всегда помогал родственникам и друзьям. Деньги съедали
также налоги и...карточный стол. Единственной страстью режиссера, кроме кино, была
карточная игра, причем часто - ночь напролет.
1960-е годы
С начала 1950-х Де Сика отдает дань "розовому" неореализму как в режиссуре, так и в
актерских работах. Наиболее значительной постановкой нового времени становится
"Крыша" (1956) и главная роль в фильме "Генерал Делла Ровере" (1959) у Роберто Росселлини.
В 1960 году Де Сика экранизовал роман А. Моравиа "Чочара". В центре фильма,
проникнутого страстным протестом против фашизма и войны, стоит образ Чезиры,
простой итальянки, испытавшей ужасы войны. В 1961 году совместно с Дзаваттини
поставил сатирический фильм "Страшный суд" в той же манере "реалистической
сказки", что и "Чудо в Милане", в 1962 году - антивоенный фильм "Затворники Альтоны" (по
Ж. П. Сартру). Творчеству Де Сика одинаково близки психологическая глубина,
высокий драматизм и вместе с тем гротескная острая сатира, легкая, изящная
комедийность. Работы Де Сика отличают высокое мастерство, тонкий художественный
вкус и такт, безупречность актерских ансамблей.
После экранизаций одноименных произведений А. Моравиа и Ж.-П. Сартра - фильмов
"Чочара" (1960) и "Затворники Альтоны" (1962) - Де Сика снимает ряд значительных комедий:
"Бум" (1963), "Вчера, сегодня, завтра" (1963), "Брак по-итальянски" (1964), создав в двух
последних картинах знаменитый актерский дуэт С. Лорен и М. Мастроянни. Все эти
комедии положили начало эволюции жанра так называемой «комедии по-итальянски».
В середине 1960-х Витторио Де Сика работал в США над картинами "Охота на Лиcа" (1966) и
"Семь раз женщина" 1967). В конце десятилетия режиссер обращается к жанру мелодрамы,
ставя "Любовников" (1968) и "Подсолнухи" (1969). Последний был поставленном совместно с
"Мосфильмом" и снят в СССР.
Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом
против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и
войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким
художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание
психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности.
Де Сика снялся более чем в 150 фильмах. В 40-50 гг. его герои чаще всего стареющие
донжуаны - "Хлеб, любовь и фантазия", "Вилла Боргезе"; болтуны - адвокаты -
"Двоеженец", "Страшный суд"; опустившиеся аристократы - "Золото Неаполя".
Витторио Де Сика с успехом экранизировал одноименный роман Джорджо Бассани "Сад
Финди-Контини" (1970) о судьбе молодого поколения времен фашизма. Комедия "Назовем
его Андреа" (1972) и мелодрамы "Короткий отпуск" (1973) и "Поездка" (1974) стали последними
фильмами мастера.
Личная жизнь
Со своей второй женой Марией Меркадер Витторио жил вместе с 1942 года, но жениться
на ней смог только после того, как в 1968 году принял французское гражданство и смог
наконец развестись с первой женой Гвидиттой Риззоне.
В 1971 году, к юбилею режиссера, был создан телефильм, в котором участвовали Де Сика,
его жена Мария Меркадер, старшая дочь, два красавца сына - актер Кристиан и
композитор Мануэль, написавший музыку к последним фильмам отца. Витторио пошутил,
что он оставляет кинематографу не только свои фильмы, но и своих сыновей...
Последним творением великого итальянца стала "Поездка" (1974). И хотя Витторио, как
уверяли близкие, не знал до последнего дня, что его болезнь неизлечима, картина
словно проникнута предчувствием смерти.
Витторио Де Сика успел представить картину на фестивале в Сан-Себастьяне.
Режиссеру стало плохо накануне ноябрьской премьеры на Елисейских полях. Его
тотчас доставили в клинику. Несколько часов врачи безуспешно боролись за
угасавшую жизнь.
13 ноября 1974 года Витторио Де Сика не стало.
(С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek )