Детство
Михаил Козаков родился в Ленинграде в семье известного писателя Михаила
Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама Михаила - она
работала редактором. Свободного времени у родителей было немного, поскольку они
были сильно загружены работой. Тем не менее, воспитанию детей они всегда уделяли
внимание.
Михаил Козаков вспоминал: «Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей
и их друзей, которые велись при мне. Если надо было поговорить на “взрослую” тему
или о политике (что было самым опасным в те времена), мама произносила
по-французски “Не при детях”, а потом друг родителей, писатель Мариенгоф,
обращался ко мне: “Мишка, ну-ка сыпь отсюда”. И я “сыпал”. Слушая взрослых, можно
было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне
позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем “волшебным отваром”, что
получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только
о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а - про что, зачем это. Меня воспитывали
книгами. Отец мог сказать: “Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше
поймешь”. Но не вырывал книгу из рук...».
50-е годы
По окончании школы Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. На последнем
курсе состоялся его дебют в кино. Козаков сыграл Шарля Тибо в политической драме
Михаила Рома «
Убийство на улице Данте», рассказывающей о французской актрисе
Мадлен Тибо (ее роль сыграла Евгения Козырева). В этой картине также впервые
снялись в кино Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.
Тогда же произошли изменения и в личной жизни Козакова. Он женился на своей бывшей
однокласснице эстонке Грете Таар. Позже у супругов родились двое детей -
Екатерина (1957 г.) и Кирилл (1963 г.).
В 1956 году Михаил Козаков окончил школу-студию МХАТ, и был принят в театр имени
Маяковского. Уже в первый год работы на сцене этого театра Михаилу Козакову
доверили сыграть Гамлета. Эта роль произвела на актера глубокое впечатление.
В 1959 году Козаков покинул театр Маяковского и перешел в «Современник», где
проработал более десяти лет - до 1970 года.
Что же касается кино, то в конце 50-х Михаил Козаков снялся в нескольких картинах: в
фильме Григория Рошаля «
Восемнадцатый год» (второй фильм кинотрилогии по роману Толстого «
Хождение по мукам»), мелодраме Александра Столпера «
Трудное счастье», героико-приключенческом фильме Ильи Гурина «
Золотой эшелон» и других. Но настоящая популярность к актеру пришла
чуть позже.
60-е годы
В 1961 году на экраны страны вышел фантастический фильм Геннадия Казанского и
Владимира Чеботарева по одноименному роману Александра Беляева. Михаил Козаков
сыграл в нем роль главного отрицательного героя - Зуриту.
Режиссеры внесли существенные изменения в фантастико-приключенческий сюжет
Беляева - киновариант романа превратился в романтическую мелодраму, изрядно
«сдобренную» экзотикой. И все удачно совпало - любимый зрителями жанр; живая
непосредственность молодых актеров (Анастасии Вертинской и Владимира Коренева),
казалось, ничего не играющих, а просто органично существующих в этом придуманном
мире; азарт режиссеров, с удовольствием осваивающих непривычный материал. В итоге
зрители приняли фильм с небывалым восторгом, а актеры, снимавшиеся в нем, стали
необыкновенно популярны.
Несмотря на успех в последующие годы Михаил Козаков снимался мало. Самой яркой
работой 60-х годов является его роль в драме Наума Трахтенберга «
Выстрел», поставленной
по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Еще одна
интересная работа актера - роль картине Виктора Соколова «
День солнца и дождя» - на редкость трогательном и душевном фильме.
Второй брак
В конце 60-х Михаил Козаков во второй раз женился. Его новая жена темпераментная
грузинка Медея приучила его к грузинской кухне. С тех времен среди любимых блюд
актера неизменно были сациви и лобио. В 1969 году у них родилась дочь Манана, но это
не удержало их брак от распада.
В своих мемуарах Михаил Козаков рассказывал: «Идиотская женитьба на малознакомой
грузинской женщине с древнегреческим именем... Было венчание в тбилисской церкви,
веь этот беспросветный сюр. Была и короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах,
которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь... Эта, с
древнегреческим, умудрилась за один год принести много зла... Но я, слава Богу,
опомнился и вышвырнул ее на улицу. Ночью. Следом - и ее дорогую шубу, недавно
приобретенную в комиссионке. Сил нет вспоминать это...» Прожив около года, они
развелись.
Третий брак
Начало 70-х ознаменовалось для Михаила Козакова очередными изменениями в семейной
жизни. Он в третий раз женился. Его новой женой стала переводчица Регина.
Рассказывают, что она безоглядно любила Козакова. Регина создавала Михаилу
домашний рай, всеми силами пыталась отучить его от спиртного, к которому он
пристрастился после второго развода. Она даже простила его увлечение Анастасией
Вертинской, роман с которой завязался на съемках «Безымянной звезды» С Региной
Михаил Козаков прожил 18 лет, но их брак оказался бездетным...
70-е годы - кино и театр
Изменения произошли и в творческой жизни актера. В 1971 году Михаил Козаков перешел
в МХАТ, но проработал там недолго. Уже в 1972 году он стал актером театра на Малой
Бронной.
Именно в 70-е годы Козаков сыграл свои самые лучшие и известные роли в кино. Он
снялся в приключенческом фильме Наума Ардашникова «
Вся королевская рать», водевиле Александра Белинского «
Лев Гурыч Синичкин», музыкальном телефильме Леонида Квинихидзе «
Соломенная шляпка», замечательной комедии Виктора Титова «
Здравствуйте, я ваша тетя!» и других картинах.
В середине 70-х состоялся и дебют Михаила Козакова как кинорежиссера. В 1975 году он
поставил телеспектакль «
Ночь ошибок» по пьесе
О. Голдсмита. А в 1978 году вышла его трагикомедия «
Безымянная звезда».
Вообще-то именно «
Безымянная звезда» (в виде телеспектакля) должна была стать дебютом
Козакова-режиссера. Сценарий телеспектакля был написан и запущен в производство
еще в 1970 году. Главную роль астронома Марина Мирою должен был сыграть Олег Даль.
Уже начались репетиции, но тут на телевидении произошла смена руководства, и
съемки телеспектакля были прекращены.
Однако Михаила Козакова не покидала мысль поставить именно этот фильм. Спустя
семь лет режиссеру удалось, наконец, пробить постановку на Свердловской
киностудии. Правда, к тому времени в жизни Олега Даля наступил тяжелый период:
осложнения в театре, травля со стороны руководства в кино... По словам Михаила
Козакова: «Улыбаться ему уже было довольно сложно». В итоге Козаков остановил
свой выбор на Игоре Костолевском, и не ошибся. Дуэт Игоря Костолевского и
Анастасии Вертинской оказался бесподобным.
«Покровские ворота»
Еще в 70-е годы, когда Михаил Козаков работал в театре на Малой Бронной, он
дебютировал в качестве театрального режиссера. Для своего дебюта он выбрал пьесу
Леонида Зорина «
Покровские ворота». Этот выбор был не случаен. Зорин написал самую
настоящую автобиографическую пьесу о Москве пятидесятых годов. В главном герое
Костике Ромине он воплотил себя молодого. А поскольку Москва пятидесятых - время
молодости и Михаила Козакова, то эта тема и объединила двух талантливых людей.
Помимо всего прочего, пьеса отличалась отличной драматургией. Леонид Зорин
удивительно тонко выписал все характеры, диалоги. Каждый из персонажей пьесы имел
своего реального прототипа в жизни.
Спектакль продержался в репертуаре театра семь лет и имел большой успех у
зрителей. В начале 80-х Михаил Козаков решил перенести пьесу на экран.
Фильм «
Покровские ворота» получился необыкновенно искрометным, веселым с
легким налетом грусти и окрашенным легкой ностальгической дымкой. «Очень в
памяти была Москва 50-х. Ту Москву я очень хорошо помню, 56-ой год. Поэтому и шутки
рождались, и грусть рождалась...», - вспоминает Михаил Козаков.
Надо сказать, что в картину пробовались Андрей Миронов (на роль Хоботова) и
Наталья Гундарева (на роль Маргариты Павловны). Козаков предпочел взять
неизвестный в то время состав - Анатолия Равиковича, Инну Ульянову (которую знали
лишь по эпизодической роли в «Семнадцати мгновениях весны») и Виктора Борцова.
Как объяснил свой выбор Козаков: «Коммуналка - неизвестные лица. И среди них - одно
известное лицо, Велюров. Он - артист».
Велюрова сыграл Леонид Броневой. В фильме также снялись уже ставшие известными
Елена Коренева и Татьяна Догилева, любимые народом Евгений Моргунов и Наталья
Крачковская. Главную же роль Костика Ромина сыграл в то время практически
неизвестный Олег Меньшиков.
Олегу Меньшикову пришлось непросто. «У меня не было никаких представлений о 50-х,
поскольку меня тогда еще не было...», - признавался он. Однако Михаил Козаков и
Леонид Зорин сумели донести до всех актеров настрой 50-х. В результате актеры
буквально купались в своих ролях.
«
Покровские ворота» пришлись по душе зрителям. Картину полюбили, она
стала по-настоящему культовой. Многим актерам она принесла сумасшедшую
популярность. Как бывает в таких случаях, их стали ассоциировать с персонажами.
Так Равикович на долгие годы стал Хоботовым, Ульянова - Маргаритой Павловной,
Борцов - Саввой Игнатьевичем.
80-е годы
В 80-е годы Михаил Козаков немало снимался в кино. Помимо вышеупомянутых ролей
Дзержинского («Двадцатое декабря», «
Товарищ Иннокентий»), он также снялся в приключенческом фильме «
Шестой»
(фармацевт Илларий Данилович Данилевский, он же бандит Вахрамеев), историческом
фильме «
Демидовы» (роль Бирона), трагикомедии «
Невероятное пари, или Истинное происшествие,
благополучно завершившееся сто лет назад» (дачник Дудников), лирической
комедии «
Герой ее
романа» (Эраст Цыкада) и других картинах.
И все-таки именно в эти годы Михаил Козаков раскрылся, прежде всего, как режиссер.
Вслед за «Покровскими воротами» он снял детскую комедию «Если верить Лопотухину»
- очень веселый, душевный фильм. Затем Михаил Михайлович экранизировал спектакль
«Маскарад» по трагедии Михаила Лермонтова. Одной же из самых сильных его работ
стала картина-трагифарс «
Визит дамы» по пьесе
Дюрренматта «Визит старой дамы». Главные роли в этой картине сыграли выдающиеся
мастера Екатерина Васильева и Валентин Гафт. «
Визит дамы» заслуженно
вошел в Золотой фонд Отечественного кинематографа.
Несмотря на различный жанр, все фильмы Козакова объединяло и объединяет его
специфический неповторимый режиссерский почерк. Сам же Михаил Михайлович
признавался: «Я вообще всегда снимаю телепродукцию и никогда не снимал ни одной
картины для большого экрана. Заметьте, все, что я поставил на экране, - это пьесы».
Очередные изменения в личной жизни
В конце 80-х вновь произошли изменения в личной жизни Михаила Михайловича. Между
супругами стала накапливаться напряженность. И тут знаменитый американский
актер Роберт Де Ниро пригласил Регину в качестве переводчицы в США. Она уехала, а
через три месяца известила Козакова, что у нее все хорошо, и она подает на развод.
Регина так и осталась за границей навсегда.
Михаил впал в депрессию, из которой его вывела Анна Ямпольская, с которой актер
познакомился 11 мая 1988 года на одной из вечеринок. Анна была на 25 лет моложе его. В
Москву она приехала из Кишинева, работать на телевидении. В тот день 11 мая она
пришла в ресторан ВТО с подружкой. К ним за столик подсел Михаил Козаков с
друзьями. Аня срезу же влюбилась в обаятельного человека. Они разговаривали,
смеялись и не могли оторвать глаз друг от друга.
Вскоре состоялась свадьба. Козаков перевез родителей Ани из Кишинева в Москву, и
они все вместе поселились в одной квартире. К тому времени (в 1989 году) у супругов
родился сын Михаил. А в 1996 году Анна подарила мужу дочь Зою. Родилась девочка уже в
Израиле...
90-е годы
В 1992 году Михаил Козаков с семьей уехал в Израиль. До 1996 года он играл в камерном
театре в Тель-Авиве. Там же Козаков организовал русскую труппу, с которой выпустил
четыре спектакля.
Вернувшись в 1996 году в Россию, Михаил Козаков возглавил собственную антрепризу,
которую назвал «Русская антреприза Михаила Козакова». Кроме того, в
Петербургском театре имени Комиссаржевской Козаков поставил спектакль «
Чествование» по Б. Слейду.
В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет - роль в
фильме Алексея Учителя «
Мания Жизели»
(роль - Аким Волынский), рассказывающей о величайшей русской балерине Ольге
Спесивцевой. Режиссер собрал в своей картине известных творческих людей Москвы и
Петербурга: Михаила Козакова, Галину Тюнину, Алексея Германа, Андрея Смирнова,
Александра Хвана, Ивана Охлобыстина, Сергея Виноградова. Люди богемы 90-х годов,
снявшиеся в ролях представителей знаменитой театральной богемы ушедших лет - это
был действительно красивый ход!
В 1999 году Михаил Козаков экранизировал два своих спектакля, ранее поставленные им
в своей антрепризе: драму «
Ужин в
четыре руки» (по спектаклю «Возможная встреча») и телеспектакль «
Чествование».
Последние годы
В последние годы Михаил Козаков занимался различными проектами. Он снимался в
фильмах, сам снимал картины. Так в 2004 году он поставил фильм «
Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина, в 2005-м - шестисерийную
приключенческую мелодраму «
Очарование
зла» (погружающую зрителя в 30-е годы 20 века, в среду русской эмиграции в Париже),
в 2006-м - фильм-спектакль «
Король Лир».
Последние годы Михаил Михайлович сильно болел. Врачи поставили ему
страшный диагноз - рак легких. Однако актер не сдавался. Он продолжал работать до
последнего. В 2010-11 годах Козаков снялся в картинах «Зоя» режиссера Виталия
Павлова (кинооператор Портер), «Борис Годунов» Владимира Мирзоева (отец Пимен),
«Любовь-морковь-3» (доктор Коган - роль озвучил сын актера
Кирилл
Козаков) и др.
Скончался Михаил Михайлович 22 апреля 2011 года в израильской клинике неподалеку от
Тель-Авива. В последние недели в СМИ появилась информация, что актера перевели в
хоспис.