Киношное детство
Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье известного актера
Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой. Влияние отца
предопределило будущую профессию Елены Сафоновой. Детство прошло в
киноэкспедициях - девочка постоянно помогала осветителям, звукооператорам,
кому-то что-то подносила, иногда засыпала прямо на коробках с пленкой.
Всеволод Сафонов был востребованным актёром, снялся в сотне
фильмов. Невозможно забыть его прекрасные роли в кинолентах: «Солдаты», «Цель его
жизни», «Дело пестрых», «По ту сторону», «Тишина» и, конечно же, «Белорусский
вокзал». Ребенок рос в актёрском окружении: у отца в гостях постоянно бывали
Леонов, Евстигнеев, Папанов. Они дружили, ходили, друг к другу в гости. Все было на
виду - их шутки, их юмор, то, как они работают.
Девочка бегала на киностудию играть, семья жила у «Мосфильма», видела через окно,
как гримируется Евстигнеев, и бросала в окно снежками, а он грозил ей салфеткой...
«Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что
готовить...», - улыбается Елена Сафонова.
А настоящая киношная жизнь началась с картины Аиды Манасаровой «
Ищу мою
судьбу», в ней Елена Сафонова снялась в роли Любы, имея десять классов за
спиной.
Учеба
Во ВГИК удалось поступить только с третьей попытки, хотя к тому времени были
съемки уже в двух фильмах. Проучилась, правда, недолго. Начинающая актриса дружила
с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень
эмигрировал в Америку, а студентке второго курса Сафоновой под напором
преподавателей пришлось вернуться в родной Ленинград, где она и закончила
ЛГИТМИК. Потом был один сезон работы в Театре им. Комиссаржевской.
Первая большая роль
Впервые актрису заметили после главной роли Соломии Крушельницкой в
биографической картине Олега Фиалко «Возращение Баттерфляй», вышедшей на экраны
в 1983 году.
И хотя с дистанции времени эта роль кажется претенциозной, все равно «Баттерфляй»
запомнился Елене Сафоновой, как красивый фильм. Тогда на пробы она приехала в
джинсиках, совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался: «Понимаете, вы
должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину». Актрису это
разозлило: «С моим характером, а он у меня мерзкий, вы еще столкнетесь.
Мужественности мне не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во
мне». Потом в течение нескольких лет актриса снималась только в небольших
эпизодических ролях...
«Зимняя вишня»
Звездный час Елены Сафоновой наступил только через десять лет. Для миллионов
зрителей Елена Сафонова, прежде всего - это фильм «Зимняя вишня». Как это часто
бывает, роль, сделавшую её мегазвездой, актриса получила совершенно случайно.
На главную роль в «Зимнюю вишню» утвердили Наталью Андрейченко. Но на съемках в
Суздале у нее случился страстный роман, любовь, выяснение взаимоотношений с
американским режиссером и актером Максимилианом Шеллом, и она напрочь забыла о
роли у режиссёра Игоря Масленникова. В срочном порядке нашли другую актрису -
Елену Сафонову, которая успешно сыграла героиню фильма, показав непросто хорошую,
а разностороннюю актрису, обладающую к тому же незаурядными драматическими
способностями. Правда, с её появлением тональность сценария изменилась: он стал
более лиричным и трагичным.
Сама же актриса объясняет свой успех тем, что зрителю хотелось простых и
искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями.
Исполнителя главной роли - Сергея Шакурова, тоже пришлось менять «под Сафонову».
На помощь позвали Виталия Соломина, которой прекрасно изобразил мужскую
несостоятельность своего героя. Эта мелодрама была с восторгом принята
зрителями.
«Зимняя вишня» принесла Елене Сафоновой широкую популярность и признание коллег
по искусству. Она была названа лучшей актрисой года, получила премии за лучшее
исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Естественно,
когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня» так
крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями
ни приходила, её везде ассоциируют именно с этой ролью. А ведь она сыграла в
огромном количестве фильмов.
«Очи черные»
После фильма «Зимняя вишня» актрисой всерьез заинтересовались именитые
режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься - главный показатель успеха.
Актриса стала много играть в картинах у известных режиссеров - у Павла Лунгина, у
Сергея Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна.
Следующую большую роль Сафонова сыграла в советско-итальянском фильме режиссера
Никиты Михалкова «
Очи черные», который, в
отличие от Масленникова, работающего легко и с юмором, показался актрисе
настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивает определенный мир фильма и
предоставляет актеру свободу творчества только в жестких рамках своего видения
будущей картины.
В фильме «
Очи черные» Елена Сафонова сыграла главную женскую роль, ее партнером
был Марчелла Мастроянни. «Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве
тогда всем не понравилась. Символа никакого не было - я просто играла маленькую
женщину Анну с обычной внешностью, какие часто встречаются в жизни, и которая
вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни». Эта работа принесла Елене
Сафоновой европейскую известность.
Удивителен тот факт, что много лет Елена Сафонова была «не выездной» актрисой и
лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию: режиссёр помог актрисе
добиться возможности работать за границей. Встреча с очень большим, очень
талантливым режиссером Михалковым, правда, не нашла творческого продолжения. Но
актриса не видит в этом никакого горя - ни для него, ни для себя.
К сожалению или к счастью, но после съемок в «Зимней вишне» и фильме «
Очи
черные» актрисе практически всегда предлагали один и тот же жанр - мелодраму,
достаточно драматическую историю с юмористическим оттенком. Это и Настя в «
Филере», и Алла в
ленте «
Где находится нофелет?», Ольга в «Продлении рода», и Анна в «Катале»,
Люба в фильме «Утоли мои печали», Нина в «
Такси-блюз», и актриса в
картине «
Бабочки».
Французский период
А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссёра,
перевернувшее всю её жизнь. Актриса сыграла отличную роль в фильме «
Аккомпаниаторша» Клода Миллера, органически вписавшись во французскую
среду, во французский ландшафт. В картине ей предстояло играть любовь с актёром
Самюэлем Лабардом, влюбленным в русскую актрису еще с фильма «Очи чёрные».
Их роман развивался стремительно. Вернувшись после съёмок в Россию, Елена стала
собирать чемоданы, чтобы уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она в
одночасье бросила всё - карьеру, дом, близких. Впрочем, во Франции актриса не
оставила свою профессиональную карьеру: актриса работала в театре и продолжала
играть в кино.
Так Елена Сафонова сыграла роль Софи в том же спектакле, где был занят ее муж, - в
пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной
гей-культуре. Блестяще справившись со своей ролью, русская актриса заслужила
похвальные отзывы в прессе. После этого поступило сразу несколько предложений от
французских режиссеров. Одно из них особенно заинтересовало актрису - роль жены
С.Дали, русской по происхождению - роль М.Цветаевой, в парижском «Театре 13».
Чтобы легче войти в новую среду, актриса, вообще, решила играть, во французском
кино и театре, роли иностранок. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой - счастье
или гордость, независимость или любовь, - их выбор всегда, в любых жизненных
ситуациях, благодаря обаянию самой актрисы выглядел убедительным. Во Франции
актрисе удалось сняться в нескольких фильмах: «Мадмуазель О», «Женщина на ветру»,
«
Ветер с
востока».
Переселившись в Париж, Елена Сафонова продолжала жить на два дома: трудилась во
Франции и регулярно наезжала в Москву, где ее тоже ждала работа.
«Музыка для декабря»
Режиссёр Иван Дыховичный поехал во Францию, чтобы пригласить Сафонову на главную
роль спившейся и постепенно теряющей рассудок жены «нового русского», в свою
картину «
Музыка для декабря». Драматическая история с оттенком юмора. «Лене
понравился сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то, что ей
пришлось отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из
немногих русских актрис, сумевших покорить Европу, - говорит режиссер Иван
Дыховичный. - Работать с Сафоновой одно удовольствие. Она профессионал, начиная с
того, что никогда не позволит себе опоздать на съёмку или прийти, не выучив текст».
Принцесса на бобах
В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким
образом, вполне в духе своих героинь. Постсоветское кино не преминуло
воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. После
достаточно эстетской картины, «Музыки для декабря», были, как говорят,
зрительские картины - «
Президент и его женщина» и «
Принцесса на бобах». Героиня фильма «President и его женщина» - Вера опять
оказалась перед выбором между семейным счастьем и, на этот раз, политической
карьерой.
А ее Нина в «Принцессе на бобах» режиссера Виллена Новака? Женщина из знатного
рода Шереметьевых, не подозревающая о своём дворянском происхождении, вкалывает
на нескольких работах. Она в раздумье: остаться гордой, но бедной, или поступиться
принципами и стать женой новориша. По роли Елена Сафонова должна быть немытой,
грязной, с паклей на голове, не накрашенная. Редкие актрисы готовы неприглядно
выглядеть на экране, но Сафонову это не смутило - она в первую очередь думает о
роли и образе своей героини. Вкалывала, как рабочая лошадка: надо по роли драить
полы в подъезде - драила, надо мыть посуду в ресторане - мыла.
В конце фильма героиня, и морально и физически, превращается из «загнанной
лошади» в настоящую женщину, которой подвластно и земное, и неземное. Героиня
фильма смотрит в окно и наблюдает, как герой Сергея Жигунова занимается спортом.
Режиссер хотел, чтобы Сафонова изобразила страсть к мужчине..., на расстоянии
изобразила секс. Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у актрисы всё
получилось. А ведь сыграть это очень трудно.
Просто роли[/b]
В кино Елена Сафонова в свой, так называемый, постфранцузский период сыграла
более десяти ролей. И самая главная по-прежнему Ольга в «Зимней вишне-2» и «Зимней
вишне-3». Первая «Зимняя вишня» - фильм, в котором достоверно передан стиль жизни
середины 80 х. И вот «Зимнюю вишню» переделали в сериал, на волне успеха сценарист и
режиссер решили все это продолжить. Наверное, напрасно. Ведь это, как в казино.
Когда что-то получилось, выиграл - забирай и уходи, дальше идет проигрыш. От добра
добра не ищут. Фильм и сериал - это две разные истории. Одна другую не продолжает,
хотя имена те же и лица те же, только слегка изменившиеся не в лучшую сторону.
Тихо, немалыми усилиями Елена Сафонова начала выкарабкиваться из «лирической
героини»: в киноленте «Поклонник» Николая Лебедева и в замечательной роле Лизы в
фильме «Женская собственность» Игоря Месхиева, доказывая, что может играть
другое, что ее возраст, ее опыт открывает ей какие-то иные возможности, у режиссера
А.Зернова в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям
польской писательницы И.Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет
не менее интересно закрученной личной интригой, в российско-швейцарском фильме
режиссёра Елены Хазановой «Вольный перевод» - роль русской эмигрантки, такую
понятную и близкую ей.
Елена Сафонова продолжает играть женщин с разными судьбами и непростыми
проблемами. Но для актрисы главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она в жизни
любит посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Может быть поэтому
она согласилась сыграть роль королевы Англии Елизаветы в трогательной
лирической комедии Тиграна Кеосаяна «
Заяц над
бездной».
Театр[/b]
По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой
невостребованности, в карьере у Елены Сафоновой всё складывается благополучно:
она в отличной форме и режиссёры её любят. За роль Полины на театральной сцене в
комедии «Плачу вперед!», по пьесе Надежды Птушкиной, поставленной театром
«Амфион», она удостоилась премии «Чайка-99». В составе антрепризы В. Дубровицкого
«LA’ТЕАТР» Сафонова прекрасно играет Крис Горман в комедии «Слухи» по пьесе Нила
Саймона и Маркиза де Мертей, интересная роль в «Опасных связях» по мотивам пьесы
Леонида Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло. Не менее удачная Марта в
спектакле «Девичник», созданный в продюсерской компании «Независимый
театральный проект».
Но ни с одним репертуарным театром актриса не связана и это не из-за того, что в
театрах мало платят. Елена Сафонова иногда работает за чисто символические,
смешные деньги. «Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, о них надо
думать пореже, - считает актриса. - Я человек небогатый и к богатству особо не
стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди,
с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре имени
Станиславского я играю за чисто символические деньги, ради собственного
удовольствия».
Личная жизнь
«Как среди женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики, а
есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет», - призналась актриса.
Самая знаменитая роль Елены Сафоновой - в
«Зимних вишнях» - оказалась в чем-то для нее пророческой. В судьбе актрисы во
многом повторилась судьба ее героини - и расставание с любимым, который не смог
оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем не с одним... «У меня
были романы и с неженатыми, и с женатыми мужчинами. Затяжными, правда, они не были:
зачем женатому уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу
и могу с ним жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только
лица разные..., и одних мы любим, а других...», - философски рассуждает актриса.
У актрисы, правда, уже был опыт неудачного брака с актером. Это было в России. Она
родила сына Ваню, но с мужем они все же расстались. Однако, понадеявшись на наше
русское авось, она опять-таки отправилась под венец. Потом вместе с сыном Ваней
переехала к своему новому мужу в Париж.
Муж Сафоновой приезжал на съёмки в Москву. Она ждала его, с любовью и нежностью
относилась к нему. Смотреть на влюблённых было очень приятно. Было видно, что
француз тоже её обожает. Но он жутко ревновал, хоть и не имел на это абсолютно
никаких оснований. А болезненная ревность всегда мешает развитию отношений между
мужчиной и женщиной. Муж Самюэль не выдержал. Он поставил условие: или дом, или
кино.
Первое желание было отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать
детей. Актриса долго думала и решила все же расстаться с мужем. И основная причина
вовсе не в дилемме дом или работа.
Сейчас актриса живет в Москве. Часто бывает в Париже, там живет
ее младший сын Саша, живет с родным папой, что утешает его маму. Он живет среди
родных людей, которые его любят, живет в хороших условиях. «Конфликт между мной и
мужем сына не должен касаться, полагает Елена Сафонова, - Я очень, очень скучала по
Москве, по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет.
Французы, в отличие от нас, удивительно законопослушные люди. Русские - широкая
душа, необязательность во всем, щедрость, близкая к расточительству... Я не люблю
подчиняться обстоятельствам. Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение
независимой женщины. Когда я работаю, то я работаю, отрешаюсь от всего, азартный я
человек - включаюсь, и это становится самым интересным».
Елена Сафонова считает, что как актриса она состоялась. Причем в равной степени в
двух странах - России и Франции. Возможно, именно поэтому она и живет с чувством
глубокого удовлетворения. Даже одевается она так, как видит себя, и главным в
одежде считает удобство. Косметику же предпочитает французскую. Полагает, что все
должно быть естественным, не признавая никаких диет и специальных операций по
уходу за кожей. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы - в любых
обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы
окружающих
«В жизни позволено все, кроме подлости», - считает
народная, пусть неофициально, актриса Елена Сафонова. Профессию свою
«разбавляет» разными домашними делами: обожает заниматься домом, путешествия
предпочитает, когда конкретно куда-то хочется, а не просто - турист. Всякие
занавески, наволочки любит шить, получает такой кайф!... Любит хорошую еду,
комфорт. Себя побаловать любит, но делает, увы, это редко - мешают обязанности,
заботы и финансы. И чувство долга проклятое. Любит, когда все просто. Не любит
двусмысленности.