Родился 12 июня 1947 г. в Днепропетровске.
По первому образованию - музыкант. В 1970 г. окончил Казанскую государственную
консерваторию по классу скрипки, после чего учился на факультете музыкальной
режиссуры Ленинградской государственной консерватории (1973-76 гг.). В 26 лет получил
степень кандидата искусствоведения. Преподавал историю исполнительского
искусства в Казахской и Ленинградской консерваториях, работал редактором в
Ленинградском Академическом Малом оперном театре.
Автор «Очерков по истории русской музыкально-критической мысли. 1825-1960 гг.» и
нескольких оперных либретто.
В 1979 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Эмиля Лотяну). Работал
ассистентом у Андрея Тарковского на фильме «Сталкер». С 1980 г. - режиссер
постановщик к/с «Ленфильм».
В 1991-1996 гг. возглавлял Христианскую киноассоциацию Санкт-Петербурга,
действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника»,
Заслуженный деятель искусств России (1997).
Свой первый фильм - к/м «
Слезы в ветреную погоду» снял в 1978 г. Дипломная работа режиссера , к/м
«
Соло»(1980),
многими была признана лучшим фильмом о блокаде, главного героя играл один из
любимых актеров Тарковского Николай Гринько. Фильм «
Соло» побывал на многих кинофестивалях и
был удостоен Гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао
(Испания).
Ученик Андрея Тарковского, последовательно проводящий в своем творчестве
духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский - один из
немногих российских режиссеров, в отношение которых применимо понятие
«авторский кинематограф». Называя себя «убежденным и непереубежденным
приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом
его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие
художественные задачи, каждый его фильм - свидетельство интеллектуального труда
и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссера - Ингмар
Бергман, Робер Брессон, Кэндзи Мидзогути. Место духовного и художественного
поиска - Россия. «Органичная черта русской культуры - космизм, стремление в одном
произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, - пишет критик Михаил
Трофименков в журнале «Сеанс». - Без этого качества наша культура утратит ту
яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели «цивилизованного
мира». Константин Лопушанский - режиссер , который взвалил на себя эту
«предельную» функцию. Она идет ему, она - к лицу».
Уже первый полнометражный фильм Константина Лопушанского «
Письма мертвого человека» (1986) стал событием всесоюзного и даже
мирового масштаба. Мрачная, сложная по стилистике антиутопия о последствиях
ядерной войны имела кассовые показатели в 9,1 млн., - поразительный результат для
фильма-притчи-пророчества, предназначенного не для развлечения, а для тяжелого
размышления. Но картина была созвучна времени и настроению людей, - «Письма» вышли
через год после трагедии в Чернобыле и на исходе «холодной войны». Этот фильм стал
одним из заметных кинофестивальных событий 1986-1987 гг., собрал множество престижных
наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри
ВКФ в Тбилиси. В 1987 г. сорокалетие Константина Лопушанского совпало с
присуждением ему Гос. Премии РСФСР им. братьев Васильевых. Получил Гос. Премию и
сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.
В разгар перестройки, когда отечественный кинематограф увлеченно живописал
злободневные сюжеты, Лопушанский пытался понять природу зла метафизического и
снял свой второй полнометражный фильм «
Посетитель музея» (1989, копродукция с ФРГ и Швейцарией) - религиозную
притчу о поиске истины и смысла, о жертвенности и фанатизме, о вечном
противостоянии добра и зла. В этом фильме режиссер выступил не только как
вдумчивый и честный автор, идущий «до конца», но и как профессионал, способный
справиться со сложной постановочной и морально-этической задачей (в эпизодах с
массовкой снималось более тысячи реальных сумасшедших людей). Фильм удостоился
высокой оценки критики, жил насыщенной фестивальной жизнью, получил множество
призов, среди которых Гран-при и Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз «Серебряный
Георгий» и Приз экуменического жюри МКФ в Москве.
«
Русская симфония» (1995) - третья картина Константина Лопушанского ,
которая обозначила новый этап в творчестве режиссера . Сохранив неизменный
лейтмотив Апокалипсиса, «свидетель обвинения» русской интеллигенции «
Константин Лопушанский впервые «впустил» в свое кино жизнь, хаотичную и
раскаленную, порой неизмеримо более фантастическую, чем любые режиссерские
построения...» («Новейшая история отечественного кино»). Критика обнаружила «в
склонном к мессианству режиссере » сомневающегося, рефлектирующего художника,
«способного к неожиданной эволюции». Мировая премьера состоялась на МКФ в
Монреале в сентябре 1994г. Но международных наград было уже меньше, фактически
только Приз экуменического жюри на берлинском МКФ.
К следующему проекту «
Конец века» режиссер шел
несколько лет. Сценарий, написанный в 1996 г., в период общероссийского
малокартинья, был отвергнут Госкино, где его сочли слишком дорогим. В то же время
интерес к Лопушанскому на Западе по-прежнему не остывал. В то время как
отечественные телекомпании довольно прохладно относились к фильмам
Лопушанского , французы, принимавшие финансовое участие в «Русской симфонии»,
показали картину в прайм-тайм по каналу ARTE, его ретроспективы проходили по всей
Европе в кинотеатрах и на ТВ.
Тем не менее, в 2002 г. «
Конец века» был снят. В
этом «нетипичном», практически камерном, самом неожиданном своем фильме,
построенном как история взаимоотношений матери и дочери, режиссер размышляет о
вещах жестоких и неизбежных: любви, революции, истории, человеческой памяти. В
отличие от предыдущих картин-метафор, «
Конец века» - реальная
история, где, по словам режиссера , при всем количестве аллюзий «читать надо
только то, что происходит на экране». Интересно, что в фильме снимались сразу два
театральных режиссера - Роман Виктюк и Светлана Свирко. Премьера «Конца века»
прошла в Америке, в 2001 г. на фестивале «Теллурайд-фильм», которым руководит
продюсер Фрэнсиса Форда Копполы Том Ладди. В России картина получила несколько
фестивальных наград и вошла в число фильмов, рассматривавшихся Комиссией
Национальной академии кинематографических искусств и наук по выдвижению на
премию «Оскар».
В мае 2004 г. в кинотеатре «Родина» (Санкт-Петербург) прошла первая российская
ретроспектива Константина Лопушанского.
В мае 2006 режиссер завершил работу над фильмом «
Гадкие лебеди»
по повести братьев Стругацких (пр-во «Proline-film»).