Писатель, эссеист, сценарист, драматург, режиссер.
Его произведения известны своими умными, лаконичными диалогами, порой совершенно
без купюр и всегда хитро закрученными (его стиль даже получил собственное имя -
«язык Мэмета», «Mamet speak»).
Его признали не только зрители и читатели, но и профессионалы, и критики. За пьесу
«Glengarry Glen Ross» (1984) Мэмет получил Пулитцеровскую премию и номинацию на «Тони», за
пьесу «Speed-the-Plow» (1988) - номинацию на «Тони», за сценарии к фильмам «
Вердикт» (1982) и «Хвост
виляет собакой» («
Wag the
Dog», 1997) - номинации на «Оскар».
За последнее пятнадцатилетие из-под его пера вышло несколько книг, а с 31 октября
2008 года на Бродвее идет его пьеса «
American Buffalo».
Дэвид Мэмет родился в Чикаго, в семье учительницы и юриста. Уже школьником, Мэмет
начал работать, для начала - помощником официанта. После школы он учился в
Годдард-колледже в Вермонте. Впервые его имя стало известным в 1976 году, после
написания пьес «The Duck Variations», «Sexual Perversity in Chicago» и «
American Buffalo».
В 1984 году за пьесу «Glengarry Glen Ross» (в русском переводе - «Американцы») Дэвид получил
Пулитцеровскую премию и первую свою номинацию на «Тони». Стоит отметить, что он
посвятил постановку Гарольду Принтеру, которому Мэмет был благодарен за влияние
на все свое творчество.
Впоследствии Дэвид Мэмет стал сооснователем компании «Atlantic Theater Company».
Первый фильм, поставленный по сценарию Мэмета, вышел в 1981 году - это был «
Почтальон всегда звонит дважды». Но еще до
этого, в конце 1970-х гг., Дэвид написал сценарий к фильму «
Вердикт»; фильм увидел свет
(сценарий был номинирован на «Оскар») в 1982 г. Сценарий еще одного известного
фильма, «
Неприкасаемые», также принадлежит перу Мэмета.
В 1987 г. он дебютировал как кинорежиссер с фильмом «
House of Games». В главной роли он снял свою жену,
Линдси Крауз; кстати, в этом фильме он снял и нескольких своих друзей,
впоследствии объяснив это тем, что, снимая свой первый фильм, он нуждался в
поддержке, которую и обеспечили дружеские лица на съемочной площадке. В
дальнейших работах («Испанском пленнике», «
Грабеже») Дэвид снова привлекал к
съемкам собственную постоянную актерскую команду - Л.Крауз, У.Мэйси, Дж.Мантегну,
Р.Пиджн (она - вторая жена Мэмета) и Р.Джея. Кстати, выступая как независимый
режиссер, Мэмет сам изыскивает средства на свои картины - в основном за счет
работы над сценариями громких голливудских фильмов с высокими бюджетами
(например, в свое время Мэмет под псевдонимом «Ричард Вайш» работал над сценарием
«
Ронина»).
В 2000 году Мэмет стал режиссером известного и в России фильма «
Катастрофа», а
совсем недавно - боевика «
Красный пояс».
Дэвид написал три романа («Деревня» была опубликована в 1994, «Старая вера» - в 1997,
«Вильсон: Размышления об истоках» («Wilson: A Consideration of the Sources») - в 2000), а также
несколько стихотворений, детских рассказов, документальных работ и новый вариант
истории доктора Фауста (правда, когда он превратился в поставленную в
Сан-Франциско пьесу, зрители его не оценили).
С мая 2005-го Мэмет - один из блоггеров в «The Huffington Post»; чаще всего его публикации - это
собственноручно нарисованные политические карикатуры (особенно активен Дэвид
был во время войны в Ираке).
Помимо работы в сферах театра, кино и литературы, Дэвид Мэмет работает и для
телевидения.
Он - автор и сопродюсер ныне идущего телесериала «
The Unit», создатель двух телереклам для компании
«Форд» в 2007 году (для рекламы нового «Ford Edge» как нельзя лучше подошел маметовский
«фирменный стиль» лаконичных диалогов и простого, ясного визуального ряда) и
автор сценария нескольких серий телефильма «Hill Street Blues» (1987 г.).
И раз уж речь зашла о стиле Мэмета, нужно остановиться на нем подробнее. Диалоги,
созданные Дэвидом, часто бывают циничны, но при этом остры, умны, и эффектны. Стиль
настолько необычен, что получил собственное имя - «Язык Мэмета». Дэвид часто
использует кавычки и курсив, чтобы «высветить» отдельные слова диалога и так
показать смысловые нюансы речи персонажей или то, как их речь выдает ложь. Другие
излюбленные приемы - заставить персонажей прерывать друг друга и оставлять их
фразы недосказанными... Мэмет часто критиковал писателей, стремившихся заставить
своих героев говорить «гладко» - связно и логично.
Наконец, Дэвид сотрудничал и с радио. Для радио ВВС он адаптировал свою знаменитую
пьесу «Glengarry Glen Ross» и создал несколько совершенно новых радиопостановок,
последняя из которых, комедия «Keep Your Pantheon, or On the Whole I'd Rather Be in Mesopotamia», вышла в
радио-эфир в мае 2007 года.
Осталось добавить, что Дэвид Мэмет был женат на актрисе
Линдси
Краус с 1977 по 1990 год. У них родилось двое детей, Уилла и Заша. Затем, в 1991 году,
Мэмет снова женился - на актрисе, поэтессе и певице Ребекке Пиджон . В этом браке у
него появилось еще двое детей, Клара и Ноа.