Альгис Арлаускас родился 7 августа 1957 года в Москве. Отец - литовский партийный
деятель, мать -дочь испанского революционера, уроженка города Бильбао (Испания); в
1937 году вместе с двумя сестрами эмигрировала в СССР.
Альгис окончил Театральное училище им. Б. Щукина в 1978 году. С1978 по 1983 г.г. - актер
Московского ТЮЗа.
Дебютировал в кино еще школьником - в 1973 году в военной повести «Юнга северного
флота». В этом же фильме вместе с ним дебютировал Игорь Скляр.
По окончании театрального училища в 1981 году, он снялся в роли Сергея в музыкальном
фильме «
Берегите
женщин» . Это - веселая история о женском молодежном экипаже буксира «Циклон». В
течение всего фильма звучат замечательные песни Юрия Антонова. На съемках этого
фильма он познакомился с актрисой Мариной Шиманской , и они в итоге поженились.
Самой известной его работой стала роль Кости в кинокомедии Леонида Гайдая
«Спортлото-82». В 1982 году этот фильм, в котором также снялись Михаил Пуговкин и
Михаил Кокшенов, стал абсолютным лидером кинопроката. Да и сейчас эта веселая
история о поисках потерянного лотерейного билета собирает у телеэкранов немало
зрителей.
Однако, после такого успеха Альгис Арлаускас, снявшись еще в нескольких фильмах,
завершил карьеру киноактера. Окончив в 1987 году режиссерский факультет ВГИКа
(мастерская А. Кочеткова), Альгис окунулся в документальное кино.
Он снял уникальный в своем роде документальный фильм про советскую жизнь «Жизнь
наоборот», фильмы «Прикосновение» (1986), «От Владимира до Владимира» (1995).
В 1991 году вместе с женой актрисой Мариной Шиманской переехал в Испанию в Бильбао,
работал на телевидении. Преподает актерское мастерство, ставит спектакли.
Одна из последних работ Альгиса Арлаускаса - документальный фильм "Письмо матери".
Эта картина была удостоена Приза за драматургию имени Валерия Фрида на X
Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер».
Альгис Арлаускас продолжает работать в кино и в качестве актера. В 2003-2004 годах он
сыграл роль Копетаса в испанском сериале «
Гоэнкале», в 2007 году -
Загадочного человека в испанском фильме «
Космос», а в 2010 году - сержанта в
картине «
Испанцы».
Из интервью Анастасии Козловой от 5 декабря 2012 года: «Альгис Арлаускас дважды
просыпался на краю пропасти»
30 лет назад на экраны вышла уморительная комедия Леонида Гайдая
«Спортлото-82». Картина стала лидером советского кинопроката - ее посмотрели более
55 миллионов зрителей. У Гайдая снялись любимые актеры Михаил Пуговкин, Нина
Гребешкова, Михаил Кокшенов. Но главные роли отдал молодым: кто не помнит
весельчака Костика Лукова, подарившего счастливую «лотерейку» приятной
попутчице?! Сегодня Альгису Арласкаусу, сыгравшему Костю, 55 лет. Юбилей фильма,
сделавшего его популярным на весь Советский Союз, он отмечает в Испании.
Альгис Арлаускас - наполовину литовец, наполовину испанец по происхождению. После
оглушительной премьеры «Спортлото-82» его стали узнавать на улицах, поклонницы
заваливали письмами. Но в кризисные для советского кинематографа времена, когда
студии развалились, фильмы не снимали, а киношники уходили в таксисты, актер
вместе с супругой - актрисой Мариной Шиманской - и детьми уехал из страны. В Москве
Альгис бывает наездами, однако с «Экспресс газетой» встретился с удовольствием.
- Альгис, насколько мне известно, ваши родители не были связаны с искусством.
Как же вам удалось в четыре года попасть в кино?
- Мои родители были партийными работниками. Но в юности мама участвовала в
самодеятельности: танцевала, играла в спектаклях. У нас была традиция - всей
семьей петь по вечерам. Видимо, тогда во мне и проявилась актерская жилка. В
детском саду был утренник, на который пригласили киношников. Ребята выучили
стишки и читали, стоя на табуретке. Я зазубрил стихотворение про морковку.
Помощник Георгия Данелия - режиссера фильма «Путь к причалу» - внимательно меня
выслушал, а потом пригласил на «Мосфильм». Меня утвердили на роль, но эту сцену
потом вырезали.
Первая серьезная работа случилась только в 15 лет: после съемок фильма Владимира
Рогового «
Юнга Северного флота» (Альгис сыграл главного героя Володю Черемина) я
решил поступать во ВГИК. Но потерпел крах. В комиссии сказали: «У вас неисправимые
дефекты речи». Я вышел из аудитории, сел на ступеньки и зарыдал. Казалось, жизнь
закончилась. Позвонил Роговому - хотел посоветоваться, как быть дальше, и узнал,
что основная актерская школа не во ВГИКе, а в Щукинском училище. Сегодня я понимаю,
что это было мое «спортлото» - тот счастливый билет, который я вытащил. Дело в том,
что в приемную комиссию я прибежал в последний день прослушиваний. Экзамен сдавал
Поглазову Владимиру Петровичу. Я так окрыленно читал, что тот сразу пропустил
меня в третий тур. На последнем отборочном этапе читал «Мцыри» и, видимо, так рвал
на себе лермонтовские страсти, что старейшие педагоги Щуки хохотали от души.
- Как родители отреагировали на ваш выбор профессии?
- Когда я поступал в театральное, папа уже ушел от нас и активного участия в жизни
семьи не принимал. Мама меня всегда поддерживала, но тут сказала: «Понимаю, что
тебе нравится, но ты не представляешь, какая это сложная профессия. Да и что ты
будешь делать с ней в Испании?» Моя мама оказалась в России в 1937 году - во время
гражданской войны в Испании. В 1951 году в сочинском санатории познакомилась с
папой. В семье всегда была цель рано или поздно вернуться на ее малую родину.
- Как вам, молодому актеру, удалось попасть к знаменитому Гайдаю?
- В то время я пробовался сразу в две картины: «Частную жизнь» Юрия Райзмана и
«Спортлото-82» Леонида Гайдая. Райзман выбирал между мною и Олегом Меньшиковым.
Гайдай же просматривал меня и Женю Герасимова. До самого худсовета не мог решить,
кого из нас взять на роль Кости. Кто-то из худсовета шепнул режиссеру, мол, этот
молодой актер - находка. Так я попал в «Спортлото». Правда, после этого Юрий
Райзман сильно осерчал: Меньшиков не стал у него сниматься и ушел в «Покровские
ворота», а я попал к Гайдаю. Райзман ворчал тогда: вот, мол, молодежь, игнорировала
«живого классика».
- Вы сразу поняли, что «Спортлото» ждет успех?
- В конце съемок появились сомнения. Поговорил с Пуговкиным и понял, что Леонид
Иович не в лучшей форме: и по здоровью, и по творческому запалу. Старики сетовали:
не тот Гайдай пошел! Раньше фонтанировал идеями, был гейзером юмора, а сейчас
потух. Конечно, «Спортлото-82» нельзя ставить вровень с «Бриллиантовой рукой» или
«Кавказской пленницей», но благодаря ему даже теперь, без шевелюры и озорных
веснушек, меня по-прежнему узнают.
- Слышала, вы чуть не сорвали съемки.
- Это случилось по уважительной причине: за пару дней до начала съемок отвез жену в
роддом и очень хотел забрать ее с дочкой. Марину с Олей продержали в больнице еще
три дня, а из Алупки мне посыпались телеграммы: «Сегодня не явишься - снимем с
роли!» Проник в роддом, обнял жену, увидел дочь и только после этого улетел в Крым.
Но присутствовать на выписке не смог - девчонок забирал мой брат Володя. Марина до
сих пор мне это вспоминает!
- Альгис, признайтесь, супруга не ревновала вас к Светлане Амановой - вашей
партнерше по фильму?
- Ну что вы?! Если муж и жена не из одной профессии, такие проблемы могли бы
возникнуть. Но это не про нас с Мариной. Как можно ревновать к профессии? Мало того,
если бы моя жена играла постельную сцену, я видел бы ее целующуюся на экране и она
сделала бы это качественно, чтобы публика поверила, я был бы только рад! Актеры
должны уметь заразить зрителя своей энергией. Мне кажется, наша со Светой
романтическая сцена у костра - одна из лучших в фильме.
- Вам хорошо заплатили за участие в топовом фильме 1982 года?
- За съемки в «Спортлото» я получил приличные деньги. Мать добавила столько же, и я
купил подержанную «копейку». С тех пор почти не вылезаю из-за руля, хотя боюсь
уснуть во время движения. Меня потрясла смерть Виктора Цоя, к тому же я сам трижды
отключался за баранкой - открывал глаза на краю обочины.
- Ваша супруга Марина Шиманская снялась в десятках замечательных картин,
среди которых «Берегите
женщин», «Эскадрон гусар летучих». Как она сегодня поживает?
- У нас с Мариной в Испании есть небольшая школа, где мы готовим профессиональных
актеров и сценаристов. Супруга - прекрасный педагог. Дочь Оля живет в Москве,
продолжает нашу профессию - она режиссер. Сыну Саше 22, он учится в Бильбао,
технарь.
- Альгис, вы отошли от актерской профессии и вернулись к тому, о чем мечтали, -
стали режиссером. На ваш взгляд, почему сейчас почти не снимают хорошее
кино?
- В советское время, чтобы стать народным артистом, нужно было стать любимцем
народа. Сейчас во главе всего - гламур и псевдоактеры, набивающие себе цену и
занимающиеся саморекламой. Предлагаешь такому роль - соглашается, а за пару дней
до съемок на попятную: мол, мало платите. Для наших звезд полторы тысячи долларов
за съемочный день уже недостаточно! Может, поэтому не появляются у нас актеры
уровня Баталова, Даля, которые работали ради удовольствия.
- А как вы относитесь к ремейкам? Недавно возник скандал вокруг съемок
продолжения «Иван Васильевич меняет профессию».
- Это ужас что творится. Продюсеры, делая ремейки, расписываются в собственной
беспомощности - запускают свои лапы в золотой фонд советского кино и пытаются на
чужом горбу въехать в рай. Это настоящий произвол.