Филиппенко Александр Георгиевич родился 2 сентября 1944 года в Москве. Окончил
школу с золотой медалью.
В 1967 году окончил Московский физико-технический институт (в г.Долгопрудном под
Москвой) по специальности: «Физика быстро протекающих процессов».
В
1974 году окончил заочное
отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина как актер и режиссер.
С 1967 по 1969 гг. работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.
В 1964 - 1969 гг. - актёр и режиссёр эстрадной студии МГУ «Наш Дом».
С 1969 по 1975 гг. - актёр Театра драмы и комедии на Таганке.
В 1975 - 1994 гг. - актёр Театра им. Евгения Вахтангова.
С 1995 года работает по контрактам в различных театрах Москвы.
С 1996 - руководитель театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.
Был активным участником КВНов, капустников; звезда студенческого театра МГУ «Наш
дом». В кино - с 1969 года. Первая роль - Володя Харламов в фильме «
Я его
невеста».
Снялся более чем в 50 фильмах, сыграв целую галерею злодеев, бандитов, Бессмертных
Кощеев. В особом ряду стоят такие фильмы с его участием, как «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «
Мой друг Иван Лапшин», «
Наш
бронепоезд», «
Убегающий август», «
Шаги
императора» (Павел I), «
Мастер и Маргарита» (Коровьев), «Карьера Артура Уи» (заглавная роль).
Много выступал с эстрады с произведениями Зощенко, Булгакова, Платонова,
Аверченко, Довлатова.
Семейное положение: С 1975 по 1978 год был женат на Наталье Зимяниной. С 1979 года женат
на Марине Ишимбаевой - потомственном телережиссере. Дочь Мария (филолог), сын
Павел (музыкант Паштет - солист альтернативных рок-групп "I.F.K." и "F.A.Q." ), младшая
дочь Александра и двое внуков - Полина и Георгий (дети Павла).
Детство
Школьные годы Александра Филиппенко прошли в Алма-Ате, где в драмкружке
городского Дворца пионеров он сыграл свои первые роли в спектаклях «Слава» В.
Гусева, «20 лет спустя» М. Светлова, инсценировках сказок Т. Грабе. Его первыми
режиссерами-педогогами стали выдающиеся актеры Алма-Атинского театра драмы М.Б.
Азовский и Ю.Б. Померанцев.
Однако это было время, когда лирики были в «загоне», а физики в почете. Да и его
родители были связаны с точными науками. Мать преподавала математику в
Горно-металлургическом институте в Алма-Ате, и отец работал в этом же институте. У
Александра и его родителей даже вопросов не возникало, какую профессию ему
выбрать. На семейном совете решили, что после окончания школы он поедет в Москву
поступать в Физтех. «Гагарин - в космосе, “9 дней одного года” - на экране. Для нас
звездами были тогда Королев, Ландау, Семенов, Капица. Все мечтали стать физиками, -
вспоминает Александр Георгиевич. - К тому же Физтех был тогда самым престижным
вузом. Это была возможность быть среди избранных, лучших. Путевка в жизнь
интересную, волнующую и необычную!»
Учёба
Окончив школу с золотой медалью, летом 1961 года А. Филиппенко стал студентом
физико-химического факультета Московского физико-технического института. Как
считает сам Александр Георгиевич, всему, что есть хорошего в нем, - он обязан
Физтеху. Тогда было все увлекательно: и первые агитбригады, и песни у костра, и
разговоры со старшими товарищами-аспирантами, и джазовые вечера в Долгопрудном.
По сей день его самые близкие друзья - из Физтеха.
С 1-го курса А. Филиппенко захватила художественная самодеятельность, которая
весьма поощрялась руководством института. А поскольку вуз был почти закрытым, то
студентам на внутренних институтских концертах позволялось многое. Много тогда
говорилось о физтеховских «капустниках», о первых командах КВН, о книгах «Физики
шутят». Все это стало отличительной чертой начала 1960-х годов.
В 1962 году Физтех стал первым чемпионом КВН Москвы (выступали в прямом эфире).
Александр Филиппенко был активным участником институтской команды КВН,
студенческих «капустников».
«Наш Дом»
Именно в тех баталиях Филиппенко заметили руководители эстрадной студии МГУ «Наш
дом» и пригласили в свой театр. Вскоре он стал ведущим актером студии, где
руководителями и режиссерами были А. Аксельрод, М. Розовский, И. Рутберг, где
вместе начинали и работали Ролан Быков, Семён Фарада, Михаил Филиппов, Геннадий
Хазанов и другие. В одном из лучших спектаклей «Нашего дома», сделанном по поэме
Кирсанова «Сказание о царе Максе Емельяне», и появился впервые совсем тогда
самодеятельный молодой актёр Александр Филиппенко.
В те годы весь официальный советский театр находился под сильным идеологическим
контролем и давлением. И только на флаге Студенческого театра МГУ всегда было
написано: «Эксперимент». Так продолжалось до августа 1968 года - до вторжения
советских войск в Чехословакию. Партком МГУ добился распоряжения о закрытии
Студенческого театра «Наш дом», и в конце 1969 года «Наш дом» выставили на улицу.
Это был этапный момент в биографии Александра Филиппенко. В то время он уже
работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР (в 1967 г. получил диплом
МФТИ по специальности «физика быстро протекающих процессов»).
Театр
Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов прекрасно
знал коллектив «Нашего дома». И когда ему сообщили, что «Наш дом» разогнали, он
сказал: «Пусть они приходят ко мне». Что Александр Филиппенко и сделал,
окончательно перейдя из «физиков» в «лирики». В Театре на Таганке Александр
Филиппенко играл в спектаклях «Тартюф» Ж.Б. Мольера, «Пугачев» С. Есенина,
«Гамлет» У. Шекспира, «Час пик» Е. Ставинского, поэтическом представлении
«Товарищ, верь...», посвященном А.С. Пушкину, и других. Уже тогда он проявил себя как
актер яркого самобытного дарования, острого пластического рисунка, склонный к
эксцентрике.
В 1970 году А. Филиппенко поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина
(мастерская В. Эуфера и А. Ремизовой) при Государственном академическом театре
имени Евг. Вахтангова, которое окончил как актер и режиссер. В эти же годы он
начинает активно работать на эстраде и в кино.
В 1975 году Александр Филиппенко был принят в труппу Театра имени Евг. Вахтангова,
где работал с такими режиссерами, как Евгений Симонов, Александра Ремизова, Рачия
Капланян, Роберт Стуруа, Роман Виктюк. На сцене этого театра им сыгран целый ряд
ярких ролей: Ихарев («Дела давно минувших дней» по «Игрокам» Н. Гоголя), герцог
Бекингем («
Ричард III» У. Шекспира), Бухарин («Брестский мир» М. Шатрова), Жданов
(«Уроки мастера» Д. Паунела), Американец («Мистерия-буфф» В. Маяковского), роли в
спектаклях «Русские водевили» В. Соллогуба, «Соборяне» по роману Н.С. Лескова и
других. Как актер многоплановый, он одинаково блестяще воплощает на сцене такие
совершенно разные по драматургии образы, как, например, Юрий Константинович
Огородников в бытовой драме В. Розова «Кабанчик» (режиссер А. Шапиро) и мосье
Боярский в эксцентрической комедии И. Бабеля «Закат» (режиссер А. Кац).
С 1995 года после 20 лет работы в Государственном академическом театре имени Евг.
Вахтангова актер начинает работать по контрактам как «свободный художник» в
различных театрах Москвы: в театре «Школа современной пьесы» у И. Райхельгауза, в
театре «У Никитских Ворот» у М. Розовского, в Театре эстрады с Г. Хазановым
участвует в спектакле «Труп на теннисном корте», а на различных театральных
площадках актер проводит поэтические вечера Саши Черного, Ю. Левитанского, Д.
Самойлова, Ю. Ряшенцева.
С 1996 года А.Г. Филиппенко является художественным руководителем театра
«Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте, в репертуар которого вошли
литературно-музыкальный спектакль «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были
молодые», моноспектакль «Мертвые души» (последние главы) по поэме Н.В. Гоголя
(режиссер М. Розовский, художник Т. Швец), «Фальбала» - спектакль-дуэт по роману
«Бедные люди» Ф. Достоевского (режиссер М. Мокеев, художник Ю. Хариков). К опытам
литературного театра можно отнести вечер одноактных пьес «За вашу и нашу
свободу» Вацлава Гавела («Аудиенция» и «Вернисаж»), вечер советской сатиры («Смех
отцов») по произведениям А. Платонова, М. Кольцова и М. Зощенко, вечер современной
сатиры («Чемодан проблем-2000» - М. Зощенко, М. Жванецкий, Б. Акунин, С. Довлатов),
посвященный 60-летию С. Довлатова.
Кино
В кино Александр Филиппенко начал сниматься в 1969 году; первую роль, Володи
Харламова, исполнил в фильме «
Я его невеста». С
тех пор он сыграл более 60 ролей в картинах разнообразных жанров - от
психологических драм до приключенческих и детективных, создав целую галерею
злодеев, бандитов, Бессмертных Кощеев.
Александр Филиппенко - актер с исключительным чувством жанра и формы. Даже
малейшие киноэпизоды в его исполнении обретают четкость. Актер не лишен
психологической тонкости и лиризма (он трогательно сыграл любовную историю в
картине «
Убегающий август», 1989), но его основной стиль - эксцентрика, метод -
гипербола.
В особом ряду стоят такие фильмы с участием Александра Филиппенко, как самый
знаменитый милицейский сериал 1970-х годов «
Рожденная революцией» (1974-1977) Г. Кохана, поставленная В. Грамматиковым
рок-опера «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), военная
драма С. Арановича «
Торпедоносцы»
(1983), картины «
Мой друг Иван Лапшин» (1984) А. Германа, «
Визит
к Минотавру» (1987) Э. Урузбаева, «
Наш
бронепоезд» М. Пташука (на фестивале «Созвездие-89» - приз за лучшую роль второго
плана»), «
Карьера Артуро Уи. Новая версия» Б. Бланка (1996, за
главную роль в этом фильме А.Г. Филиппенко номинирован на Национальную
кинематографическую премию «Ника»), телефильм О. Рябоконя «
Шаги императора» по роману Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» (1990, роль Павла
I), два фильма «
Мастер и Маргарита»: Ю. Кары (1994, роль Коровьева) и В. Бортко (2005, роль
Азазелло).
Филиппенко довелось сыграть и человека, ставшего в мировом искусстве одним из
наиболее классических воплощений зла, - Ричарда III, правда, в то ещё время, когда он
был ещё Ричардом Глостером. Случилось это в фильме Сергея Тарасова «Чёрная
стрела». Ещё два выдающихся воплощения зла и коварства - персонажи дона Рэбы,
сыгранный Филиппенко в экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть
богом» и главного негодяя сериала «
Бедная Настя»
помещика Забалуева.
Разнообразие таланта
Как актёра его отличает большая точность. Во-первых, потому что Филиппенко
переиграл и в кино, и в театре множество коротких эпизодических ролей. Во-вторых,
он начинал у Марка Розовского в студии «Наш дом», которая официально называлась
эстрадной и действительно делала подлинно эстрадные спектакли. Поэтому эстрада -
родная для Филиппенко стихия, что он неоднократно доказывал. Звезда капустников и
КВНов в команде МФТИ, выпускник Щукинского училища, актёр, любимый миллионами
бывших советских людей, сегодня разбросанных по всему свету, популярный
киноартист, руководитель собственного театра "Моно-Дуэт-Трио" - можно сказать,
биография типичного шестидесятника, каким Филиппенко и является.
При этом он умудрился дойти до наших прагматичных времён, ничего не растеряв по
дороге: ни друзей, ни веру в идеалы, ни приверженность классической литературе. И
даже легкомысленная эстрада его не сбила с толку, так как он валяет дурака не один,
а на пару с Зощенко, Чеховым, Булгаковым, Аверченко, Гоголем... В блистательной
эстрадной композиции-фантазии по пьесе Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого
человека» актёр, словно в цирковой клоунаде, танцевал рок-н-ролл с собственным
пиджаком, играл на подтяжках, как на струнах контрабаса, и на галстуке, как на
саксофоне. Отсутствующая в пьесе фраза «И Козёл на саксе - фа-фааа!» после
выступления Филиппенко в передаче «Вокруг смеха» стала крылатой, хотя не все
знали, что имеется в виду джазовый саксофонист Алексей Козлов, позднее ставший
одним из символов времени.
«
Убегающий август», «
Мой друг Иван Лапшин», «
Убить
Дракона», «
Мастер и Маргарита» - раз (Коровьев), «
Мастер и Маргарита» - два (Азазелло)... Филиппенко всегда в работе. Он
подлинный актёр-труженик - с тем, однако, различием, что ни разу он не становился
«всеядным», стремящимся во что бы то ни стало получить роль - всё равно какую и в
каком фильме, лишь бы главную. Филиппенко за главными ролями никогда не гнался - не
отказывался, когда доставались, и не пренебрегал эпизодическими ни в кино, ни в
театре, где главные получал ещё реже.