Пи́тер Хайамс (англ. Peter Hyams) - американский кинорежиссёр, сценарист,
кинопродюсер и кинооператор, известный фильмами «
Космическая одиссея 2010» и «
Конец света».
Ранние годы
Родился в городе Нью-Йорк в 1943 году. Изучал изобразительное искусство и музыку в
нью-йоркском колледже Hunter College и Syracuse University. По окончании учёбы в возрасте 21 года
работал ведущим на чикагском телевидении.
С 1964 года в течение шести лет работал на студии CBS, где увлёкся съёмкой
документальных кинофильмов. В скором времени он бросает журналистику и полностью
посвящает себя фотографии. В 1970 году Хайамс вместе с супругой и двумя детьми
переезжает в Лос-Анджелес, где пишет и продаёт свой первый сценарий «
T.R. Baskin» компании Paramount
Pictures.
Карьера в кино
В 1978 году его первой серьёзной работой в кино становится детективный боевик
«Козерог-1», повествующий о сфальсифицированной НАСА высадке американских
космонавтов на Марс. Фильм пользуется успехом у любителей фантастики и
номинируется на четыре кинопремии «Сатурн».
В следующие несколько лет стартуют стразу три новых фильма. В 1979 году Хайамс
снимает военную драму «Ганновер Стрит» с Харрисоном Фордом в главной роли. В 1981
году выходит «
Чужая земля» с Шоном
Коннери и «Звёздная палата» с Майклом Дугласом в 1983 году.
В 1983 году Хайамс выступает в качестве продюсера, режиссёра, оператора и
сценариста в сиквеле культового шедевра Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».
Перед тем как заключить контракт Питер требует принять два условия: во-первых,
Стэнли Кубрик должен одобрить продолжение, во-вторых, придется изменить сюжет
будущего фильма. Получив разрешение, Хайамс приглашает Артура Кларка,
консультанта первой части и автора цикла «Космическая Одиссея». Не без помощи
Кларка, он пишет сценарий к будущему фильму «
Космическая одиссея 2010».
Съёмочный период длится девять месяцев. Хайамс работает семь дней в неделю, по
двадцать часов в день. В результате продолжение получается слабее оригинала, но,
тем не менее, все же собирает кассу, номинируется на пять Оскаров и приносит
Хайамсу мировую известность.
С 1986-1995 год Хайамс снимает в основном боевики, такие как: «
Беги без
оглядки» (1986), «
Президио» (1988), «
Узкая грань» (1990), «
Оставайтесь с нами» (1992), «
Патруль
времени» (1994) и «
Внезапная смерть» (1995). В них Хайамс выступает уже в качестве
режиссёра-оператора.
В 1990 году у Хайамса появляется шанс снять римейк фильма ужасов «Ночь живых
мертвецов», но он отказывается, занявшись съёмками фильма «
Узкая
грань».
В 1997 году на экраны выходит фильм «
Реликт» по одноименному
бестселлеру Дугласа Престона и Линкольна Чайлда. Здесь Хайамс вновь выступает в
качестве режиссёра-оператора. Фильм повествует об индейском артефакте, за
которым следует череда жестоких убийств. Действие фильма разворачивается в
огромном Чикагском музее естественной истории. В конечном итоге виновником всех
смертей, оказывается невообразимый мутант. Фильм не отличался оригинальностью и
сборы были не такими уж большими, однако он ознаменовал начало нового периода в
карьере режиссёра.
Следующим проектом Питера стал «
Конец света» (1999) с
бюджетом в 100 миллионов долларов и Арнольдом Шварценеггером в главной роли. По
сюжету в преддверии нового тысячелетия на Землю спускается сам сатана, чтобы
зачать своего будущего ребёнка от избранной им земной женщины. Ему противостоит
нью-йоркский полицейский, спасающий девушку из лап дьявола и его слуг. Сценарий
Питеру Хайамсу предложил известный голливудский режиссёр Джеймс Кэмерон. По
словам Кэмерона, Хайамс обладал достаточно богатым опытом работы в кино для того,
чтобы заняться подобным проектом. В мировом прокате «
Конец света»
собирает около 211 млн долларов.
В 2001 году выходит «Мушкетёр». По замыслу Хайамса впервые в истории мушкетёры
должны были сражаться не только с врагами, но и с земным притяжением, делать
невообразимые трюки и фехтовать как настоящие самураи. Для этого режиссёр
пригласил из Азии известного постановщика боевых сцен Xin Xin Xiong. Фильм о
похождениях персонажей Александра Дюма с бюджетом в 40 млн долларов,
переиначенный на манер экшн-боевика, не снискал уважения публики. Полностью
провалившись в прокате, он был нещадно поруган критиками. Позже в интервью
режиссёр сам признался, это была глупая идея.
В 2004 году Хайамс пытается занять кресло режиссёра в фильме «Хеллбой», но его
кандидатуру отклоняют в пользу Гильермо Дель Торо.
В 2005 году на экраны выходит масштабная экранизация по мотивам рассказа
писателя-фантаста Рэя Брэдбери «
И грянул гром» с
бюджетом в 80 млн долларов. Несмотря на затраты, фильм пестрит примитивными
специальными эффектами и отсутствием известных актеров, за исключением Бена
Кингсли, исполнившего в нем эпизодическую роль. В итоге в мировом прокате фильм
собирает рекордно низкую сумму в 10 млн долларов.
В 2009 году выходит новый фильм Хайамса, римейк картины 1956 года «По ту сторону
разумного сомнения», где режиссёр впервые за долгое время выступает в качестве
сценариста. Главные роли исполняют Майкл Дуглас и восходящая американская звезда
Эмбер Тэмблин.
В этом же году Хайамс был приглашён оператором на съёмки фильма «Универсальный
солдат 3: Возрождение», режиссёром которого стал его родной сын
Джон
Хайамс .