Педро Альмодовар Кабальеро (исп. Pedro Almodóvar Caballero) - испанский кинорежиссёр,
кинопродюсер, сценарист, писатель и певец. Родился 25 сентября 1949 года, со второй
половины 1980-х годов - один из самых популярных и известных в мире испанских
режиссёров.
Родился в городе Кальсада-де-Калатрава (провинция Сьюдад Реаль, Кастилия -
Ла-Манча). В 8 лет переехал вместе с семьёй в Эстремадуру , другую испанскую
провинцию, где посещал сначала салезианскую, а потом францисканскую школы.
Там он учился и сдал выпускные экзамены в средней школе. В конечном итоге он сдал
вступительные экзамены в приходскую школу Отцов-салестинцев и
братьев-францисканцев. Именно в этот период жизни он пристрастился к кино. Когда
ему исполнилось 16, он переехал в Мадрид один, без семьи и без денег. У него была
только одна конкретная цель: изучать кинематографию и снимать фильмы.
В 16 лет, один, без семьи и денег, переезжает в Мадрид. Сменив множество мест работы,
на 12 лет оседает в компании «Телефоника». В это же время становится членом
театральной группы «Los Goliardos». Играет маленькие роли в профессиональном театре,
где знакомится с Кармен Маурой. Вместе с МакНамарой организует музыкальную
группу в стиле пародийный панк-глэм-рок. Пишет рассказы, которые периодически
публикуются в коллективных сборниках («Сон разума»).
Но он уже не смог поступить в Государственную школу кинематографии, поскольку она
закрылась. Тем не менее он решил учиться. В конце 60-х, несмотря на диктаторский
режим, для провинциального мальчика Мадрид был городом, полным культуры и
свободы. Он выполнял много подсобной работы, но никак не мог накопить на камеру,
пока не получил первую серьезную работу в Национальной Испанской Телефонной
Компании "Телефоника", где он проработал 12 лет в качестве административного
служащего.
В эти годы происходило его формирование. С утра и до ночи он контактировал с
социальным классом, который он вряд ли смог изучить иначе. Все было золотым
прииском для будущего режиссера. По вечерам он писал, любил работать с группой под
названием "Los Galiardos", снял несколько фильмов.
Он сотрудничал с различными андеграундными журналами, писал рассказы и иногда их
публиковали. Ему повезло, что премьера его первого коммерческого фильма совпала с
рождением испанской демократии. После полутора лет съемок наконец вышел его
фильм "Пепи, Люси, Бом...". С этого момента кинематография стала его второй натурой.
Он писал и снимал. А сейчас его фильмы демонстрируются в кинотеатрах по всему
земному шару.
В 1980 снимает свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и другие девушки».
Началом этому проекту послужила фотоновелла Альмодовара «Частые эрекции»
(«Erecciones generales»), созданная по заказу журнала «El Víbora». Фильм снимался больше года,
только по выходным. Деньги, в сумме пол-миллиона песет, нашли Феликс Ротатета, ещё
один участник группы «Los Goliardos», и Кармен Маура, оборудование одалживалось. Тем не
менее, нехватка средств обернулась свободой действий. Фильм сразу же стал
культовым в независимых кругах и среди посетителей сети кинотетров Альфавиль,
где он шёл на ночных сеансах в течение 4 лет.
Мировое признание Альмодовар получил после фильма «
За что мне
это?». Вот так отзывалась об этой картине газета «Нью-Йорк Таймз»:
«Замечательная чёрная комедия. Просто маленький шедевр».
В 1985 вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, создал продюсерскую компанию
«El Deseo», которая начала свою деятельность с выпуска в 1986 фильма Педро Альмодовара
«
Закон желания». Позже «El Deseo» выпустила проекты таких режиссёров, как
Алекс де ла Иглесия, Гильермо дель Торо, Даниэль Кальпарсоро, Моника Лагуна,
Исабель Койшет, а также дуэта, состоящего из Дуньи Аясо и Феликса Сабросо.
Первый крупный успех Альмодовару принесла картина «
Женщины на грани нервного срыва». Она
получила около пятидесяти национальных премий и номинировалась на «Оскар».
В 1999 Альмодовар снимает фильм «
Всё о
моей матери», который получает десятки национальных премий и премию «Оскар» за
лучший иностранный фильм. Кажется, что превзойти этот успех невозможно, однако
следующая картина режиссёра, «
Поговори с
ней» (снятая в 2002 году), приносит ему сотни наград по всему миру, в том числе и
«Оскара» за лучший сценарий.
Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании,
которая не выдвинула «
Поговори с
ней» на соискание Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм». В 2005 году,
когда следующий фильм Альмодовара, «
Дурное воспитание», не получает ни одной премии «Гойя», он вместе с
братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с
системой голосования, позволяющей победить в номинации при небольшом количестве
голосов «за».
Творчество
В своём кино, по технике и эстетике близком работам другого испанского режиссёра
Элоя де ла Иглесия, Альмодовар культивирует натурализм, направленный на
уничтожение обычной для испанского кинематографа буржуазности. Часто в его
фильмах представлено описание жизни маргиналов, они наполнены скандальными и
провокативными элементами. В них есть и коррумпированные полицейские, и
наркоманы, и не по возрасту развитые дети, и философствующие деревенщины. Частые
герои его фильмов - гомосексуалисты и трансвеститы. И хотя режиссёр не скрывает,
что сам является геем, он, по собственному признанию, часто обижается, когда на его
фильмы навешивают ярлык «гейского кино». По его словам гомосексуальная
чувственность его картин не делает их «гейскими», в своих фильмах он описывает
универсальные чувства, которые могут испытывать люди любой сексуальной
ориентации.
Личная жизнь
Альмодовар - гей. С 2002 года он состоит в отношениях с актёром и фотографом Фернандо
Иглесиасом.