Аста Нильсен (дат. Asta Nielsen, урождённая Аста Софи Амалия Нильсен Asta Sofie Amalie
Nielsen; 11 сентября 1881, Копенгаген - 25 мая 1972, Фредериксберг) - датская актриса немого
кино, получившая признание в Германии.
Аста Нильсен выросла в Швеции и Дании. Ещё ребёнком она познакомилась с
миром театра. С 1902 года
Аста Нильсен
постоянно работала в Копенгагене. Первый же фильм с её участием «
Бездна» (Afgrunden, 1910)
обеспечил ей и режиссёру Урбану Гаду контракт на производство нескольких
фильмов в Германии, который впоследствии был продлён до 1915 года.
В начале
Аста Нильсен
снималась только в фильмах своего мужа режиссёра Урбана Гада. Это были
преимущественно роли противоречивых женщин, чьё поведение не соответствовало
общественным нормам, как, например, в фильме «Чужая птица» (Der fremde Vogel, 1911) или
«Бедная Дженни» (Die arme Jenny, 1912). Но актрисе был не чужд и комедийный дар: роль в
фильме «Ангелочек» (Engelein, 1914) произвела такой фурор, что было снято продолжение
картины.
В 1916 году
Аста Нильсен
уехала в Данию и вернулась в Германию лишь после окончания Первой мировой войны.
Теперь она снималась преимущественно в экранизациях литературных и
драматических произведений. В 1920-1922 году она выступила продюсером трёх
собственных фильмов, сыграв заглавную роль в одном из них ("Гамлет" 1921). Снискали
признание образы женщин из низших слоёв общества, сыгранные Астой Нильсен в
"Безрадостном переулке" (Die freudlose Gasse, 1925) Георга Вильгельма Пабста и "Трагедии
проститутки" (Dirnentragödie, 1927) Бруно Рана.
В 1923-1930 годах была женой и партнером русского актера Григория Хмары.
Аста Нильсен была признанной звездой немого кино и считалась одним из
первых секс-символов. Её кинокарьера закончилась с появлением звукового кино, в
котором она снялась лишь один раз. Нильсен обратилась к театру, а в 1946 году
опубликовала автобиографию «Безмолвная муза» (Die schweigende Muse).
Редакция
zhugeliang30