Яковлева Марина Александровна родилась 1 апреля 1959 году в г. Зима Иркутской обл.
В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В.
Луначарского (ГИТИС).
С 1982 года - актриса киностудии им. М. Горького.
В 1989-1990 годах - актриса театра «Школа современной пьесы» под руководством И.
Райхельгауза.
С 1991 года - актриса Нового драматического театра.
В кино начала сниматься еще будучи студенткой 1 курса. Всегда улыбающиеся,
смешливые, обаятельные героини Яковлевой очень любимы зрителями. Сыграла первую
большую роль в фильме «
Ветер
странствий» (Марфутка). В титрах некоторых фильмов указывалась как Марина
Яковлева-Ростоцкая. В ее актерский список входят более 70 актерских работ, который
постоянно пополняется.
Помимо работы в театре и кино вела в 2000-2001 годах на телевидении рубрику «Полезные
советы» в программе ТНТ «Из жизни женщины».
Первым мужем был актёр, режиссёр
Андрей Ростоцкий . Вторым - актёр театра и кино
Валерий Сторожик . В этом браке у актрисы родились два сына - Фёдор
(1987) и Иван (1989).
Детство
Родилась в Сибири, в небольшом городке Зима Иркутской области, но когда ей
исполнилось полгода, родители переехали в город Шелехов. Это один из
городов-новостроек, город металлургов. Родители Марины рано развелись. Но у неё
был отчим, совершенно замечательный человек, который заменил ей отца. В семье она
не единственный ребенок. Сестра старше на 5 лет, брат моложе на 10.
В школе она была отличницей, ее все уважали. До седьмого класса Марина не мечтала
стать актрисой, но кино увлекалась, собирала открытки с актерами. Девочка
воспитывалась на советском кино, и ей нравились неординарные актрисы: Надежда
Румянцева, Нонна Мордюкова, Инна Чурикова. С большим удовольствием смотрела
военные фильмы. Решение стать актрисой возникло у Марины лишь в старших классах.
Окончив школу, она отправилась покорять Москву.
Учеба
Когда Марина приехала поступать в ГИТИС, у нее был ужасное произношение. Она
вспоминает, что "...говорила так, как привыкла говорить дома: вместо "ш" звучало "ф".
Например, вместо ешь - ефь, вместо мышь - мыфь. И при этом жуткая скороговорка -
тысяча слов в минуту. Я и сейчас часто тараторю, но тогда...". Однако на педагогов ее
"скороговорка" произвела положительное впечатление. Они посчитали, что это
придает девушке шарм, подчеркивает индивидуальность ее натуры.
Будучи студенткой ГИТИСа, Марина начала сниматься в кино, и с первыми же своими
ролями обратила на себя внимание зрителей. Всего за пару лет она снялась в
нескольких фильмах, самыми заметными из которых стали детский приключенческий
фильм Юрия Егорова "Ветер странствий", где она сыграла Марфутку, и мелодрама
Александра Гордона "Сцены из семейной жизни".
Первые роли, первая любовь
С режиссером Андреем Ростоцким Марина Яковлева познакомилась в 1979 году.
Произошло это случайно. Марина как раз закончила картины "Сцены из семейной жизни"
Киностудии имени Горького и разговаривала с ассистенткой режиссера, которая
привезла ей сценарий фильма "Однажды двадцать лет спустя". Мимо пробежал молодой
человек невысокого роста. Марина Александровна вспоминает: "Я взглянула на него -
и сердце екнуло. Появилось предчувствие, что этот мужчина войдет в мою жизнь.
Предчувствие мелькнуло и исчезло".
Возможно их знакомство так и осталось бы мимолетным, если бы Марине не предложили
принять участие в массовке в картине "Эскадрон гусар летучих", где в роли Дениса
Давыдова снимался Андрей Ростоцкий. В картине "Эскадрон гусар летучих" Марина
играла молоденькую провинциальную барышню, танцующую вальс на балу с гусарами.
Марина не просто танцевала. Исполняя этот эпизод, она старалась передать дух
эпохи, в которой жила ее героиня, придумать ей характер. Не удивительно, что Андрей
Ростоцкий на танец в пару выбрал именно ее.
Марина Яковлева вспоминает: "Мы танцевали вальс. Голова кружилась от счастья. Я
влюбилась. Совсем как в романах - с первого взгляда. Он был очень хорош собой в
гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и
легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми
глазами, и я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и
было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал
смешные киношные истории..."
Андрей и Марина продолжали поддерживать отношения и после съемок фильма. Вскоре
Ростоцкий сделал ей предложение, Марина согласилась, и в 1980 году они сыграли
свадьбу.
Развод
Марина и Андрей оказались не просто разными людьми, они были совершенно из разных
миров. Марина, воспитанная в простой семье, не вписывалась в аристократический
круг мужа. Однако, безумно влюбленная, она первоначально не видела всего этого.
Уже в первый месяц их совместной жизни, Андрей всячески старался подчеркивать
свое превосходство. Как-то, он сказал: "Господа любили влить свежую кровь
крепостной девки, чтобы сохранить породу". В этом, по мнению Марины, и заключалась
ее роль.
Постепенно супруги стали отдаляться друг от друга, отношения становились все
более холодными. Ситуация усугублялась и любовными похождениями Андрея, поэтому
не удивительно, что все это вскоре привело к закономерному разрыву. Вместе они
прожили всего лишь полтора года.
Сегодня, рассуждая о причинах развода с Ростоцким, Марина Александровна говорит:
"...наверное, потому, что и в жизни играли в кино. Только в разное: он - в гусара, а я
мечтала о страстях, как в "Романсе о влюбленных". Что-то не совпало. Но, думаю, если
бы мы встретились чуть попозже, может, все сложилось бы иначе. Тогда, двадцать лет
назад, конечно, я не могла себе представить, что, расставшись с Андреем, через
несколько лет снова выйду замуж, у меня будет двое сыновей, что сыграю шестьдесят
ролей в кино. Что еще будет в моей жизни любовь, но никто не сравнится с Ростоцким.
И что мы будем жить в соседних домах, но в разных семьях. Но это сейчас..."
Кино. 80-е годы
Окончив в 1980 году Государственный институт театрального искусства им. А. В.
Луначарского (ГИТИС), Марина начала активно сниматься в кино. 80-е годы стали для
нее самым плодотворным периодом в кинематографе. Молодой актрисе предлагали
множество ролей, и ей было из чего выбирать. Еще будучи замужем за Андреем
Ростоцким, она снялась в таких фильмах, как "Корпус генерала Шубникова", "Сашка",
"Люди на болоте", "Цыганское счастье" В этих фильмах она указывалась в титрах, как
Марина Яковлева-Ростоцкая.
Одна из любимых ролей Марины Яковлевой - роль в фильме "Наградить (посмертно)",
который поставил Борис Григорьев. Там она сыграла бандитку, воровку - это чуть ли
не единственная её отрицательная роль.
В 1982 году (после развода с Ростоцким) Марина стала актрисой киностудии им. М.
Горького. Режиссеры все чаще стали приглашать ее на главные роли. В киноповести
Александра Миндадзе "Предел желаний" она сыграла воспитательницу детского сада
Веру, в музыкальной комедии Владимира Гориккера "Серебряное ревю" - солистку
балета на льду, фантазерку и мечтательницу Лену, в социальной мелодраме Андрея
Бенкендорфа "Благие намерения" - Надежду, воспитательницу младшей группы
школы-интерната в провинциальном городе. Как правило, героини Яковлевой - веселые,
целеустремленные и, конечно же, красивые девушки, влюбленные в свою профессию.
Своей необузданностью и темпераментом они напоминали Фросю Бурлакову.
Театр
В 1989 году Марина Яковлева устроилась в театр "Школа современной пьесы" под
руководством И. Райхельгауза. Этот театр тогда только начинался, спектакли
выпускали быстро - за 2-3 месяца, очень много гастролировали. Залы были битком
набиты, зрители кричали «Браво!» Все это было замечательно. Но Марина сама
чувствовала, что ей не хватает сценического опыта. Ей нужна была школа, долгие
репетиции, кропотливая работы над ролью. И поэтому, когда спустя год, в 1991 году, ей
позвонили с предложением из Нового драматического театра, она перешла к Борису
Александровичу Львову-Анохину. И он, действительно, её многому научил. Она слушала
его, открыв рот. И делала все, что он скажет. И благодаря ему она поняла что-то про
театр.
При нем Марина работала буквально на одном дыхании. Борис Александрович никогда
не запрещал ей сниматься в кино, и она была благодарна ему за это. Кстати, первым её
спектаклем в театре был спектакль "Опасные связи". Но через 10 лет совместного
плодотворного сотрудничества Львов-Анохин умер. И Марина постепенно с театром
попрощалась.
90-е годы
В кино 90-е годы для Марины Александровны, как и для большинства отечественных
актеров, - не самое лучшее время. Некоторое время она еще снималась в фильмах, но в
основном это были весьма посредственные картины, типа триллера "Стервятники на
дорогах" или комедии "Система ниппель" - фильмов характерных для того времени. С
середины 90-х актриса и вовсе исчезла с экрана.
Новый период российского кино
С оживлением отечественного кинематографа Марина Яковлева вновь оказалась
востребованной. Она по-прежнему находится в великолепной форме - очаровательна и
прекрасна, как и двадцать лет назад. Правда теперь она играет не молоденьких
девочек, а более возрастные роли. Особенно часто ей в последнее время доводилось
играть всяких мам, как например в сериале "Афромосквич". А вот в "Московской саге"
ее героиня - домработница Агаша, которая живет в семье профессора с юности и до
глубокой старости.
Одной из самых заметных работ актрисы стала главная роль в драме "Упасть вверх".
Марина Александровна призналась: "Я долго отказывалась от роли, потому что мне
казалось, не смогу сыграть такое мерзкое существо - женщину, отбивающую мужа у
подруги. В жизни так со мной поступали. Но я - никогда, не умею быть подлой. Но меня
уговорили, и видимо, на сопротивлении роль удалась". Роль действительно удалась,
героиня Яковлевой оказалась одновременно соблазнительно-привлекательной и в
тоже время коварной и стервозной.
Помимо работы в театре и кино Марина Яковлева вела в 2000-2001 годах на телевидении
популярнейшую рубрику "Полезные советы" в одной из самых рейтинговых программ ТНТ
"Из жизни женщины". «Полезные советы» снимали в доме актрисы. Она сама писала
сценарии, монтировала сюжеты, покупала призы и отправляла их по почте участникам,
отвечала на письма.
Личная жизнь
Оба брака Марины распались. И большую роль в этом сыграла общая с мужьями
профессия. Вот что говорит об этом сама Марина: «Актерская ревность друг к другу -
это страшно. Каждый считает, что он должен быть первым. За Андрея Ростоцкого я
вышла замуж еще студенткой. Сначала он гордился тем, что я артистка, что меня на
улицах узнают. Но потом началась ревность к моему успеху, к тем стопкам сценариев,
которые мне приносили чуть ли не каждый день. Когда меня утвердили на роль Полины
в картине «
Вакансия» по пьесе Островского «Доходное место», утвердили, не зная,
чья я жена, чья невестка, то муж был настолько уязвлен, что даже завел роман... После
развода я решила: «Нет, никаких артистов в моей жизни!».
Шесть лет она жила одна. У неё было много претендентов на роль мужа - и дипломаты, и
художники, и иностранцы. Но в их понимании актриса - это богемная жизнь, флирт с
режиссерами. За ней ухаживал один очень известный журналист, и ей он тоже очень
нравился. Но он не смог простить, что в картине «
Цыганское счастье» она снялась обнаженной. Для него не имело значения,
что сама героиня очень чистая, что без этой сцены в картине нельзя было обойтись,
что не может деревенская девушка купаться в бикини... Они расстались. Для Марины
это оказалось большой душевной травмой, и она решила, что нужно искать человека в
своей профессии.
Через 6 лет после развода с Андреем Ростоцким Марина Яковлева второй раз вышла
замуж. Ее избранником стал актер Валерий Сторожик . В этом браке у актрисы
родились два сына - Федор и Иван. Но и во втором браке кошмар повторился. Снова -
ревность, зависть, измены. В итоге и этот брак распался. Рассказывает сама Марина:
«Мы прожили счастливо год, пока не родился первый сын. Я не хочу даже говорить о
том, как складывались наши дальнейшие отношения. А тут еще, через два года после
первого, я забеременела второй раз и решила, раз Бог дал - оставить ребенка. Но жить
вместе мы больше не могли. Надо было принимать радикальное решение. Старшему Феде
было 3 года, младшему - Ване не исполнилось и годика. Мы разошлись». Сейчас они
вообще не общаются.
Марина осталась одна с двумя мальчишками, порой у неё не было денег даже купить
газету. Пришлось вызвать маму. Она забрала детей к себе. Марина продолжала
работать. Все деньги тратила на перелеты туда - сюда. Были жуткие метания. Так
продолжалось два года. Как только влилась в работу, сразу забрала маму с детьми к
себе. Все-таки смогла не сдаться, снова поднялась. Все, что у неё есть сегодня, она
приобрела на заработанные собственным трудом деньги. И еще поняла, что никогда не
надо отчаиваться, надо верить: все будет хорошо. Раньше они довольно долго ютились
вчетвером (с мамой и сыновьями) в 2-хкомнатной квартирке. Сейчас живут в
четырехкомнатной квартире, в большом элитном доме.
Вместе с сыновьями катается на роликах. Очень любит ездить на велосипеде, освоила
машину. Летом для неё спасение - дача, любит копаться в земле, ухаживать за цветами.
Зимой, когда есть возможность, отсыпается, читает книги. Ходит в церковь и ей
становится легче.
Что же касается ее прекрасной внешности, она считает: "Надо стараться не
завидовать, не желать друг другу зла - оно вернется. И тогда, даже если у тебя
морщинки, никто их просто не заметит, если ты добрый и ласковый к людям".