О фильме:
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в
Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей
окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а
он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в
Заполярье. Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с
центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел
попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и
тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда
приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…
Друзья-коллеги что-то недооценили фильм. Он
сложнее, чем кажется. Наглядно раскрыт вопрос слабости, бесхарактерности и
обычной подлой трусости. Единожды совравши – веры нет, а каждая ложь влечет за
собой новую. Экая цепочка.
Фильм полон разными научными терминами, а посему может быть сложен для понимания.
И, признайтесь, поняли ли вы фильм от и до? Даже с философской точки зрения, как,
например, зачем Сергей решил остаться? Ведь он отравлен и обречен на смерть. Но
хороша ли жизнь без любимых?
Да. Это вам не «На игре» или «СЛФ»: в последний раз Россия удивляла только
«Мужчинами», и вот, удивила вновь. Фильмы несравнимы, да, в отличие от удовольствия
от просмотра. Нет лишнего действия, затянутости, черного или пошлого юмора.
Напряжение и интерес в чистом виде!
8.5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Cybrthc
Рецензия от central
Есть ли у нашего кинематографа
будущее? Михалков говорит, что есть. Также он говорит, что без него бы, все давно
уже разрушилось, он один такой мученик, который тянет наше кино вперед, клянчит у
государства деньги и делит его по разным кинокомпаниям, которые хотят снимать
патриотическое кино, про наших известных исторических личностях. Что ж,
инициатива неплохая, но вот почему-то уже давно нас никто не жалует, за пределами
нашей Родины, динамя нас раз от раза. Хотя, нет-нет, да всплывают молодые режиссеры,
которые устраивают фуроры на иностранных кинофестивалях. Сначала был Звягинцев,
со своим «Возвращением», потом снова затишье, и вот Попогребский и его «Как я
провел этим летом». Немецкие кинематографисты остались довольны работой нашего
оператора и двух актеров, признанием стали награды Берлинале. Тем не менее, фильм
как был не для всех, таким и остался, поэтому мейнстрим его все равно не заметил, и
прокат прошел довольно спокойно и тихо. Почему же так?
Все потому, что наши зрители, еще не готовы к такому кино. Мы люди постсоветского
склада ума выросшие на кассетах вхс и на боевиках того времени, на фильмах,
которые по своему вкусу везли и озвучивали пираты, одна кассета, которая шла по
рукам через весь город, и от которой все были на седьмом небе, т.к. альтернативы не
было и к хорошим фильмам мы были не приучены. Были блестящие советские фильмы, но
почему то люди уже новой России, предпочли о них забыть и смотрели только на Запад,
да и наш кинематограф оказался в анабиозе. Я все к тому, что нам пора менять свой
менталитет, и поддерживать подобное кино.
Попгребский сделал неспешащий фильм, атмосфера Чукотки, и двух людей, которые
заперты на острове и ведут метеонаблюдения отлично переданы. Вроде бы огромные
пространства, иди куда хочешь, делай что хочешь, но идти некуда, делать нечего, все
гнетет, все надоело. Да и кампания одного человека, лицо которого видишь целыми
днями, засыпаешь видя его, просыпаешься видешь его, не мудрено, что два психотипа,
не смогут вечно жить в ладах между собой, тем более, приходит весть о том, что у
одного из них погибла семья, а у другого, который принял это сообщение, не хватает
духа, его передать.
Пускепалис и Добрыгин были подобраны Попогребским практически идеально, то что
латыш будет сниматься не было сомнений, он уже давно работает с ним, но вот то, что
привлекут героя «Черной молнии», стало для всех сюрпризом. Это, безусловно дает
сто очков вперед этому актеру, он уже не опопсился, не ударился в мейнстрим, и у нас
есть надежда, что из Георгия вырастит отличный многогранный и разноплановый
актерище, т.к. нехватка уже ощущается, причем лет 5 уже как.
В общем, не буду вас терзать, скажу лишь одну завершающую мысль, данное кино,
должен попробовать посмотреть каждый, если не пойдет и не хватит сил, ничего
страшного, получится в другой раз, нам пора переучиваться от мейнстримовой волны,
и не считать кино только лишь развлечением, мы должны жить в том мире, который нам
предлагает режиссер, а не смотреть на клоунов, которые корчатся перед нами и
пытаются выдавить из нас улыбки. Я уверен, у нашего кинематографа, с такими
режиссерами и актерами есть будущее, и оно светлое, и уже скоро настанет, нужно
лишь измениться нам самим.
Оценка: 7,5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от central
Рецензия от Воображаемая Нахалка
Честно
говоря, я не ожидала, что фильм окажется настолько сложным, многослойным. Для меня
современное русское кино, это хромая, слепая на один глаз лошадь, которую заносит
и кидает из стороны в сторону. Сейчас появляются либо «блохбастеры»
«американщина» с заоблачным бюджетом и отсутствием сюжета, основной мысли, или
фестивальное кино, европеизированное, опять же снятое не для русской публики. Но
вдруг, иногда, проблескивают ленты совершенно иного порядка, но так же быстро
исчезают, довольствуясь несколькими призами и небольшим количеством зрителей.
Лента Попогребского, возможно будет тяжела для поклонников американской мишуры,
в ней нет динамики, присущей современным триллерам, компьютерной графики, и кучи
неглубоких, но ярких персонажей. Очень азиатский стиль съемки, длинные кадры,
почти пустые, заполненные лишь воздухом. Камера очень честна и беспристрастна,
выхватывая героев среди сопок, она медленно выкручивает кишки зрителя. Общие
планы просто космические, словно этот остров и есть край земли, конец мира. Жаль
мало крупных планов, те что есть бесподобны.
Странная штука, несмотря на такие широкие во всех смыслах планы, фильм получился
театральным, всего два героя и голоса по связи. Пускепалис, очень тонко, лишь
намечая акценты, играет сурового человека, закрытого, грубого. Но как светлеет его
лицо, когда он заговаривает о семье, вдруг становясь почти нежным, он трогательно
заготавливает рыбу, чтобы выслать жене и ребенку, слушает их смски по связи. И это
словно бритвой режет, его боль в финале почти осязаема. Персонаж же Добрыгина,
напротив, открыт, молод, для него весь этот остров очередная игра, и как же он
меняется к концу, раскрывает душу персонажа, выворачивая на свет и трусость, и
мстительность. Его мысли по ходу фильма не озвучены, это и не нужно, они отражаются
на его лице. Невероятно интересная актерская работа.
Кстати интересное применение видеоигры в фильме (на сколько я поняла сталкера),
герой Паша (Добрыгин), периодически рубится в нее, с переменным успехом, и игра
разграничевает главы в ленте, это нужно еще раз пересмотреть, но то что происходит
в игре тут же отражается в реальности.
Очень хочется отметить работу звукорежиссера, давно я не слышала, такого точного
звука, и музыка и, что гораздо важнее, звуки всех этих приборов, ветер, и т. д. Я была
в восторге.
Сам сюжет должно быть близок европейской публике, я не знаю как это поточнее
объяснить, но герои, история, европейские, канва неспешно заплетается в тугой
узел, из которого сложно выпутаться. Героев словно душат обстоятельства и их
поступки.
В итоге мы получили новое российское кино, которое, по моему мнению, должно
балансировать между Европой и Азией, соединяя в себе их лучшие технические
приемы, но сохранив при этом русских персонажей, не надуманных, настоящих.
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Воображаемая Нахалка
Рецензия от Belonogy
Жанрово-полезный самородок
1 апреля 2010 | 01:18
Хотелось бы сразу выразить особую благодарность кинопоиску за приглашение на
специальный показ фильма «Как я провёл этим летом».
Этот фильм Алексей Попогребского, который, кстати, по образованию психолог,
получил множество положительных отзывов международной прессы и, всем известных,
серебряных медведей, как пошутили создатели, тех самых белых, которые пытались
попробовать их на вкус.
Действительно, Алексей соригинальничал, оторвавшись от привычных уже форм и
стилей нарратива, оттолкнулся и поплыл…куда?… В свободное плавание по
межжанровому пространству, так сказать, настолько вольное и
экзистенциально-ориентированное, что вряд ли кто-то еще из «наших» способен
сегодня повторить подобный опыт. Ведь съемки, поистине уникальны, около
восьмидесяти часов материалов, натуры, не тронутой цивилизацией, но об этом
ниже.
Так все же, оправдан ли эксперимент для зрителя? Возможно, но лишь отчасти, нельзя
же прибивать к картине гвоздями ощущения от съемочного процесса самих создателей
сего действа, следовательно, тот, кто посмотрит эту картину, скорее всего,
почувствует себя обманутым, так как никаких привычных «цепочек мотивации»
главных героев тут и близко нет, хотя в экстремальных условиях такое поведение
может показаться вполне оправданным. Персонажей «окунули» в неведомую для
городского обывателя среду и представили, как же они будут действовать.
Люди-звери? Возможно, в приближенных к реально-опасной среде некая
последовательность решений теряется, на самом деле, это такая зыбкая
«психо-территория», что влезать туда не хочется, раз даже специалисты в этой
области разводят руками.
Но, я все же считаю, что внутренний мир героев должен раскрываться в процессе
сюжета, дабы все могли понять, оценить и сделать выводы для себя. Существует много
способов повествования, здесь используется стандартный и излишне сухой — из
точки «А» в точку «Б», а ведь можно было снять ретроспективные эпизоды с семьей
Сергея, какие-то «облицовочные» сцены, характеризующие главных героев и так
далее, но нет — все по делу.…Ах, а ведь как можно было использовать всю ту экзотику
и «гений места» для полномасштабного эдакого исследования поведения героев в
суровых условиях Чукотки.
1. Что это?
«Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в
направлении смысла». Мамардашвили М.
Жанр: триллер (от англ. thrill — «вызывать острые эмоциональные ощущения»)
Тяжело однозначно определить жанр этой киноленты, по ощущениям — это нечто вроде
нуар-сурвивала с элементами триллера. После просмотра, действительно, находишься
в каком-то ступоре от увиденного и интерпретация всего происходящего приходит не
сразу.
2. Актерский состав.
«Актёр должен уметь трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое
прекрасным». Станиславский К. С.
Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис показали отличную слаженную работу, как заявил
Сергей, отношения у них были, как у сына с отцом: где-то подзатыльник, где-то толчок,
но все по-доброму, по-мужски. Тут и сказать более нечего, действительно, «медведи»
за дело.
3. Операторская работа.
«Бывают столь совершенные виды красоты и столь блестящего достоинства, что люди,
тронутые ею, ограничиваются тем, что смотрят на нее и говорят о ней». Лабрюйер Ж.
Опять же, Павел Костомаров по заслугам был удостоен похвалы Берлинского
кинофестиваля. Потрясающие съемки нетронутой природы, сочетающиеся с
постапокалиптическими пейзажами одиночества на фоне постаревшей техники и
зданий. Настоящий «другой космос», мир неизведанного. Браво!
4. Музыкальное сопровождение.
«Без музыки жизнь была бы ошибкой». Ницше Ф.
Тут уже сложнее, композиции «Гражданской обороны», скажем так, на любителя, коим и
оказался Алексей Попогребский. На такой блестящий видеоряд, на
мой взгляд, куда «мягче» бы легли отрывки из классической музыки, создав
неповторимую атмосферу, симбиоз «действа и авторства», как, например, в
«Солярисе» Тарковского было использовано переложение фа-минорной хоральной
прелюдии Иоганна Себастьяна Баха.
5. Сценарий.
«Сценарий, по существу, есть не оформление материала, а стадия состояния
материала на путях между темпераментной концепцией выбранной темы и ее
оптическим воплощением». Эйзенштейн С. М.
О нем уже было сказано выше, подытожу лишь тем, что он, по сути, представляет собой
односложную конструкцию или фундамент к чему-то большему, но никак не
самостоятельный стержень фильма, в полноценном понимании.
6. Значение.
«Смысл должен быть найден, но не может быть создан». Франкл В.
Подводя итог этой, весьма неоднозначной, кинокартине, хотелось бы отдать дань
уважения съемочной группе, ведь работа была проделана очень большая. Фильм стоит
посмотреть и сделать для себя соответствующие выводы, кто знает, может быть, вы
откроете для себя нового Тарковского, как это сделали немецкие
кинокритики…
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Belonogy
Рецензия от soloviev
Впервые в жизни побывал на
предпоказе фильма. Здорово, когда после просмотра кино, можно обсудить его с
режиссером, оператором и полным актерским составом. Выслушать их мнение, задать
вопросы. Да еще и в зале с людьми, которые пришли смотреть хорошее кино, а не
обсуждать пол сеанса, что фильм не смешной и скучный.
В фильме два персонажа. Один молодой беспечный стажер Павел, который катается на
радаре как на каком-то аттракционе, прыгает по бочкам, ходит на несколько
километров от базы с ружьем, в котором нет патронов. Его не волнует, что если он
упадет и сломает ногу, то за ним не приедет скорая помощь, не прилетит вертолет,
потому что это просто невозможно. Он не думает, что вокруг ходят медведи, и любой
готов его съесть при первой возможности. Он предпочитает как страус прятать
голову в песок, забывая, что это не спасет.
Второй персонаж начальник полярной станции Сергей. Опытный, настоящий русский
мужик, который привык все делать тщательно, не ленясь, на совесть. И конечно же, его
просто не может не выводить из себя стажер с плеером в ушах.
С материком у них связь тока по радиосвязи, по которой они каждый день передают
различные данные с приборов, и слушают смс-ки, которые отсылают им близкие люди. В
один день, когда Сергей уходит на рыбалку, по радиосвязи Павел получает одно
сообщение, которое переворачивает спокойную жизнь на острове.
Игра актеров действительно впечатляет, и награды это подтверждают. Два с лишнем
часа фильма проходят незаметно. На протяжении фильма наблюдая за поступками
персонажей, все время думаешь, как бы поступил ты, и почему именно так поступили
они. Стоит обратить внимание на тот факт, что фильм снимался в хронометражном
порядке, и актер, игравший Павла, узнавал сценарий постепенно, и это явно пошло на
пользу.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от soloviev
Рецензия от Instant Classic
Последние годы мы привыкли к
тому, что отборочные комиссии ведущих кинофестивалей, мягко говоря, не жалуют
наше кино. Само попадание в основную программу российского фильма всегда
становится праздником, а создатели картины возвращаются домой, чуть ли не
героями. А о том, чтобы отхватить какой-нибудь приз, все уже и мечтать забыли.
Поэтому картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» стоит
особняком.
Фильм, про который в России-то слышали немногие взял, да и получил сразу 3 приза на
Берлинском кинофестивале. Забегая вперед, скажу, что все 3 приза более чем
заслуженные.
Этот, без преувеличения, международный триумф должен открыть глаза зрителю на то,
что в России есть яркие и самобытные режиссеры, способные снимать настоящее
авторское кино европейского уровня.
Еще один любопытный факт: как известно, символом Берлинского кинофестиваля
является медведь, в фильме Попогребского третью по значимости роль также
исполняет медведь. Но, это, конечно же, простое совпадение и не более того.
Предыдущий фильм Алексея назывался «Простые вещи», в новой его картине речь также
идет о простых, но вечных вещах и ценностях — дружбе, доверии, уважении,
сострадании.
«Как я провел этим летом» — один из самых немногословных фильмов, что мне
приходилось видеть, здесь главные герои понимают друг друга с помощью жестов,
взглядов, поступков. Картина Попогребского необычна еще и тем, что в ней
задействованы всего два актера, но каждый из них стоит пяти, как минимум.
Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин очень красочно выразили конфликт
поколений, постепенно перерастающий в настоящую мужскую дружбу. Хочется пожелать
этим прекрасным актерам не затеряться в сериальных джунглях и выбирать только
яркие роли, способные раскрыть их большой талант.
Помимо Пускепалиса и Добрыгина, важную роль сыграла прекрасная чукотская
природа. Она не выступает в качестве фона, она — полноценное действующее лицо. И в
этом огромная заслуга оператора Сергея Костомарова. Стремительные, но плавные
переходы с ближнего плана на дальний, фокусировка на деталях, великолепные
пейзажные съемки. Его работа должна заставить зрителей вздыхать от удивления и
восхищения.
Эту картину Попогребского уже можно смело относить к кинематографическому
наследию и даже к культурным ценностям России. Давайте поддержим нашего
победителя и пойдем в кинотеатр, ведь поводов для гордости за российское кино
бывает не так много.
9 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Instant Classic