О фильме:
Действие исторической драмы происходит в 1942 году в оккупированной немцами
Белоруссии. Путевого обходчика Сущеню ложно обвиняют в сотрудничестве с
оккупантами. Два партизана приезжают на хутор к Сущене, чтобы совершить расправу.
В надежде доказать свою невиновность Сущеня пытается сделать моральный выбор в
аморальных обстоятельствах.
Выпущено: Россия, Германия, Нидерланды, Латвия, Беларусь / Беларусьфильм,
Lemming Film Продолжительность: 02:07:45 Озвучивание: Оригинальное
Рецензия от kinanet
Созерцательность
Во время просмотра фильма «В тумане» Сергея Лозницы меня больше всего удивило то,
что наши критики умудрились сразу же отнести это кино к довольно старомодному
советскому, которое снималось ещё в 70-е годы. Вот при всём желании увидеть в
картине Лозницы хоть какие-то приметы прежних кинолент из времён существования
СССР — это надо быть абсолютно зашоренным и не замечающим очевидное.
Все недостатки, которые имеются в данной работе Сергея Лозницы, уступающей его
дебюту в игровом кинематографе ("Счастье моё» было куда сильнее по энергетике и
явно взвинченнее по манере), проистекают именно из новомодного следования
«эстетике стороннего наблюдения», какой-то «отчуждённой и отрешённой
созерцательности». Немало сцен сняты так, что камера Олега Муту как бы тупо и
равнодушно следует за героями, позволяя лицезреть нам всего лишь их спины с
движения. Перефразируя знаменитую есенинскую фразу, можно было бы сказать так:
«Лицом к спине лица не увидать — весь мир нам видится на расстоянии».
Словно эту повесть Василя Быкова, которая вызывает душевное потрясение при
чтении и классический катарсис в финале, вздумали экранизировать братья Дарденн
или Гас Ван Сэнт, хладнокровно и отстранённо фиксируя на плёнку то, что
безэмоционально, анемично и заторможенно пытаются воплотить будто бы и не актёры,
а непрофессиональные натурщики. Как ни странно, что-то живое и натуральное
появляется только в игре двух исполнительниц — Юлии Пересильд и Надежды
Маркиной. Особенно Пересильд поразительно чувствует и передаёт внутренний нерв
происходящего буквально за три-четыре минуты своего пребывания на экране.
А сам Лозница, который целых 10 лет бился за то, чтобы поставить свой давно
написанный сценарий, выступает практически как бесстрастный и вообще взирающий с
холодным любопытством документалист с кинокамерой, для кого вся эта
душераздирающая история 70-летней давности скрывается в густом
тумане.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от kinanet
Рецензия от Lord Rone
Деконструкция мифа о Великой
Отечественной Войне
Сергей Лозница подробно экранизировал одноименную повесть
Василя Быкова, где два партизана приходят мстить односельчанину и у обеих сторон
своя правда. Как и в «Счастье мое», реалистичное повествование является поводом к
философским размышлениям о судьбах Родины. На этот раз Лозница концентрируются,
пожалуй, на единственном, что объединяет жителей столь разобщенного
постсоветского пространства — памяти о Великой Отечественной Войне, точнее, на
советском мифе о ней.
Троих друзей путевого обходчика Сущени повесили оккупанты, а его освободили. Два
партизана приезжают в хутор, чтобы наказать предателя. Сущеня знает о своей
невиновности, но, смирившись с неизбежным, послушно следует за партизанами в лес.
Все дальше и дальше углубляясь от общества и человеческих законов.
Место, время событий и, даже, профессии героев выбраны не случайно. Во время второй
мировой войны на белорусской территории развернулось крупнейшее в Европе
партизанское движение — как следствие жесткая реакция фашистских захватчиков
привела к гибели чуть ли не до четверти жителей республики. Одной из задач
партизанского движения было препятствие подвоза немецких подкреплений к фронту,
атаки на немецкие эшелоны с живой силой и боевой техникой — вот вам и профессия
главного героя и ключевая завязка. Как свидетельствовал министр оккупированных
восточных территорий Розенберг, партизаны опирались на однозначную, массовую
поддержку населения — вот вам и общественное осуждение Сущени, недоверии к нему
даже его жены.
Здесь даже важно не что рассказывает Лозница, а как. Он деконструирует миф о Войне,
десятки лет навязываемый государством ради пропагандистских целей советской
номенклатуры. Персонажи — далеко не рыцари без страха и упрека, а обычные люди. На
контрасте с монументальным ликом героев Советского Союза выглядят мещанами.
Каждый пошел в партизаны или попробовал нанести удар по оккупантам не из-за
строгих идеологических убеждений, а из-за обиды, какой-то житейской мелочи или
просто случайности.
Война была Священная и Оборонительная, но Лознице было важно показать, что народ
поднялся убивать захватчиков еще и потому, что был готов к насилию, привычен к
нему в обыденной жизни. «Свои полицейские, свои машину отбирают, свои же взрывают,
свои же уходят в лес, поэтому у героя погибает мать, поэтому все попадают в такую
историю. Свой же начальник на станции бьет в морду, свои же хотят ему отомстить. Но
люди готовы к этим отношениям. Это и есть агрессивная атмосфера, из которой
возникает война», — говорит в одном из интервью режиссер фильма.
Что важно, при этом нет даже намека на антисоветизм. Видимо для этого, дотошно
следующей тексту Лозница, не включает в ленту эпизод из повести, где инспектор
райзо Войтик с шофером Буровым подвозят бабку; а в сцене фильма на ж/д станции один
из друзей Сущени даже немного демонстративно бросает про начальника на станции,
что «такие при любом режиме устраиваются».
Как это и можно было ожидать от документалиста, фильм снят в реалистичной манере.
В отличие от игрового дебюта «Счастье мое», который, в общем-то, скорее был набором
эпизодов, требующих немалых интеллектуальных усилий по интерпретации, «В тумане»
вполне можно посмотреть и только ради сюжета.
Это сознательное решение Лозницы. Он растянул описание мотивов и логики действий
персонажей на два часа, чтобы «с чувством, с толком, с расстановкой» подвести
зрителя к финальному монологу главного героя в заключительные 7 минут фильма.
Если честно, от столь разжеванного изложения автор обзора успел расслабиться и
даже чуть-чуть заскучать. А вот после монолога Сущени он встрепенулся. Словно
прорвало плотину: несколько часов размышления, спровоцированные монологом,
полностью захватили голову. Лишь сон временно приостановил их, однако утром они
продолжались дальше.
Однако, внимательный киноман углядит в повествовании и насыщенный символизм и
сложные метафоры. Почему Сущеня несет на себе героев Бурового с Войтиком? Что
значит, что все действия происходят в тумане, кроме того, что освободившись от
внешнего давления социума, «святой — сомневающийся — преступный», как назвал
троицу Лозница в другом интервью, предстают такими, какие он есть на самом деле?
Почему Войтик трижды не может пересечь дорогу, тогда как Сущеня принимает на ней
правильные решения?
Выбранный режиссером аскетичный киноязык оставляет зрителю максимально
возможное пространство для интерпретации, не позволяя перебрать все возможные
гипотезы. А уж тем более, уместить их в жесткие рамки небольшого отзыва. Да и, если
честно, автора обзора и для себя не ответил толком на все эти вопросы. Возможно это
удастся после просмотра вам.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Lord Rone
Рецензия от elefant-clon
Остаться человеком…
Ещё в школьные годы, на уроках белорусской литературы творчество Василя Быкова
меня как-то не очень увлекало. Хотя он — фигура, несомненно, оригинальная и
выдающаяся. Сам пройдя за годы войны не одну версту, В. Быкаву довелось многое
повидать и испытать. Возможно, уже тогда в глубине души он понял, что пронесёт эту
боль через всю жизнь, не просто сохранит в душе — расскажет о ней людям. И на самом
деле, фактически всё богатое наследие Василя Быкова (кроме последних его
произведений) посвящено тематике Великой Отечественной. Но эти произведения не
только рассказывают о героической борьбе с фашистами (в первые послевоенные
десятилетия подобных книг вышло не мало), они о чём-то большем — судьбе простого
народа под оккупацией. При этом герои его произведений не имеют явной
положительной или явной негативной окраски. В том-то и особенность его книг и
снятых по их мотивам кинофильмов. Военное время ломало людей, иных, наоборот,
закаляло. Вчерашний партиец и ярый коллективист мог оказаться полицаем, тихий и
забитый на первый взгляд крестьянин — заступиться за своих односельчан, наперёд
зная, что его геройского поступка никто не оценит, да и наоборот — посчитают за
ненужную жертву, но ведь он и не может поступить иначе. В советское время всё
должно было быть понятно и ясно, именно поэтому В. Быкова не очень жаловали (не
любили его и позже, но уже по другой причине — причастности к оппозиции). А ведь
главное для него — было донести моральную составляющую его героев, чтобы
читатель сам мог оценить их поступки, решить для себя кто прав, а кто — просто
струсил. И писатель/режиссёр за него этого делать не должен. Таков был принцип В.
Быкова.
Даже для Войтика из одноимённого кинофильма по его повести «В тумне», что
предстаёт перед нами этаким слабохарактерным приспособленцем, эгоистом и
себялюбом, даже ему В. Быков пытается найти оправдание. Ведь он всего лишь
цеплялся за собственную жизнь, да и повидал на своём пути немало плохих людей, за
что затем сильно поплатился — почему же сейчас он должен поверить этому
предателю Сущене, ведь на его месте он уже поступал иначе. Сдал же полицаям своих
соратников партизан — «дык разве вінаваты ён, что гэтых паліцаяў сустрэлі на
хутары стрэламі праз дзверы».
Трое героев — три разных характера. Односельчанин Сущени Буров, которого послали
отплатить предателю, искренне верил в непогрешимость своих действий, хотя в
глубине души и сомневался, видя какой добрый и чистый этот человек, что и мухи-то
не обидит. Сам Сущеня — личность положительная и глубоко духовная, хотя никто
вокруг его и не понимал. Как можно было оставаться человеком в таких
нечеловеческих условиях? Он долго не понимал, почему полицаи отпустили его и
избавили от неминуемой смерти. Ведь все вокруг посчитали его за предателя.
И хоть автор не говорит открыто причину такого странного поступка, вместе с
Сущеней понимаем — немцы знали, что за предателем придут, дабы отомстить — а
потому можно их поджидать. Не зря же их преследовали всю дорогу полицаи.
Повстречавшись не раз с людской ненавистью и равнодушием, Сущеня хорошо знал, что
надеяться не на что. Уже тогда, во время пыток он горько пожалел, что выпускают —
лучше уж с ребятами висеть, да погибнуть геройски, а так такое пятно. Его беспокоит
то, что пострадают близкие — сын и жена, ведь на них также ляжет клеймо предателя,
и разбираться уже никто не станет. Оттого и тянул на себе тело умирающего Бурова,
что поверил ему — ведь это единственная ниточка к спасению, и если не его самого,
так семьи.
А потому он и не мог поступить иначе…
Вообще «В тумане» — хорошая психологическая киноповесть. Здесь нет жарких
перестрелок, нет кровавых битв или описаний зверских пыток. Зато хватает действий
и обстоятельств — далеко не однозначных, что заставляют нас задуматься и
поразмыслить. Хотя фильм, на мой взгляд, слишком монотонен и затянут — что как раз
в стиле артхаусного кино, только на широкого телезрителя он вряд ли рассчитан.
Эта первая из работ белорусской киностудии (хоть и снятая совместно с коллегами
из России и Германии), удостоенная столь высокой награды (в 2012 году в Каннах ей
была присуждена особая номинация). Из многочисленных наград фильма Сергея
Лозницы стоит назвать:
• Приз международной федерации кинокритики «FIPRESCI» на 65 Международном
кинофестивале в Каннах (Франция);
• Гран-при шестого международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского
«Зеркало» (Плес, Россия)
• IX международный кинофестиваль «Золотой абрикос» (Ереван, Армения): приз в
номинации «Игровое кино»;
• XXI Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2012»
(Анапа, Россия): приз за лучшую мужскую роль
• Одесский международный фестиваль (ОМКФ) (Одесса, Украина): приз за лучший
фильм;
• XXII Международный фестиваль восточно-европейского кино (Котбус, Германия): приз
«За лучшую мужскую роль» Владимиру Свирскому;
• XIX ММКФ «Лiстапад» (Минск, Беларусь): Гран-при кинофестиваля;
• X международный фестиваль TOFIFEST (Торунь, Польша): приз имени Зигмунта
Калюжинского за лучшую сцену в фильме;
• 15 премия «Белый слон» Российской Гильдии киноведов и кинокритиков (Москва,
Россия): Лучшая мужская роль — Владимир Свирский
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от elefant-clon