Я понимаю зрителей, которые восторгаются этой картиной и ставят ее в один ряд с
«Интервью с вампиром». Ведь очень уважаемый мною Нил
Джордан, опять возвращается к вампирской теме. И делает он это настолько
изящно, что совсем непонятен жанр фильма — драма о взаимоотношениях дочери и
матери, либо утонченный вампирский хоррор.
Правда, сама тема уже изрядно потерта. Сегодня, если кто-то и осмелиться взяться за
вампирское кино, не являющееся франшизой «Сумерек» или рассказов о Лестате, то он
должен чем-то реально удивить зрителя. Тот же, Чхан-Ук Пак в «Жажде» снял красивое
и утонченное кино, но едва ли удивил зрителя.
Совсем не удивляет зрителя (то есть — меня) и Нил Джордан. Предложенный им сюжет
кажется мне мало интересным и весьма предсказуемым. Одиночество дочери —
очевидно, пошлая мать — понятно, готические ретроспекции о прошлом — вполне в
духе Лестата.
Я думаю, что если бы за основу была взята какая-то из книг Энн Райс про Лестата или
Мариуша, то конечный результат был бы совсем другим. У фильма был бы особый
концепт. А получилась всего лишь изящная реакция на «Сумерки». Не стану
предвосхищать финал, но «Византия» предполагает возможность такого конца,
который будет характеризовать фраза «… и стали они вместе счастливо жить много
лет». В «Интервью с вампиром» на подобное даже намеков не было.
Именно благодаря слабому концепту, хорошие актерские работы Сиршы Ронан и Джеммы
Артертон не выглядят фееричными. У Джеммы роль была попроще. Нужно было сыграть
яркую, румяную экспрессивную девчонку. И этот образ ей здорово удался. Но вот Сирша
Ронан по-настоящему удивила.
Если я не ошибаюсь, то в ближайшие несколько лет, мы можем получить актрису,
сопоставимую по таланту и диапазону ролей с Мерил Стрип. Все зависит от
нескольких ее ближайших ролей.
В итоге. Кино мне не понравилось. Сюжет показался мне весьма прямолинейным и
поверхностным. Зато, режиссура Джордана, как привычно — на высочайшем уровне.
Я заметил, что если в его фильмах поднимается тема матери — он предпочитает
крупные планы пустынного берега моря. Так было в «Чуде», «Византии» и множестве
других фильмов.
6 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от cyberlaw
Рецензия от -apelsin
Young And Beautiful
Если на душе плохо, надо писать письма. Писать письма тому, кто их никогда не
сможет прочесть. Выносишь всю свою боль и страдания на бумагу, и сразу становится
легче. Так ты выпускаешь своих демонов на прогулку. Кто знает, может, им понравится
гулять, и они больше никогда не вернутся… (с)
Героиня «Византии» Элеонор неукоснительно (нарочито или осознанно) следует этому
правилу. Рассказывая свою историю, она записывает слова, обликая их в предложения
и после «выпускает» всех накопившихся «демонов» наружу, но вопреки всему, прошлое
преследует её, не отпускает и не даёт двигаться дальше, лишая свободы. Для того,
что бы полностью скинуть оковы прошлого, Элеонор предстоит поведать нам свою
историю, тем самым «передав» свои терзания и высвободиться, обретя, наконец,
свободу. Ведь, оказывается все её внутренние «демоны» обретают буквальное
значение, потому что, отчасти, она сама воплощение зла и ведёт постоянную борьбу с
тьмой внутри себя. Ей отчаянно необходим слушатель, не обязательно
конструктивный собеседник, но тот, кто поверит, примет и разделит её одиночество.
Ну а пока она пишет, строчка за строчкой, повествуя о событиях давно минувших дней,
и лишь птицы становятся её «зрителями». Но страницы дневника, пущенного по ветру,
находят неожиданного слушателя. Тут начинается история Элеонор.
Они молоды и красивы. Навсегда. Это их дар и проклятье. Они — мать и дочь, выдающие
себя за сестёр. Всегда вместе, но так одиноки и каждая по своему. У каждой своя
предыстория и свои мотивы, связывающие их по крепче родственных уз. В них скрыта
тайна, которая отпугнёт любого, кто о ней узнает. Им приходится постоянно убегать
и вся их долгая жизнь — это череда смен мест и городов, что мелькают у них перед
глазами, не оставаясь в памяти. И вот в очередной раз убегая от людей, преследующих
их, главные героини оказываются в городке, который плотно переплетается с их
прошлым. Именно здесь каждая из них обретёт долгожданную свободу и пойдет своей
дорогой, оставляя прошлое позади.
У Клары ещё более непростая судьба. По воле злого рока, она становится
проституткой, которой уготована ранняя смерть. Но ей удаётся избежать этой
участи, тем самым разительно изменив свою судьбу, но получив взамен вечную жизнь и
молодость. Что бы не быть в мире столь одинокой, Клара забирает свою дочь Элеонор
из приюта, где вынуждена была её оставить и теперь они, рука об руку, отправляются
в это странное путешествие длинною в вечность.
«Византия» — странное кино, о котором можно говорить бесконечно, но так и не
раскрыть сути. Бездонная картина, уместившая в себя: и сложные характеры главных
героинь, и рассказав их историю, и сделав акцент на одиночестве каждой из них, и
расставив приоритеты, давая возможность зрителю подумать над основной мыслью
фильма. Приятная, «холодная» атмосфера и безусловный вампирский романтизм
проходит через весь сюжет. После просмотра возникает непреодолимое желание
пересмотреть «Интервью с вампиром».
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от -apelsin
Рецензия от Йурий
Вкус ночи.
В последнее время мы все чаще стали видеть на экранах очередные фильмы о вампирах,
но действительно серьезной картины еще не попадалось — кажется, последним
таковым фильмом было давнее «Интервью с вампиром» все того же Нила Джордана,
сейчас же кроме «Сумерек» можно вспомнить разве что ремейк «Ночи страха», но ни
тот, ни другой фильмы просто язык не поворачивается назвать серьезными (и, тем не
менее, «Ночь страха» хотя бы заслуживает уважения, ведь комедийный хоррор — это
заранее выигрышный жанр). И вот сегодня попал в кино на новый фильм все того же
Джордана, и снова на клыкастую тематику — «Византия» (Byzantium, 2013) — фильм, который
не идет ни в какое сравнение с теми пустышками, которые нам преподносятся сейчас
хотя бы из-за своего в целом достаточно серьезного и мрачного настроя. Может быть,
фильм не несет в себе каких-либо гениальных или мудрых мыслей, да и демонстрирует
всем известную истину — вечная жизнь не так уж и хороша, но не в этом его
достоинство.
И после сеанса в кинотеатре я в этом убедился. Перед нами хорошо поставленная и
разыгранная история, причем довольно мрачная, жестокая и драматичная, и
невероятно похожая на вышеупомянутое «Интервью с вампиром», только более
современная. Из прочих явных плюсов картины — ее мрачная атмосфера какой-то то ли
безысходности, то ли проклятья и счастья одновременно — однозначных ответов
фильм так же не дает.
Еще один плюс картины — это действительно кино, произведение, причем довольно
гнетущее и меланхоличное, за что фильм многие могут назвать скучным, но, по мне, уж
лучше мнимая видимость скуки, чем тупое штампованное развлечение в духе прочих
фильмов про бессмертных кровососов, которыми сейчас пичкают зрителей. Этот фильм
наряду со своей мрачной безжизненностью более доступен для публики, от просмотра
фильма можно получить куда больше осмысленного удовольствия, чем от тех же
«Сумерек», интересных их же армии поклонниц.
Сценарий и основная сюжетная линия картины очень сильно напоминают все то же
«Интервью с вампиром», но на этот раз вместо парочки вампиров сомнительной
ориентации на первом плане две героини на вид почти одного возраста — мать и дочь,
уже двести лет как претворяющиеся сестрами и живущие на чужой человеческой крови.
Весьма неожиданная пара героинь, но персонажи хорошо прописанные и сыгранные, за
что стоит похвалить как актрис, так и сценаристов. В центральную сюжетную линию
жизни героинь весьма удачно вплели многочисленные флэш-беки, рассказывающие о
прошлом обоих героинь в лучших традициях «Интервью с вампиром», причем отдельно
стоит похвалить сценаристов за хорошо продуманный и прописанный мир и законы, по
которым живут вампиры. Да и схема превращения показана весьма оригинально и
любопытно (реки крови особенно понравились).
Из актерского состава стоит выделить неожиданно повзрослевшую и похорошевшую
Сиршу Ронан (вот уж действительно выросла большая надежда западного кино) и
Джемму Артертон. Первая берет в основном именно своей игрой — мрачных и замкнутых
героинь играть ей не привыкать, а вот вторая — не только своей яркой игрой, но и
соблазнительной внешностью. Джемма Артертон в роли сексуальной вампирши, вытягивающей из
мужчин кровь и деньги за счет своих великолепных внешних данных — уже ради этого
стоило идти в кино, тем более, что Джемма в данном образе выглядит очень роскошно.
Кстати, наряду с этим она еще и великолепно играет заботливую мать, переживающую
за свою дочь. Героиня Джеммы — своего рода суккуб, демоническая дьяволица, одним
своим присутствием в кадре добавляющая готической мрачной атмосфере фильма
особую эротическую тональность, так и витающую в кадре. Отдельное спасибо
создателям за те эпизоды, в которых Джемма появлялась на экране практически
обнаженной. Джонни Ли Миллер в роли морского офицера, подрабатывающего сутенером,
тоже был неплох — настоящая сволочь. Сэм Райли в роли копа-вампира, следующего по
трупам, оставленным героиней Джеммы был отличной компанией главным героиням —
эта тройка звездных лиц сыграла здесь очень изящно.
Саундтрек фильма тоже произвел впечатление — весьма мрачно и атмосферно, а в
огромном темном зале кинотеатра, тихом, как могила, эта музыка приобретает особое
очарование, как, в общем-то, и вся картина, описанная жестким языком с кровавыми
реками, обнаженными соблазнительницами-вампиршами, клыкастыми копами и
одинокими девочками, в чью историю жизни все равно никто не поверит, хотя
поставлена она безумно убедительно…
8,5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Йурий
Рецензия от Вильгельмина137
Сумерки для взрослых?
Ну -ну
«От режиссера „Интервью с вампиром“ Нила Джордана». Именно эти слова на эффектно
кроваво -черном постере фильма „Византия“ вызывают интерес зрителя, обещая ему
почти двухчасовое вампирского кино, полное крови, насилия, экшна и, может быть
даже, любовной линии. На деле все оказывается совсем не так, и зритель получает
всего лишь меланхоличный мрачноватый рассказ о двух вампиршах -матери и дочери. И
назревает вопрос -а что, собственно говоря, это было?
«Моя история никогда не будет рассказана. Я пишу ее снова и снова, где бы мы ни
находили убежище. Я пишу о том, о чем не могу рассказать. Правду. Я записываю все,
что знаю, а потом развеиваю страницы по ветру. Может быть, птицы смогут их
прочитать».
Именно так начинается этот странный грустный фильм. Главные героини его —
Элеанор(в исполнении Сиршы Ронан) и Клара Вебб (Джемма Артертон), дочь и мать,
выдающие себя за сестер. У каждой из них своя история, свои воспоминания и свое
прошлое, от которого не спрятаться. Прошлое преследует их, вынуждая часто
переезжать. Сюжет разворачивается так медленно и неторопливо, что уже к середине
фильма в конец оставляешь надежду хоть на какой -то неожиданный поворот событий.
Единственный луч света в этом темном царстве — Фрэнк, больной лейкемией. Встреча
Элеанор с ним если и не меняет ее полностью, то заставляет ее задуматься о своей
двухсотлетней жизни. Именно Фрэнку Элеанор решается рассказать, кто она. С
уверенностью можно сказать, что это поворотный момент в ее судьбе.
Немного динамики вносит в фильм вампирское братство, члены которого отчаянно
пытаются отыскать вампирш. Если вы обрадовались, подумав, что в фильме начнется
какое -то действие, то и тут вам не повезло. Экшн, если его можно так назвать,
буквально в самом конце фильма и длится пару минут, что никак не может
удовлетворить зрителей, пришедших на сеанс в ожидании «Другого мира» или «Ван
Хельсинга».
Музыка соответствует общей тональности фильма. Она мрачная, подчас неуловимая и
меланхоличная. Что действительно понравилось -«музыкальные номера» в исполнении
Элеанор.
-Как ты научилась так мастерки играть?
-Я практиковалась.
-И сколько лет?
-Двести.
В данном фильме режиссер не пытался создать новое слово в жанре вампирского кино.
Он предпринял попытку показать отношения дочери и матери -вампирш. Не думаю, что
ему вполне это удалось, так как у героинь весьма специфические чувства друг к
другу -порой, даже ненависть, а настоящую любовь мы видим только в конце.
Единственное, что не вызывает нареканий — актерская игра Сиршы Ронан и Джеммы
Артертон. Они удивительно вписались в свои образы и их героиням действительно
веришь. Думаю, не каждый зритель останется доволен этим фильмом, поэтому мой вам
совет -смотрите его на DVD и тогда, быть может, вы найдете в нем для себя что-то
ценное. Но как бы там ни было, до «Ван Хельсинга» и «Другого мира» этому фильму
очень далеко.
«Смотри вперед, оборачиваться -плохая примета».
5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Вильгельмина137
Рецензия от Wonder Full Dream
Действительно стоящее кино
про вампиров.
Казалось бы, очередной фильм про вампиров, каких сейчас снимается великое
множество. Но все не так просто. Во-первых, фильм снят режиссером Нилом Джорданом
(«Интервью с вампиром»), что уже довольно любопытный факт, для того чтобы
посмотреть его следующую работу. Здесь вы не увидите во главе типичных сюжетных
линий касаемо «хорошая» девочка полюбила «плохого» мальчика, обычных красных
глаз и нечеловеческой силы, к которым все уже привыкли. Эта картина повествует о
жизни двух девушек-вампирш, о их сложных взаимоотношениях между собой и другими
людьми, и ежедневном страхе за свою жизнь. В центре событий меланхоличная
Элеонора (Сирша Ронан), все происходящее на экране мы видим сквозь призму ее
переживаний и воспоминаний о прошлом. Тишину, спокойствие, готичность атмосферы
нарушают здесь лишь нечастые вылазки двух девиц на охоту, причем делается все
очень оригинально: Элеонора «забавляется» лишь по тем, кому уже недолго осталось.
Что до ее «подружки» Клары (Джемма Артертон), то ей более по душе молодые сильные
парни, которые истязают слабых. Сцены «охоты» показаны правдоподобно, жестоко,
смотрятся интересно, что является несравненным плюсом перед всеми остальными
подобными картинами, которые снимаются в настоящее время.
Если во многих фильмах про вампиров преобладает экшен и не уделяется
достаточного экранного времени истории персонажа, то здесь дается подробный
рассказ о жизни двух девушек, матери и дочери, начиная с момента их рождения,
заканчивая настоящим временем. Манера подачи информации весьма интересна: череда
флешбэков полностью позволяет вам окунуться в мир Элеоноры и Клары, увидеть всю
драматичность их положения в настоящем времени. Вы будто начинаете «жить» за них.
История героинь оказывается интересной, необычной и полной нестандартных
сюжетных поворотов, что берет за душу — поэтому не жалко и посочувствовать им.
Пирс, на котором происходят многие события фильма, выступает здесь как
телевизионный канал, который включаешь, чтобы насладиться просмотром и увидеть
некие хроники жизни персонажа.
Были ли у персонажей исковерканные души или все же они стали бездушными
существами уже много лет до этого? Не суть важно, ибо не смотря на потерянные
моральные устои одной героини, и душевные терзания с мечтами о лучшей жизни
другой, они все же любили друг друга больше всего на свете и страх потерять кого-то
одного явился самым большим в их жизни. Не обошлась картина и без любви между
мужчиной и женщиной, можно увидеть искренность чувств, нестандартность ситуации
и надежды на лучшее у персонажей.
Касательно актеров: хочется отметить отличную актерскую игру Сиршы Ронан, как и
обычно эта девушка смогла порадовать меня своим талантом, вышел отличный
персонаж, запоминающийся и удачный. Также недалеко от нее ушла и Джемма Артертон в
образе соблазнительной блудницы — смотрелась она просто шикарно, эффектно,
мужской аудитории должна точно понравиться. Что касается остальных актеров,
пожалуй, еще можно выделить Калеба Лэндри Джонса, убедительно сыгравшего своего
персонажа с тяжелой судьбой.
Ну и напоследок хочется похвалить режиссера за отлично созданную атмосферу
фильма, также достойно всяческих похвал музыкальное сопровождение —
прозвучавшие в картине композиции были просто великолепны. В общем можно сказать,
что получилось очень качественное кино, рассчитанное на тех, кто любит не только
смотреть, но и думать над происходящим
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Wonder Full Dream
Рецензия от Cherrytie
«Византия»: The story I can never tell.
Режиссер «Борджиа» и «Интервью с вампиром» в очередной раз показывает что такое
стиль и увлекательный рассказ, а также снова обращается к вампирской тематике,
трактуя ее в своем авторском понимании.
«Византия» это типично английское кино, в котором с одной стороны нет принятого
для большинства голливудских картин, режиссёрского давления на зрителей, а с
другой — присутствует мастерски созданная неповторимая киноатмосфера. История о
матери и дочери волей судьбы обращенных в вампиров, и скитающихся в веках в
поисках счастья и спокойствия, казалась бы донельзя банальной, но Джордан
рассказывает ее в оригинальном ключе.
Главная проблема метафизики сюжета заключается в том, что каждая история
непременно должна быть рассказана, иначе актуализации и завершение не наступят
никогда. Это справедливо как в отношении истории главной героини по имени Элла,
так и в случае с любым значимым произведением.
Вокруг природной необходимости философского счастья, заключающегося в
преодолении одиночества, строится вся сценарная канва. Прекрасные образы,
исписанных листов выброшенных на ветер и в море, являются смыслообразующими. В
«Византии» главное история, захватывающая временной промежуток в два века, и
обладающая оригинальным стилем, созданным Нилом Джорданом.
«Византия» не столь популярна как могла бы быть картина о вампирах, так как с
одной стороны она рассчитана на локальный европейский рынок, а с другой — вампиры
здесь не соответствуют образу условных «Бэллы и Эдварды» или «Дракулы». У них нет
клыков и сверхспособностей (из стандартного набора присутствует лишь
невозможность войти в дом без приглашения). В конечном итоге это люди, обманувшие
время. Мистический жанр в целом присутствует здесь во всем блеске своего мрака,
недосказанности и неотвратимости.
Говоря о технической стороне вопроса — здесь нет не продуманных и поверхностных
планов, освещение выставлено блестяще, а саундтреку, создающему верную
тональность повествования, позавидовали бы многие композиторы. Это фильм не
типичный и неординарный, это не просто рассказанная история своей целью имеющая
развлечение зрителя и капитализацию режиссера. Нил Джорждан из тех, кому важно
рассказать увлекательную историю, а не показать калейдоскоп ярких картинок.
Актеры «Византии» — это весь цвет английского кино. Джонни Ли Миллер, Том
Холландер, Сэм Райли, Дэниэл Мейс, Сирша Ронана и Джемма Артертон, а также
американец Калеб Лэндри Джонс. И выбраны они были совершенно очевидно не по
громкости своих имен, но по таланту, способному выдержать испытание серьезным
кино.
«Византия» Джордана — великолепное произведение искусства, прекрасное как
внешним блеском, так и внутренним содержанием. В конечном итоге это история не о
вампирах, и не о борьбе за свое частное существование. Это изящный рассказ о людях,
которые не победили время, но купили его дорогой ценой. Целью здесь является не
вечная жизнь, а жизнь праведная, согласованная с загадочным «Кодексом», который
от этого не становится менее обязательным.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Cherrytie
Рецензия от Salander555
Строки, что читали лишь птицы да ветер
Да, только безмолвный ветер и говорящие на своем языке птицы могли прочитать ту
историю, что каждый день писала девочка-подросток, не расставаясь со своим
блокнотом, писала ручкой, под старину сделанной, писала и вырывала листы, бросая
их навстречу неизвестности, птицам и ветру. Именно так начинается новый фильм
режиссера Нила Джордана «Византия». Начинается так неспешно, так неторопливо, как
простой рассказ, а это и есть рассказ о жизни и смерти, о вечности и бессмертии, о
том, каково жить по ту сторону жизни, каково быть созданием тьмы. Это кино о
вампирах, о тех самых, о которых писали Брэм Стокер и Энн Райз. О прекрасных
созданиях ночи, обреченных на вечные муки.
Помните «Интервью с вампиром»? «Византия» снята в его духе. Вампиры здесь — не
кровожадные монстры. Они чувствуют, они осязают жизнь, они поэты вечности, что
хранят ее в своих ладонях. Образ Элеонор — это, пожалуй, центральный образ всей
картины и именно в ней выражена вся трагедия жизни детей ночи. Она не может до
конца принять то, кем она стала, ее тонкая, возвышенная душа жаждет совсем иных
вещей, и кровь она пьет столь благородно, без всякой кровожадности, забирая ее
лишь у тех, кто дает свое согласие. Ее образ — это страдальческий образ, полный
скитаний и какой-то глухой надежды. Но она в отличие от Клары, ее матери, не
смирилась, ее дух свободен, душа бунтует и просит свободы. Клара иная. Она
настрадалась за свою людскую жизнь, и вечная жизнь стала для нее избавлением,
которого она так жаждала. И мать, и дочь воспринимают свой дар по-иному.
Лента очень хороша тем, что она не просто ярко рисует такие разные образы
центральных героинь, не просто представляет вампиров почти людьми, умеющими и
любить, и ненавидеть, и эмоции в себе нести, это кино еще прекрасно
взаимоотношениями между матерью и дочерью. Оно рисует всю их силу. Мать ради
дочери способна на все. И это видно по образу Клары. Эта девушка, которую жизнь
заставила ожесточиться, которая совершает жуткие вещи, потому что того требуют
обстоятельства, она теплеет из-за своей дочери, и плачет также горько. Их жизнь
сложна и трудна, они далеко не всегда понимают друг друга, но они сильны друг
другом. Квинтэссенцией их взаимоотношений становится одна из финальных сцен, та
самая, где напряжение и эмоциональный накал достигают своего апогея. Эта есть та
любовь, которая связывает двух существ, две заблудшие души, и уже становится
совершенно не важно, люди они или нет.
В фильме есть какая-то своя особая магия. Он таинственный и неспешный, он пронизан
загадками и тайнами. У него невероятная атмосфера. Былое переплетается с
настоящим, одно время будто переходит в другое, окутывая зрителя, и в какой-то
моменты ты просто понимаешь, что не в состоянии оторваться от экрана. У здешних
вампиров очень интересная, необычная мифология. Так их происхождение еще никто не
объяснял. И рек крови здесь нет, и оскала кровавого. Все так эстетично, изящно, что
и в монстров с трудом верится. Эти вампиры с душой, но жизнь их кровью написана, и
путь трупами устлан. И страдают они от этого.
Актеры прекрасны. Так органичны, так аутентичны в том пространстве, что режиссер
создает вокруг них. Джемма Артертон здесь просто роскошна. И невинность свою
обнажила, и дерзость с характером показала. Эта соблазнительная барышня умеет
прекрасно играть. Люблю ее. Но и Сирша Ронан ничуть не хуже. Утонченная и глубокая,
он как будто играючи лепит образ Элеонор своими словами, жестами, взглядами и
действиями. За такими, как она, будущее кинематографа. Хорош был Сэм Райли. И
отвратителен в хорошем смысле был Джонни Ли Миллер. Он создал отталкивающий,
одиозный образ, но создал его мастерски и очень колоритно.
«Византия» — это своеобразная ода вечности и ее созданиям, это трагичная история
непростой судьбы, непростого выбора и того, как жить с последствиями этого выбора.
Это история взаимоотношений матери и дочери. Любовь родители и детей — пожалуй,
самые крепкие узы на свете. Ради своего ребенка мать готова на все. Хотя в конце
каждый получает свой кусочек счастья. И они его всецело
заслужили.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Salander555
Рецензия от Paranoik-kinofan
Время, купленное кровью
Им уже по двести с лишним лет, но они ни черта не изменились. Навечно застыв в том
облике, в котором застало их перерождение, они стали новыми сущностями, но не
новыми личностями. Спустя века Клара по-прежнему проститутка, а Элеонор —
нереализовавший себя подросток. Мать и дитя, они словно застыли вне времени,
превратились в статуи, безмолвно провожающие взглядом проносящуюся мимо них
вечность. Но творения таинственного скульптора неизменны в том образе, в котором
запечатлел их создатель. Это их бремя, и оно только тяжелеет с осознанием того, что
этот скульптор — они сами.
После того, как Клара (Джемма Артертон) в короткой, но красивой сцене борьбы
отрезает голову нашедшему их члену вампирского Братства, героиням приходится
бежать в поисках нового пристанища. Они находят его в унылом прибрежном городке, в
котором куртизанка с вековым стажем легко соблазняет рыхлого неудачника Ноэля,
владеющего пришедшей в упадок гостиницей «Византия». Пользуясь проверенной
легендой (они родные сёстры с тяжёлой судьбой), и скрывая свои истинные сущности,
девушки довольно быстро придаются любимым занятиям. Клара ловко превращает
гостиницу в бордель, а Элеонор вновь обретает время для бесконечной рефлексии,
вспоминая прошлое и противясь настоящему.
В «Византии» на редкость испоганившаяся со временем идея вампиризма вновь, пусть
и частично, возвращает себе утраченный налёт мистического романтизма, неожиданно
приобретая новые и довольно изящные черты. Кровососы в истории, сочинённой Мойрой
Буффини, не боятся света и теплы на ощупь. Чтобы насладиться желанной жидкостью,
они используют коготь, которым прокалывают плоть жертвы. Вампиры перестали быть
теми каменными изваяниями ночи, которыми были когда-то в «Интервью с…», но ветер
перемен над ними по-прежнему не властен. Дар, который стал готической эпитафией на
могилах их душ, со злой иронией обернулся против своих носителей, заставляя из
года в год заниматься одними и теми же делами.
Героини чудовищно одиноки, и узы, связывающие их, превратились в некую условность,
необходимую для выживания. Клара, чистое воплощение сексуального магнетизма
созданий тьмы, запечатана в образе из далёкого прошлого, заклеймена «подаренной»
когда-то растлителем Рутвеном профессией, которую, кажется, не в силах изменить
из-за злой усмешки своего дара. Элеонор же снова и снова пишет свою историю, чтобы
потом пустить страницы по ветру, в надежде, что хотя бы птицы сумеют избавить от
тяжкого бремени вечной лжи. В её воспоминаниях нет привычной многим сладости,
лишь одна бесконечная горечь, которую нельзя перерасти, окунуться во что-то
хорошо знакомое, как это делает её мать, прикрываясь застывшим в вечности пиком
своей порочности.
Элеонор постоянно отрешена и кажется мысленно непорочной, убивая только
обречённых, забирая их боль. Клара, напротив, пытается интегрировать себя в
общество, но только лишь одним известным ей способом, и убивает тех, кто по её
мнению заслуживает смерти. Они обе гуляют босиком по бескрайнему пляжу жизни,
беззащитные перед её ударами, но не ощущающие ран. По идее, героини не должны
ощущать вообще ничего, но Буффини в своей истории максимально приближает их к
обычным людям, наделяя вполне человеческими проблемами взаимоотношений. Что-то
серьёзное для них фатально, и даже любви в принятом понимании не существует. Для
Клары это всего лишь инструмент для манипуляций. Для Элеонор — почти милая
привязанность к больному парню из-за желания поделиться с кем-то тайной, ведь по
сути ей не две сотни лет, а вечные шестнадцать.
Мифическое прошлое переплетается с неприглядным настоящим, и «Византия» со
временем всё больше и больше оборачивается в прямом смысле слова «женской»
историей. Можно даже уловить аллюзии на раннюю джордановскую «В компании волков»
— практически все мужские образы в чём-то нелицеприятны, имеют свои червоточины,
и квинтэссенцией этого становится женоненавистническое Братство, преследующее
героинь по пятам. Когда они родились, люди знали всего семь планет, и с тех пор
изменилось многое. Но жизнь героинь бесконечно движется по кругу, все повторяется
вновь — бесконечная череда клиентов одной и постоянная рефлексия другой. Однако
под конец этой предельно меланхоличной истории неожиданно появляется проблеск
надежды, что круг всё таки можно разорвать. Но Нил Джордан вовремя
останавливается, уверенно балансируя на грани и не заходя дальше намёков.
Вспоминая холодный гипнотический взгляд Сирши Ронан и невероятную сексуальность
Джеммы Артертон, вновь и вновь прокручивая наигрываемые Элеонорой мотивы,
зритель волен сам решать, что же скрывает за собой финал этой поэтичной и даже
немного сентиментальной картины — вернётся ли всё назад или же пойдёт по новому
пути.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Paranoik-kinofan
Рецензия от JulianaLoen
Страницы на ветру.
«Меня зовут Элеонор Веб. Моя история никогда не будет рассказана. Я пишу ее снова и
снова, где бы мы не находили убежище. Я пишу то, о чем не могу говорить — правду»
Сюжет. Клара — красивая молодая женщина, но подарив ей красоту, судьба не подарила
ей счастья, а обрекла на вечную борьбу за выживание. Она — жестокий вампир,
убивающий тех, кто наживается на слабых. И все бы ничего, но у Клэр есть дочь —
Элеонор, которую она сама же и обратила, нарушив тем самым одно из правил древнего
вампирского кодекса: не создавать вампирш. Теперь веками Клер находится в бегах,
пытаясь защитить себя и Элеонор от заостренных когтей правосудия. Элеонор,
навечно оставшаяся в шестнадцатилетнем возрасте, не очень ладит с матерью,
замкнута и любит одиночество, всю горечь пережитого она описывает на страницах
блокнота, которые потом вырывает и пускает по ветру. Но ее хрупкие плечи больше не
выдерживают груза тайны и она раскрывает свой секрет человеку. Это завершающий
штрих — роковая ошибка, цена которой — жизнь.
О фильме в целом. Режиссер Нил Джордан и его творение «Византия» — это вызов всем
мифам и стереотипам о вампирах. У его темных созданий нет супер сил, нереальной
скорости и боязни света, да что уж там говорить, у них даже клыков нет. Вместо всего
этого у них, заостряющийся во время жажды, ноготь, которым они протыкают вены
своим жертвам. Фильм красив. Темные тона, в которых он снят и саундтрек, помогают
зрителю глубже окунуться в его мрачную атмосферу и не покидающее чувство, что
сейчас вот-вот что-нибудь произойдет. Он ломает почти все правила вампирского
жанра: в «Византии» акцент делается не на романтику, а на семейные отношения,
взаимопонимание между матерью и дочерью, это, во-первых. Во-вторых: главными
героями вампирами являются женщины. В-третьих: любовная нить все-таки
прослеживается, но в весьма искаженной форме: в жизни Элеонор (слава Богу, ей
шестнадцать, хоть что-то привычное) не появляется, откуда ни возьмись,
красавчик-новичок в классе, вместо этого она случайно знакомится с молодым
официантом в кафе (!) и совсем не красавчиком, да простит меня Калеб Лэндри Джонс.
Говоря «почти все», — одному правилу Нил Д. отдал дань уважения — вампирское
братство, вампирский кодекс и свои законы, ну куда же от них деться. Отдельно хочу
упомянуть, нестандартное представление флешбэков, довольно интересно и необычно,
ну и на мой взгляд, еще один плюс этому фильму добавляет факт, каким нам показывают
внутренний мир Элеонор, ее обращают в подростковом возрасте — в итоге она
остается такой физически, а возможно и психологически, ведь ее персонажа легко
можно назвать «трудным ребенком». Последнее: низкий поклон режиссеру за ярко
выраженное высмеивание устоявшихся убеждений и несправедливости нашего,
людского мира.
Актерская игра.
Сирша Ронан — одна из главных героинь, сыгравшая Элеонор. Интересная девушка, она
выделяется среди актрис своей необычной внешностью и актерской игрой. Несмотря
на все разнообразие национальностей актеров, Голливуд уже приучил нас к
стандартным лицам и шаблонным характерам в 99-ти процентах фильмов. Сирша —
исключение. Ее героини странные и непонятные — невозможно угадать, что у них на
уме. А ее игра по-настоящему впечатляет: отсутствие мимики и эмоций компенсирует
взгляд, именно им Ронан удается показать нам все чувства и переживания, которые
испытывает ее персонаж.
Калеб Лэндри Джонс или Френк, человек, которому Элеонор раскрывает свой секрет.
Его героя жалко — он тяжело болен и смирился с мыслью о скорой кончине, но, не знаю,
то ли его необычное лицо, то ли манера поведения постоянно вызывали улыбку. Он, как
«рыжее солнце», освещающее темноту этого фильма и «яркая звезда второго плана».
Сэм Райли. За весь фильм его мы видим редко, в основном это сцены, где его герой
сдержан, а на его лице задумчивость и отстраненность. Не могу сказать, насколько
шаблонный его персонаж, просто мне очень нравится этот актер. Остальные свои роли
сыграли хорошо, но чем-то особенным не запомнились.
Саундтрек. Разнообразный. Композиции испанского композитора Javier Navarette в нужный
момент только добавляли еще больше напряжения. Плюс, на протяжении фильма часто
звучит Дебюсси «Лунный свет», Sonata in C Major, Opus 2, No. 3 — Adagio в исполнении Сирши Ронан и
красивый напевающий голос Джеммы Артернон.
Общее впечатление о фильме. Он ужасен. Если слово «ужасный» вообще можно
употребить в положительном смысле, но ничего другого для этой картины подобрать
не могу. Пожалуй, это самое сложное — описывать всю гамму эмоций, которую вызывает
«Византия». И бессмысленно стараться, потому что, этот фильм нужно прочувствовать
лично — прочувствовать все горе и печаль, которыми он пропитан. И даже страх
вызванный редкими, но меткими кровавыми сценами, эту тоску не перебивает.
Безусловно, фильм потрясающий, и я не жалею, что потратила на него время, но все эти
эмоции мне бы не хотелось испытывать еще раз.
И в заключение: маленькое подобие спойлера — минут за 20-30 до финала зрителю дается
возможность немного отдохнуть, прийти в себя, и фильм приобретает некую
заторможенность, события словно замирают, но это только затишье перед настоящей
дозой адреналина, которую сценаристы задумали впрыснуть вам в кровь. Приятного
просмотра.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от JulianaLoen
Рецензия от Tanya Landgut
Фильм Нила Джордана
Интервью с вампиром 1994 стал культовым и неизменно входит в топ-20 или даже топ-10
лучших вампирских кино историй. С тех пор режиссер успел поработать над
несколькими хитами, в их числе политический триллер Майкл Коллинз, криминальный
триллер Хороший вор, черная комедию о трансвеститах Завтрак на Плутоне, семейная
драма Конец романа, сериал Борджиа. И вот снова вернулся к теме вампиров.
Византия мало имеет преемственности с Интервью с вампиром, она менее феерическая,
более рефлексирующая, тягучая, неспешная, даже внешняя атрибутика вампирского
жанра сведена здесь к минимуму, как и неизбежное в таких фильмах
мрачновато-готическое настроение. Это больше необычная семейная история с
привкусом вампиризма. Две вампирши, мать и дочь, отлучены древним, еще
дохристианских времен, сугубо мужским братством вампиров, как бастарды,
незаконно получившие бессмертие. Теперь они путешествуют в бесконечном времени,
а братство жаждет мести и дышит им в затылок. У матери и дочери почти ничего
общего, кроме биологического родства. Мать воительница, искушенная в грехе
женщина-вамп, карающий ноготь вампирского правосудия, истребляющий порок,
подпитывается кровью людей с черным сердцем типа сутенеров и слишком прилипчивых
любопытных. Не забывает о своем материнском долге как она его понимает. Дочь
неиспорченная душа, почти ангел, кроткая овечка, тяготящаяся своих кровожадных
инстинктов и образа жизни матери, подпитывается кровью людей со светлыми душами,
готовыми и желающими спокойно отойти в мир иной.
Джемма Артертон в роли матери очень на месте. Знойная энергичная предприимчивая
красавица, дьяволица без комплексов. Сирша Ронан отчасти воспроизводит уже
знакомый ей образ трогательной невинности, сломленного ангела и правдорубки — не
могу молчать, даже если никто не спрашивает. Единственное правило беспроблемной
жизни вампиров среди людей, необходимое и достаточное условие безопасности —
сохранять инкогнито и не попадаться «на крови». И именно этот устой все время
новорит поколебать младшая вампирша. Равно как и вырваться из-под материнской
опеки.
Вообще в фильме сильный актерский состав. Джонни Ли Миллер в роли безбожника и
растлителя малолетних. Дэниэл Мейс в роли мягкотелого хлюпика в поисках твердого
женского плеча и одновременно мягкой женской жилетки. Сэм Райли в роли
благородного вампира-джентльмена. Калеб Лэндри Джонс в роли безнадежного
больного, старающегося мужественно смотреть в будущее. Том Холландер и Мария Дойл
Кеннеди в роли учителей колледжа, чей прагматизм и нигилизм в результате дорого
им обходятся.
История оказалась несколько менее яркой и интригующей, чем можно было ждать от
Нила Джордана, помимо прочего профессионального писателя, и сценариста Мойры
Буффини, автора очень удачных сюжетов Неотразимая Тамара и Джейн Эйр 2011. Впрочем,
здесь хватает размышлений на разнообразные моральные темы, есть неизбежно разные
временные срезы — вампиры как никак долгожители!!, некоторые неожиданные находки
и своеобразное очарование.
Настоятельно фильм рекомендовать не берусь, только тем, кто очень соскучился по
Нилу Джордану или вампирской теме.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Tanya Landgut