О фильме:
Жизнь Толика не удалась, спортивная карьера не состоялась, жена ушла к другому.
Неуспешный, нелюбимый, безнадежный он потерял веру в себя. Все меняет случайная
встреча со странной незнакомкой Анной Ильиничной, которая предлагает ему принять
участие в необычном марафоне в далекой Америке…
Выпущено: Россия / Cinema Art Studio, Cinemoon Productions Продолжительность: 01:35:21 Озвучивание: Оригинальное
Рецензия от Сергей Лёвин
Встреча двух людей с совершенно разными
судьбами, но объединённых чередой бесконечных жизненных неудач; мечта о том,
чтобы вырваться из обыденного серого и холодного мира, путешествие на край света
— всё это и многое другое можно увидеть в новом фильме «Марафон», которые наши
прокатчики позиционируют как комедию, хотя на самом деле — это самая настоящая
драма…
Знакомьтесь, вот Анна Ильинична — сильная духом женщина, пережившая блокаду
Ленинграда, клеймо врага народа, два срока в тюрьме, смерть сына, а ныне отживающая
последние дни в доме престарелых.
А вот Анатолий — тренер-неудачник со стажем. Брошен женой, которая ушла к
любовнику, живёт в съёмной квартирке, с которой его вот-вот попросят, оставив его
за бортом, да и с работой в последнее время одни нелады…
А вот — возникшая из ниоткуда информация о том, что в далёкой-предалёкой Америке
вскоре состоится марафон для тех, кому за 70… Кто из «ветеранов» первым бегом
поднимется на вершину 100-этажного небоскрёба, получит невиданной щедрости приз —
1 миллион долларов. Правда, одного желания принять участие в соревнованиях мало —
пенсионеру нужен ещё и тренер. С дипломом…
Судьба складывается так, что Анна Ильинична, которую уже устали искать после
многочисленных побегов из дома престарелых, однажды при весьма комичных
обстоятельствах знакомится с Анатолием, и их жизненные ниточки пересекаются, да
не просто, а крепко-накрепко.
Анне Ильиничне нужно вырваться из опостылевших стен своей «социальной обители»,
а Толику позарез нужны деньги, чтобы доказать бывшей жене и дочери, что он ещё на
что-то способен, что он ещё может побеждать. И этот необычный тандем начинает
тренировки, попутно пытаясь раздобыть деньги на перелёт в США…
Грустное кино. Оно не только рассказывает интересную историю, но и поднимает ряд
серьёзных вопросов. О стариках, которые за бортом и совершенно не нужны
государству. О том, как детская психотравма может сломать жизнь. О том, как иногда
очень важно сохранить веру в себя и в людей, как важно пытаться чего-то достичь,
даже когда у тебя совсем опускаются руки.
Смешных моментов, правда, тоже хватает, однако они не превращают общую
тональность в комедийную. Скорее, делают так, чтобы не было совсем уж горько…
Конечно, работа Екатерины Васильевой (Анна Ильинична) — это нечто, на неё приятно
глядеть в любой роли, тем более что снимается она сейчас в силу возраста не так уж
часто. К Михаилу Пореченкову (Толик) есть претензии — переигрывает в отдельных
сценах, но как актёр он никогда особо сильно не впечатлял. Да и на фоне своей
партнёрши по фильму он по-любому бы померк.
Неожиданно хороша режиссёрская работа Карена Оганесяна — впрочем, в его карьере
есть такие любопытные фильмы, как «Я остаюсь» и «Домовой», так что ничего
удивительного. А ещё запомнилась лирическая музыка Ивана Духовного, напомнившая
незабвенную «Амели».
Самым же приятным оказалось то, что 90 % «Марафона» снималось совсем неподалёку от
нас — в Новороссийске, Широкой Балке и Геленджике. При виде знакомых пейзажей так
и хотелось воскликнуть: «О, а я здесь гулял — это ж памятник Белой невесте!» А ещё
подумалось: какое же угнетающее впечатление производят пустынные курортные
улицы на фоне припорошенных снегом гор! Минорного настроения просмотру они
определённо добавляли…
Завершая свой обзор, хочу отметить, что этот хороший фильм — не блокбастер и не
экшн, зато это кино, необходимое, чтобы не забывать, что, помимо супергероев и
суперзлодеев, есть ещё и реальный мир с реальными людьми…
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Сергей Лёвин
Рецензия
от walle14
В жизни неудачливого тренера Анатолия появляется такая же как и
он сам одинокая душа — Анна Ильинична. Их изначально объединяет общая гнетущая
пустота внутри, а затем еще появляется и одна на двоих цель жизни. Показательна в
этом отношении сцена, в которой Анатолий бросается в воду, пытаясь спасти Анну
Ильиничну от самоубийства, которое она и не совершала. Я думаю, что он поступает
так из-за собственных гнетущих мыслей, разочарованности в жизни, которые он сам
подсознательно проецирует на других, а не из-за того, что ему просто показалось.
Что мне нравится в фильме «Марафон», так это его живые персонажи — настолько
реальные, что узнаешь в них окружающих тебя людей. И это относится не только к
главным героям, но и ко всем второстепенным персонажам — кругом одни знакомые
образы и характеры. Еще хотелось бы отметить то, что показаны они без осуждения,
без раздачи ярлыков.
Еще раз повторюсь, что персонажи «Марафона» живые люди, и поэтому сама история
получилась очень «живой». Это не откровенная чернуха и не бесшабашная комедия, а
самое настоящее жизненное кино, в котором есть место и грусти, и улыбке. Поэтому за
время просмотра я испытал весь спектр эмоций, но самое главное, что эмоции эти
были искренними. Хочется прослезиться, не от давящей атмосферы печали, а смеяться
— не от дурашливости ситуации, а потому что сопереживаешь героям фильма.
И вышел я с сеанса как после встречи с добрыми друзьями, из которой вынес для себя
пару важных замечаний о жизни и ее смысле. «Пока есть цель — жизнь не кончается»,
говориться в фильме. Я согласен с этим утверждением и хочу добавить, что жизнь это
марафон, в котором не важны скорость и физическая подготовка человека, а важны его
сила духа и мотивация.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия
от walle14
Рецензия от Денис Чукчеев
Срыв
резьбы
Жанровая идентификация этой картины Карена Оганесяна представляет определённые
трудности. Заявленный как комедия, «Марафон», по крайней мере, первые две трети
оказывается весьма мрачной экзистенциальной драмой про современную провинцию, в
частности, и нынешнюю Россию вообще.
Выбранный режиссёром в качестве локации зимний Новороссийск и его окрестности
моментально задаёт настроение: для героев фильма действительно нет места в «этой
стране», поскольку даже морское побережье, синоним рая на земле, есть хмурая
холодная отталкивающая местность, из которой надо как можно быстрее валить.
Но валить — и в этом заключается трагический посыл картины — не получается,
поскольку все усилия двух случайно скорешившихся персонажей (одинокая старуха на
государственном попечении и детский тренер, на глазах превращающийся в бомжа)
изначально обречены.
Мечта — об Америке, о миллионе долларов, о грядущей жизни у моря — но тёплого, не
Чёрного — лишь подчёркивает убогость и обречённость, гармонически накладываясь
на повествовательный ряд, когда усилия героев — отчаянные, искренние,
полубезумные — лишь отдаляют их от заветной цели.
Соответственно, где-то к середине картины наступает прозрение, что анонс был
обманкой, что никакой поездки в Штаты для участия в марафоне не будет, что старуха
(бесподобная Екатерина Васильева) и её непутёвый наставник
(великолепный Михаил Пореченков) так и останутся в этом промороженном портовом
городе.
И эта мысль, что хеппи-энда не случится, мысль, пугающая и отталкивающая, потому
что очень хочется, что бы двум симпатичным и незадачливым людям хотя бы однажды
улыбнулась удача, постепенно сменяется пониманием и смирением: этот фильм должен
быть — жёстким, без слащавости, без соплей.
Никакой Америки, никакого миллиона, никакого внезапного чуда: будет так, как будет
— старуха умрёт в доме призрения, наставник сгинет ещё быстрее — от тоски и
неустроенности. Это грубая, но необходимая прививка — против оптимистической
фальши, когда невозможно заслониться от корявого и реалистического финала…
Но вот две трети картины позади, и режиссёр, словно позабыв всё, что он нам только
что рассказал, внезапно включает бодрячка и шарашит завершающую часть — в сугубо
голливудском, т. е. до одурения приторном, надсадном ключе.
Внезапно у нашей старухи и её тренера, которые остались без денег, документов и
малейшего шанса, всё чудесным образом разруливается. Вследствие чего только что
доедавшие последний хрен без соли компаньоны отправляются в Лос-Анджелес, где их
ждёт хороший отель, приличная одежда и деньги на карманные расходы.
Драма оборачивается сказкой, отменяя всю выстроенную и выстраданную предысторию.
Однако, пустившись во все тяжкие, режиссёр отчего-то решает соблюсти остаток
приличий. Поэтому, вместо того, чтобы честно вручить нашим героям выигранный ими
миллион, а «дальше они жили долго и счастливо», принимается неумело
изворачиваться.
Нет, заветный приз герои не получают, но и без хеппи-энда тоже не остаются: все
живы, все здоровы, все в Америке и назад в Россию не собираются; песчаный
калифорнийский пляж, милая финальная бранчливость, «это начало прекрасной
дружбы».
Зачем Карен Оганесян зарезал собственный фильм — вопрос, судя про
скромным прокатным результатам, не имеющий внятного объяснения. Вряд ли первые
две трети — без позитивной американской концовки — набрали бы существенно
меньше: при бюджете в два с лишним миллиона долларов шестьдесят или восемьдесят
тысяч выручки — различимы мало.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Денис Чукчеев