Информация о фильме Название: Великий мастер Оригинальное название: Yi dai zong shi Год выхода: 2013 Жанр: боевик, драма, биография Режиссер: Вонг Кар-Вай В ролях: Чжан Цзыи, Тони Люн
Чу Вай, Кунг Ле, Сон
Хё-гю, Чжан Чжэнь, Юэнь Ву-Пин, Сю-Люн Люн, Чеунг-Ян Юэнь, Элвис Цуй,
Менг Ло
О фильме:
Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела
достойному преемнику. Но самый лучший его ученик вынашивает куда более
амбициозные планы — он намерен объединить все разрозненные школы в одну. С этой
целью он вызывает на поединок лидера каждой школы и, одерживая победу раз за
разом, объединяет все школы. Последней остается школа его умершего учителя,
отстоять память которого на поединок выходит его дочь, тайно влюбленная в своего
соперника…
1937 год. В город Фошан прибывает непревзойдённый
старенький мастер северных боевых искусств Гон Ютян. Он хочет уйти на покой и
передать своё наследие самому сильному преемнику. Поэтому устраивает турнир,
больше похожий на выяснение отношений, северное или южное кунг-фу сильнее. В
единодушном порыве учителя разрозненных кунг-фу училищ представителем «южан»
выбирают легендарного Ип Мана, не принадлежащего к какой-либо школе, но желающего
объединить их все. Ему удаётся победить Ютяна, но дочка его, Гон Эр, не согласна, и
вызывает Ип Мана на реванш. А там уж и японо-китайская война начинается…
В медлительности, известному на поле мелодрам, гонконгскому режиссёру Вонгу
Кар-Ваю не откажешь. Снимая без сценария, долгие годы он может просто тянуть время
и нервы съёмочной группы (которая, правда, уже привыкла к такому графику), ожидая
вдохновения на эпизод, а под конец взять, и весь фильм решить переснять. Вот и в
этот раз, бросив клич о желании снять кино о боевых искусств (напомню, что прошлая
его попытка от 1994 «Прах Времён» особого успеха не снискала), процесс затянулся на
долгих шесть лет. Мало того, после представления готовой версии фильма, некоторые
актёры обиделись, что очень многое с их участием повырезали. Поэтому фильм после
этого ещё несколько раз перемонтировали. Пока его в очередной раз монтировали,
одна из возможных финальных версий попала в сеть, и уже разочаровались фанаты
Вонга, вылив на фильмец ушат помоев. А чего уж там они разочаровались, я не знаю. На
проверку двинул сегодня после самоличного приезда режиссёра в Москву с финальной
версией фильма, которая из «Великих мастеров» по ходу переименовалась в
«Великого мастера».
Начинается он реально как фильм про кунг-фу, (повторюсь) фантастически красиво
снятый фильм про кунг-фу!, где Ип Ман в исполнении Тони Люнга очень напоминает
помесь Фонга Фей Хунга с Томасом «Нео» Андерсоном, раскидывающим противников под
проливным дождём, словно полчища агентов Смитов. Бои, к слову, ставил тот самый
легендарный Юэнь Ву-Пинг («Матрица» «Крадущийся Тигр, Затаившийся
Дракон»). И если уж говорить на чистоту, то к ним у меня больше всего претензий.
Картинка, безусловно, превосходная, и вылизанная как яйца у котэ, но за всеми этими
красивостями и монтажными склейками практически не видно самого «мяса». Шмяк —
летит пятка в морду, кап — падает капелька крови в лужу, и т. д. Да одна
единственная боевая сцена Мишель Йео с Чжан Цзыи в «Крадущемся
тигре» делает в плане драйва весь данный фильм. Хотя в эффектности «Мастеру» не
откажешь. Постоянный оператор Вонга, Кристофер Дойл, хоть и отделился, но
заменивший его Филипп Ле Сурд справляется очень хорошо.
Но перевалив за первые полчаса, традиционный «тыщ-тыщ»-боевик начинает
трансформироваться во что-то более пространное и сложно сочинённое. Что и
следовало, в общем-то, ожидать (в «Прахе» всё было не менее глубокомысленно).
Начинается война, и всех героев, которыми фильм прям-таки оброс (одну линию я даже
из виду упустил), обстоятельства раскидывают кого куда (кто предаёт, кто пытается
обосноваться в новых условиях, а кто и счёты сводит). Практически начинается уже
совсем другое кино, которое лично мне напомнило о давнем шедевре Бертолуччи
«Последний император». Здесь также наступают неумолимые перемены, и если в самом
начале ещё можно было понастальгировать по видеокассетным просмотрам «Однажды в
Китае» и прочих монахах Шаолиня, с их традиционными палками, одёжками и косами (в
меньшей степени), то далее обстановка вокруг героев стремительно меняется
(военные 40-ые, послевоенные 50-е). С одеждой меняется и культура, и практически
никому уже нет дела до всех этих боевых техник тай-чи и завоёванных титулов
мастера всех времён. Древние традиции и искусство боя умирают вместе с их
последними носителями, которые начинают уходить один за другим в историю, пожрав
друг друга и самих себя, как последние динозавры, а за честное убийство в процессе
боя теперь могут и в тюрьму упечь. В «Великих мастерах», на мой взгляд, идея праха
времён подана даже собранней прошлой попытки (хотя, тот фильм был о другом), т. к.
драму среза времени проще оценить на глаз, ведь подобное вполне может случиться с
любым человеком и страной.
Я не скажу, что прям поразился. Да, здесь много линий, и про всех у режиссёра есть
желание рассказать. И в этих метаниях фильм откровенно подзатягивается. Но
обвинить Кар-Вая в маразме или там пропаже вдохновения у меня не получается.
Вполне зрелое кино для человека, «со своей колокольни» подошедшего к
нетрадиционному для себя жанру.
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Chriz Bale
Рецензия от Elisheba
«Простота — высшая ступень
искусства.»
Вонг Карвай в этом году преподносит нам бесценный подарок, который можно
смаковать, мусолить, обсуждать очень и очень долго: «Великие Мастера». У этого
фильма есть и название в единственном числе указывающий на то, что фильм
рассказывает нам историю легендарного Ип Мана, но помимо него есть еще агент
Гоминьдана Лезвие, а также Гун Эр — дочка умершего лидера школ боевых искусств.
Так что правильнее всего все же будет «Великие мастера», так как у каждого из них
свой стиль, своя особая манера борьбы, и каждый из них непобедим.
Всего, по словам режиссера, в картине присутствует 4 разных стиля кунг-фу, 4 школы,
который Ип Ман объединяет, вызывая лидера каждой школы на поединок. У каждого из
них свои особенности и навороты, но Ип Ман спокоен и умиротворен, за все 40 лет
жизни он еще ни разу не проиграл. Каждый бой в фильме как маленький спектакль, со
своей кульминацией и своей идеей. С неповторимым вкусом и чувством стиля подошел
Вонг Кар-Вай к постановке боевых сцен.
«Кунг-фу — это два иероглифа, вертикаль и горизонталь, стоять и лежать. Если ты
лежишь, то проиграл, если стоишь — выиграл.»
Когда он только начал работать над картиной, он не знал ничего про кунг-фу, так же
как и актеры сыгравшие в фильме, но уже после съемочного процесса он познал всю
философию Кунг-фу, а актер, сыгравший Лезвие после съемок даже поучаствовал в
соревнованиях по кунг-фу и победил. Это достаточно показательно, потому что
показывает, что Кар-вай очень серьезно подходит к самому процессу.
Китайское кино отличается от западного тем, что оно медленное, размеренное и со
своей особенной философией, которая нам может показаться не понятной, но для
искушенного зрителя все это станет бальзамом на душу после уже поднадоевших
американских комедий и боевиков с супергероями. Здесь, главный герой — простой
человек, который достиг совершенства путем трудным и ухабистым, через постоянные
тренировки. Ему не упал на голову волшебный метеорит и не подарил
сверхспособности, он просто человек, с большой буквы.
«Если хотите снять хорошее кино — добавьте дождь» — личные слова Вонга Кар-Вая.
Лично от меня огромное спасибо за красивую картинку и потрясающе показанный
Китай.
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Elisheba
Рецензия от Tanya Landgut
Фильм дышит любовью. Любовью к
мирозданию, Китаю, его истории и культуре, его людям. Конечно, к кунг-фу. Не как
спорту и поединкам, хотя и это тоже, но как образу мыслей и действий и кодексу
чести.
Наверное, чтобы лучше понять Вонга Кар Вая, нужно быть китайцем. Но как европеец
увидела щемящую душу красоту, изысканное благородство формы, философскую
наполненность высказываний, красивых людей, поэзию любовного настроения. Море
чувственности, которая разлита в фильме вопреки лаконичной и сдержанной манере
киноповествования. Очень много крупных планов, на которых лицо и душа суть одно и
то же. Эта открытость обезоруживает. Много уникальных поединков сквозь весь фильм
от начала до конца, которые оставляют ощущение дикой первобытной мощи и
хореографической грации одновременно.
Уникальный стиль, своя эстетика. Роскошная музыка. Чем-то все время напоминает
музыкальные темы саги «Однажды в Америке». По сути «Великий мастер» тоже сага.
Китайских актеров знаю неприлично плохо, только мельком Цжан Цзы и, конечно, Тони
Люна Чу Вая по нескольким хитам. Тони Люн очень хорош и органичен, но на меня и
большинство больших и маленьких актерских работ произвели самое положительное
впечатление.
Смотреть обязательно, хотя бы просто приобщиться к Красоте и Смыслу.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Tanya Landgut