О фильме:
Семнадцатилетняя Лиза очень виновата. Она знает, что причастна к
дорожно-транспортному происшествию, унесшему жизнь женщины. Делая попытки
сознаться в своём проступке, она, к своему удивлению, всё время наталкивается на
непонимание окружающих. Её семья, её друзья, её учителя — никто не поддерживает
искренних попыток девушки. Так совершенно неожиданно Лиза узнаёт простую истину.
Что рано или поздно идеалы молодости всегда сталкиваются с реальной жизнью и
разбиваются на компромиссы мира взрослых людей.
Выпущено: США / Fox Searchlight Pictures, Gilbert Films, Mirage Enterprises Продолжительность: 02:29:53 Озвучивание: Дублированное
Рецензия от Lost__Soul
Жизнь, как она есть
Вторая режиссёрская работа Кеннета Лонергана, снятая им по собственному
сценарию, была близка к тому, чтобы вообще не попасть на экраны из-за серьёзных
производственных проблем. В 2009 году из-за затянувшейся работы над финальным
монтажом картины она оказалась втянутой в несколько судебных разбирательств —
студия подала в суд на инвестора, так как тот прекратил финансирование — инвестор
же вчинил иск студии за отказ режиссёра от совместной работы с продюсерами
проекта… Работа над фильмом была заморожена, и, вполне возможно — если бы не друг
режиссёра, Мэттью Бродерик, выделивший по его просьбе необходимые средства
для её завершения — «Margaret» никто бы никогда не увидел.
От того и непривычно видеть на экране, скажем, неожиданно помолодевшего после
«Зоопарка» Мэтта Дэймона; да и ко многим другим актёрам это относится (к самому
Бродерику, в том числе) — суппот-каст здесь в должной мере впечатляющий. Но он
нисколько не оттеняет Анну Пэкуин — она показывает невероятно сильный и
блистательный перфоманс в роли Лизы, центрального персонажа этой истории. Лиза
обычная ученица старших классов, с выходящими от сюда проблемами взросления; она
достаточно умна, но, разумеется, не всегда поступает правильно. Режиссёр, тем не
менее, не долго водит наз вокруг-да-около, и вскоре мы видим чудовищный несчастный
случай, который изменит её понимание об окружающим мире и существенно ускорит
процесс взросления. А девочка ведь всего лишь хотела купить ковбойскую шляпу. Но
теперь в гибели женщины есть и её вина. И она, поначалу, не знает, что делать.
Сначала испуг, страх; потом, уже через некоторое время просыпается совесть. Но вот
что правильно, а что нет? Лиза хочет поступить «правильно» — но она лишь со
временем начинает осознавать, что то, что правильно для неё, далеко не всегда
правильно для других людей. Слишком много факторов имеют здесь значение, и все их
нужно принимать во внимание; и далеко не всегда врождённое чувство
справедливости оказывается полезным инструментом. Лиза в своём желании
удовлетворить личное стремление к идеализму, обусловленное недостатком
жизненного опыта, заходит слишком далеко, и отнюдь не сразу осознаёт, насколько её
действия влияют на окружающих. И её можно понять. Ведь и в её внутреннем мире
происходят необратимые изменения; слишком много разбитых иллюзий, моральные
ориентиры под вопросом, реальная жизнь гораздо сложнее и запутанней, чем
казалось. Лиза, за счёт своих не всегда понятных и адекватных поступков далеко не
всё время вызывает симпатию; иногда её становится жаль, а иногда над ней хочется
посмеяться — но она всегда реальна, она целостная личность; ты знаешь её характер,
и понимаешь, что те ошибки, которые она совершает обусловлены недостатком
жизненного опыта и психическим давлением ситуации, в которой она оказалась.
В фильме Лиза взаимодействует с множеством персонажей, и это, учитывая объёмный
хронометраж, делает историю достаточно сложной и многогранной. Здесь важны
отношения с матерью (которая играет в театре) — до инцидента они протекают ровно,
но после него становятся всё сложнее; и герои всё меньше понимают друг друга.
Телефонные разговоры с отцом — опять же, вечные поиски взаимопонимания.
Отношения с друзьями, с преподавателями, уроки в школе. И абсолютно везде —
объёмные и великолепно прописанные диалоги. Здесь даже сцены перепалок в классе
имеют большое значение, так как эти споры Лизы с учениками многое говорят о её
взглядах на определённые общественные проблемы — соответственно, добавляют
полноты её образу. Причём, темы, поднимающиеся в спорах, действительно, не
оставляют равнодушным — они интересны, и заставляют с любопытством наблюдать за
ходом беседы и взвешивать аргументы сторон. Тем не менее, при всей подобной
сценарной «глобальности» — фильм не рассыпается на части; сюжет никогда не
отходит в сторону от своей главной героини, и не теряет основную нить событий,
которая тянется от того несчастного случая в начале картины. Игра Пэкуин очень
эмоциональна но невероятно правдоподобна, а сценарий уверенно рисует все черты
её характера — и картина выглядит поразительно жизненной и реальной.
Лонерган, не спеша, шаг за шагом, выстраивает историю уверенно, чётко и полно. И,
что не мало важно, не пытается навязать зрителю какую-либо определённую позицию —
собственно, то что между чёрным и белым ещё бесчисленное число оттенков — одна из
главных мыслей фильма, который через историю принудительной трансформации
личности своей главной героини поднимает столько вопросов, что едва ли в
состоянии дать однозначные ответы на все. Но от этого намеренного
«несовершенства» история выглядит ещё более близкой и знакомой. Местами
тоскливый, местами забавный, а местами душераздирающий «Margaret» — возможно, лучшая
роль в карьере Анны Пэкуин.
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Lost__Soul
Рецензия от Прокофья_Людмиловна
О, юность бедная
моя…
Бывает настроение, когда хочется умопомрачительного десерта в лице фильма, с
которым собираешься скоротать вечер. Чтобы был безразмерный бюджет, обалденно
красивая картинка, маститые актеры, роскошные костюмы, панорамные съемки великой
природы, неземная любовь, опасность, интрига, драйв и — хэппи-энд, справедливое
воздаяние в конце добрым героям и отмщение злым. Словом, хочется красивой сказки,
хочется визуального обогащения, хочется отдохнуть и отвести душу.
А бывает настроение, когда хочется… правды. Когда устаёшь от гламура и глянца,
зрелищной жвачки, от спекуляции красивыми картинками, от операторских чудес на
виражах, от гонки спецэффектов, от жонглирования узнаваемыми образами на потеху
толпе, от Шерлока Холмса — смеси Индианы Джонса, Видока и Святых из Бундока, от
нашего знатного земляка Жоры Депардье — затычки в каждой бочке, снимающегося в 5-10
фильмах в год и переигравшего весь мировой репертуар, от поверхностных ромкомов
построенных по принципу «от любви до ненависти один шаг», от экшнов состряпанных
по принципу «пипл схавает» и от бесконечных ситкомов создаваемых по принципу «с
паршивой овцы хоть шерсти клок», от очередного шедевра, по двухминутному трейлеру
которого вы с точностью экстрасенса можете представить себе весь фильм — до
последнего финального вздоха; от вторичности, цитатности, пошлости. Когда хочется
современной драмы; подлинной драмы, наполненной глубоким смыслом — но без
высокоинтеллектуальных завихрений, простой, как сама жизнь — но не примитивной.
Драмы, снятой не затем, чтобы срубить бабла в прокате и не затем, чтобы попасть в
особую программу в Каннах; а снятой просто потому что автор не мог её не снять,
потому что она сама пришла к нему, и ему не спалось, думалось, горелось, чесалось,
хотелось, потому что он художник, потому что ему дан был дар и он попросился
наружу. Когда хочется чтобы пронзило, зацепило, и чтобы знать, что такого ещё не
было, и что это не пере-шекспир, это своё, наше, современное — и в тот же время не на
один день, не коньюнктура, не попса, что это о вечном, понятном во все времена и
близком всем. Хочется живой мысли, пищи для ума. Хочется отвести душу от пустышек,
заполонивших экраны; поверить, что в большом кино ещё появляются новые имена —
настоящие художники, которые пришли в кино не ради приятного заработка и не для
того чтобы показать, какую модную навороченную и динамичную картинку они умеют
замутить, а потому что им просто есть что сказать. Казалось бы, это так просто, — но
как редки в нашем мире художники, которым есть что сказать. Безо всякой цели.
Просто есть что.
Фильм «Маргарет», наверное, попал именно под такое моё настроение, потому что с
первой минуты у меня перехватило дыхание от неожиданности и неверия своему
счастью. Это был фильм о жизни и о смерти, о любви, о сексе и о дружбе, о совести,
малодушии и лжи, о правде и истине, о важном и второстепенном, о будничном и
невероятном, о мужчинах и женщинах, о детях и родителях, о семье и о школе, об
адвокатах и о полицейских, о правилах дорожного движения, о евреях, о террористах,
о Шекспире, об опере и драме, — это было то, чего я хотела и то, чего я не ждала.
Давно уже я не смотрела фильм, не имея ни малейшего представления, что будет
происходить на экране в следущую минуту; давно меня так не захватывало действие,
чтобы я даже не думала «интересно, как это снимали?», «а, да такое ж уже было у
Скорсезе», «классно играет чувак» или «клёвые обои!реально найти такие в наших
магазинах?», а полностью увлеклась происходящим на экране и верила, — верила! —
так, будто экранная реальность простирается на мою квартиру.
«Маргарет», конечно, не лучший фильм в моей жизни, но определенно — лучший из
виденных мною за последние месяцы. Ощущения после просмотра — как после «Древа
Жизни», только лучше, потому что там нет-нет да создавалось порой впечатление, что
нас хотят отвлечь красивой оберткой — роскошно-прекрасными кадрами; здесь же
даже на секунду не возникло чувства, что нас заманили в кино с целью срубить бабла
или что на нашей эстетической искушенности пытались спекулировать феерической
картинкой. Здесь нет красивой картинки, но и убогой — тоже нет; это полная
гармония всех составляющих, это невероятная внутренняя сила и глубина при
внешней простоте и сдержанности, это Достоевский и Сэлинджер в визуальной
оболочке, это свежий, ни на что не похожий, непредсказуемый фильм об обыденной
жизни, которую вы видите и проживаете каждый день. Совершенно не ожидала такого от
Лоннергана, — хотя мне и нравился его «Можешь рассчитывать на меня», но не так,
чтобы запасть в душу. Впрочем, это, наверное, тоже сыграло свою роль, — будь это
фильм того же Малика, я бы ждала от него чего-то подобного, и даже большего. А
Лоннерган оказался не просто хорош, а удивительно, неожиданно хорош, что всегда
приятно вдвойне.
Да, так о чем же, собственно, фильм? О юности, конечно. Не о той розово-прекрасной
юности с её пошленькой конфетно-карамельной оболочкой (в стиле «Чего Хочет
Девушка»), от которой или с души воротит, или зависть берёт. А о сложностях
взросления, первых компромиссах, максимализме, вере, неопытности, стыде,
гиперэмоциональности, гиперболизации чувств и событий. Отсюда, кстати, и название
— Маргарет, это имя девушки из стихотворения, которое читает Мэтью Бродерик, и
которое так просто и неожиданно является ключом к пониманию Лизы, персонажа Анны
Пакуин, её мира, и метафорой всего фильма:
Что же Маргарет рыдает?
Просто роща облетает.
Листья вянут, словно люди, —
Сердце детское так судит.
Позже сердце повзрослеет
И порядком очерствеет;
Листопад не тронет взгляд…
Хоть все листья облетят,
Слезы пусть пока блестят,
И названья не важны, —
Те же скорби у весны.
Ты не выдашь словом, жестом,
Сколько скорби в сердце детском…
Для чего идем на свет?
В том слёз Маргарет секрет…
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Прокофья_Людмиловна
Рецензия от Tristo
Сделать выбор
Кеннет Лонерган может быть известен только, как сценарист «Банд
Нью-Йорка», а также комедий «Анализируй это» и «Анализируй то». Вообще он был
замечен в каком-либо новом проекте до выпуска «Маргарет» примерно девять лет
назад (но надо сказать, что съёмки фильма начались задолго до премьеры). С картиной
«Маргарет» он выступил не только в амплуа сценариста, но и в качестве режиссёра,
что стало уже второй спаренной работой у Лонергана (первая — «Можешь
рассчитывать на меня» — принесла ему даже номинацию на «Оскар» в категории
«Лучший сценарий»). Кстати, из того фильма в «Маргарет» оказались Дж. Смит-Кэмерон,
Марк
Руффало, Мэттью Бродерик и Адам ЛеФевр, а Рори Калкина сменил его старший
брат Киран.
Моральную подоплёку «Маргарет» можно сразу же отнести к извечной философской
дилемме «преступления и наказания». Молодая девушка отвлекает водителя автобуса,
вследствие чего погибает человек. Девушка пытается продолжить жить как жила, но в
это время у неё просыпается юношеский максимализм, она начинает познавать
взрослую жизнь в плане сексуальных отношений, а также начинает формироваться её
взрослый характер. По сути, можно задуматься о её дальнейшем психологическом
пребывании: она знает, что виновата, вина тяжкая, но или признаться в этом или же
скрыть этот факт — как дальше будет двигаться и развиваться её личность? Скажу
заранее, что Кеннет Лонерган не даст ответ на этот вопрос, но подведёт нас к
заключительному этапу, к освобождению души, который бы многие бы назвали верно
выбранным путём.
В фильме можно несколько раз услышать различные рассуждения на ту или иную тему,
но больше нам самим предоставляется шанс задуматься и проанализировать поступки
персоналий картины, поставить себя на их место и спросить у себя: «А сделал бы я
также?». Например, школьный преподаватель в исполнении Мэтта Дэймона, внешне
довольно застенчивый человек, но он позволяет себе соблазниться на юную ученицу.
Показаны ли нам угрызения совести взрослого мужчины? Абсолютно нет, даже когда
девушка заявляет про беременность (хотя неизвестно беременна они или нет и от
кого), то учитель реагирует на это, как на проблему подростка, отстраняясь от неё.
Пусть это и показано в одной-единственной сцене и не является основной движущей
силой сюжета, но в главную линию вплетаются другие, может, малозаметные, но важные
элементы, которые, так или иначе, повлияют на выбор девушки.
Как можно заметить в «Маргарет» задействованы очень известные актёры. За Мэтта
Дэймона и Марка Руффало с Мэттью Бродериком я уже сказал, также в ансамбле
наличествует Жан Рено,
а главную роль исполнила Анна Пэкуин, «звезда» саги «Люди Икс».
Актёры-то знаменитые, но это вовсе не означает, что кто-то из них (кроме, понятно,
Пэкуин) на главенствующем плане. Основная задача их героев была в том, что
показать, как может повлиять любой человек на развитие другого, возможно, наша
героиня и видела бы их в первый и последний раз, но вот влияние на её формирование,
на отношение к окружающему и окружающим — этого нельзя отменить.
Авторский фильм Кеннета Лонергана может быть интересен тем, кто любит
раскладывать по полочкам психопортреты персонажей фильмов, любит ставить себя на
их место, проводить аналогии и параллели. Однако же, вместе с тем, что фильм имеет
внутри очень трагическую историю, она рассказана в довольно сжатом виде, несмотря
даже на свою приличную продолжительность. Весомых ответов не даётся и полного
раскрытия и глубокого драматизма не ощущается, он выражается и понимается только
благодаря хорошей игре актёров.