О фильме:
2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3
победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной
Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну,
которая перевернула мировое представление о хоккее. Теперь весь мир знал его
просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно
взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта -упорство, спортивный талант и суровые
уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового
хоккея.
Выпущено: Россия / Канал Россия, Студия Тритэ Продолжительность: 02:13:53 Озвучивание: Оригинальное [Лицензия]
Рецензия от Сергей Лёвин
Шайбу! Шайбу!
Этот фильм для меня был одной из самых ожидаемых апрельских премьер — очень уж
давно отечественное кино не завлекало зрителя настолько эмоционально насыщенным
и классным по картинке трейлером, обещающим качественную спортивную драму о
судьбе воистину легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. И ожидания
оказались не то что оправданы — перевыполнены.
Кино началось с полным погружением в атмосферу конца 60-х — начала 70-х, с
интереснейшими фактами из жизни Валерия Харламова и самое главное — с игрой в
хоккей. Да показанной так лихо, так задорно, так энергетически взрывоопасно, что
даже такие далёкие от спорта люди, как я, от азарта рукоплескали каждой забитой
нашими хоккеистами шайбе.
Здорово поставленное биографическое кино — в нашем кинематографе в последнее
время «зверь» редкий. В основном, сюжеты о великих россиянах оккупировали сериалы
— там можно увидеть и Чкалова, и Чапаева, и Жукова, да только вот продукт сей более
смахивает на клюкву, чем на большое серьёзное кино. Признаться, лёгкий
«клюквенный» аромат не обошёл стороной и «Легенду» (есть пара сцен, которые
чересчур кинематографично-предсказуемы и явно заточены под голливудское клише —
я имею в виду открывающую ленту корриду, эпизод со спором Харламова и Гусева над
пропастью, диалог с тренером в морге), но это уже так, частности.
Блестяще поставлены все сцены с участием знаменитейшего тренера Анатолия
Тарасова. Олег Меньшиков показал его чрезвычайно волевым,
совершенно бескомпромиссным и невероятно целеустремлённым человеком,
воспитывающим своих подопечных без грамма снисхождения, а порой и откровенно
жестоко. Однако потом понимаешь, что таким непростым способом он лишь закалял их
для встречи с опаснейшим соперником, в схватке с которым мямли и рохли никогда бы
не устояли.
Достойно сыграл Данила Козловский, для которого этот фильм запросто может стать
вершиной карьеры. После неоднозначно воспринятого публикой «Духless», который,
несмотря на приличную тележку критических отзывов, мне всё же понравился, он явно
заматерел и готов занять место в строю главных звёзд современного русского
кино.
Блестящи небольшие, но очень яркие актёрские работы Владимира Меньшова, Романа
Мадянова и Нины Усатовой. А ещё очень органично полотно фильма дополняет
саундтрек одного из самых талантливых отечественных композиторов Эдуарда
Артемьева.
Безусловно, особых слов заслуживает режиссёрская работа Николая Лебедева.
Когда-то он снял очень сильный фильм «Звезда», крайне неудачно перенёс на экран
«Волкодава», а также срежиссировал довольно приличный шпионский сериал
«Апостол». «Легенда» — новая мощная веха в его творческой биографии, и я почти не
сомневаюсь, что этот фильм ждёт большой зрительский успех и хорошая судьба в
прокате.
Показать игру так, что ты не можешь равнодушно сидеть на месте: сжимаешь кулаки,
всплёскиваешь руками, а иногда и кричишь «давай!!! забивай!!!», глядя, как Харламов
рвётся к воротам канадцев, было непростой задачей, однако Лебедеву это, бесспорно,
удалось.
Очень эффектно сделан монтаж — с шайбами, летящими в сетку в режиме слоу-мо,
взметаемыми в воздух фонтанами льда и мимолётно-стремительными пробежками на
коньках. Во многих эпизодах реально захватывает дух от захлёстывающих тебя
чувств, и тогда понимаешь, почему в 1972-м году эти матчи собирали у телевизоров всю
нашу тогда огромную-преогромную страну. Потому что все болели ЗА НАШИХ.
Потому главное достоинство «Легенды N 17» — это удивительное для современного
русского кино ощущение общности со всеми, кто сидит рядом с тобой в зрительном
зале. И громогласные аплодисменты, и украдкой вытираемые платочками слёзы, и
крики «Браво!» — я не помню второго такого просмотра, где все 300 с лишним зрителей
были настолько эмоционально едины. И сияющие после сеанса глаза, и крепкие
рукопожатия, и живое обсуждение — всё было необычно трогательным, ведь кино, что
называется, задело за живое.
Удивительно, но «Легенда» — уже второй отечественный фильм в этом году после
«Метро», который хочется порекомендовать всем своим друзьям и знакомым для
обязательного просмотра. Надо и нестыдное русское кино поддержать, и получить
заряд позитивной энергии, и почувствовать слегка подзабытую гордость за наш
спорт, который знают и заслуженно ценят во всём мире. Ведь нам есть, чем гордиться.
И, думаю, здесь со мной мало кто поспорит.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Сергей Лёвин
Рецензия от Helena_Bavtrel
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Отечественный байопик о легендарном советском хоккеисте расскажет о нелегкой
жизни блистательного игрока под номером 17, покажет нестандартные методы
воспитания хоккеистов, а заодно слегка коснется бюрократизма в партийных
кругах.
Удивительно, но до «Легенды N17» отечественные киноваятели никогда еще так
основательно не брались за биографические спортивные драмы, которые с завидной
регулярностью штампуются на американском конвейере. Обычно от картин данной
категории пресловутым пафосом и штампами несет за километр, однако, картина
«Легенда N17», не лишенная шаблонов вроде стандартной модели отношений
«многообещающий ученик — суровый ментор», на деле оказывается вовсе не
напыщенным и искусственным кинопродуктом, а добротным и чрезвычайно
эмоциональным кинотворением. Здесь история становления выдающегося советского
хоккеиста переплетается с произволом советского партийного аппарата, а изящная
любовная линия, столь нечасто проскальзывающая в данном жанре, ненавязчиво
придает картине лирический оттенок и слегка романтизирует образ именитого
хоккеиста. И все это на фоне советской действительности, с её унылыми пейзажами,
продажными идолами и истинным, таким неподдельным и искрометным патриотизмом.
Козловский, восходящая звезда отечественного кинопрома, при всей своей внешней
несхожести с Харламовым, сыграл здорово и даже придал образу толику драматизма:
вот он висит на тросе высоко над землей, а вот он самозабвенно разносит свою
комнату после очередных издевательств со стороны наставника. Надо сказать, что
сцены с участием замечательного Меньшикова, исполняющего роль легендарного
Тарасова, получились наиболее напряженными и экспрессивными. Из женского состава
отличилась Александра Грепи, сыгравшая эксцентричную мать ведущего героя.
Драйва картины Лебедева хватит на сотню подобных лент, тут страсти хлещут через
край и это действительно победа. В данной работе авторы не паразитируют на
советских ценностях, а как бы воскрешают их, очень аккуратно, с чувством, с толком,
с расстановкой. «Легенда N17» — это, как ни странно, кино прежде всего о
многогранной и всепоглощающей любви. Любви к женщине, к занятию всей жизни, к
родному отечеству. А еще это просто слегка приукрашенная, но, несомненно,
необычайно воодушевляющая история о сильном человеке, который, несмотря на
физическую боль и жизненные неурядицы, переступает через себя и добивается
поставленной цели, не опускаясь до уровня перманентного пьянчуги или грязного
бюрократа.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Helena_Bavtrel
Рецензия от rain 13
Тарасовцы — люди своего
поколения
Ты канадцев видел? Они таких, как эти, даже в шахматы играть не берут (с)
Чтобы стать настоящим человеком нужно уметь совершать поступки. Иногда для
достижения цели необходимо перешагнуть через себя, переломав себя. Многие плюнут
и пойдут более простым путем, но те, кто рискнет, запомнятся на долгие и долгие
годы. История о Харламове, Тарасове и сборной СССР рассказывает именно о таких
людях-глыбах.
Молодой хоккеист Валерий Харламов должен пройти «курс молодого бойца» под
руководством тренера Тарасова, чтобы стать тем, кому суждено совершить то, о чем
другие и мечтать не смеют. Харламов поднимается все выше, но сталкивается с
советским режимом, который поломал многих и может достать и его, если он не станет
играть на их стороне, в итоге хоккеист попадает в аварию, которая может стоить ему
карьеры. Но команда и тренер готовы пойти на все, чтобы вернуть любимого игрока в
спорт, поэтому исход матча с канадцами находится под вопросом.
Николай Лебедев проделал титаническую работу по отбору фактов,
которые должны войти в картину, и которых в жизни Валерия Харламова было не мало.
Режиссеру удалось снять очень бойкий фильм со стержнем, который не дает ему
развалиться на части.
Создатели при помощи минимальных средств смогли перенести зрителей в советское
прошлое, вся использованная графика в фильме не смотрится вычурной, а очень мягко
вливается в происходящее.
Несмотря на то, что сценаристов было много, сюжет вышел цельной историей, с
продуманными и запоминающимися героями и эпизодами, легким юмором и великолепно
поставленными хоккейными сценами. Диалоги, афоризмы и словечки, скорее всего
сразу же после проката уйдут в народ, такими запоминающимися и эффектными
получились они у сценаристов.
Авторам удалось не громоздить сюжетные линии друг на друга, а с помощью
двухчасового с хвостиком хронометража постепенно вводить зрителей в курс дела,
не мешая развитию основной темы, разбавить ее политической линией. Партия, как
основной двигатель всего правильного и важного, показана с уважением и
достоинством, хотя публике объясняют, что она не всегда была права, и боролись с
ней хитростью, а не напрямую.
Затянутое начало объясняется в финале, и ради этого стоит провести в кинозале
более двух часов.
Создателям удалось показать, что один человек не может пойти против системы и
общества, зато команде это вполне по плечу.
Боль, волнение и другие эмоции персонажей переносятся на зрителей со скоростью
летящей шайбы.
Самый мощный мужчина после Жукова, вышел у Меньшикова просто мастерски. Садист,
деспот, прямолинейный, умный и непреклонный человек — мечта любого актера и у
Меньшикова получилось изобразить его так, что зритель восхищается и ненавидит
его с первого появления в кадре.
Данила Козловский получил одну из самых важных ролей в своей карьере, в этом
проекте за ним нет литературного персонажа, он абсолютно живой человек.
Козловский полностью перевоплощается в своего героя, иногда выдавая нотки
духлесовского Максима.
Светлана Иванова с помощью режиссера смогла найти нужный образ, и
неплохо вписалась в проект. Небольшое количество времени проведенное ею на
экране тоже сыграло свою роль.
Оператору Иреку Хартовичу пришлось искать новые ходы для отображения
субъективного взгляда на хоккей, с чем он непревзойденно справился. Игры,
особенно финальная битва, пробирают до мурашек.
Эдуарт Артемьев сочинил один из лучших своих саундтреков, в основном музыка
передает чувства героев и общую гамму эмоций. В нескольких моментах заменяется
секундомером, ударами клюшек и стуками шайб о лед и ворота, что только добавляет
атмосферности и накала страстей.
Стоит восхититься и зрителями, которые в отличие от сегодняшних, проходили свои
«огонь, воду и медные трубы» для того, чтобы посмотреть на любимых игроков. Ни
нормальной техники, ни денег, ни тем более возможности выезда за границу не было,
но люди не отчаивались и все равно пытались наслаждаться миром спорта.
В отличие от «Высоцкого» картина Лебедева рассказывает историю не человека с
резиновым лицом, задвигающегося на задворки сюжета и использующегося только ради
его статуса в стране, а жизненный путь настоящего человека, который сделал себя
сам и добился всего, о чем мог только мечтать.
«Легенда N17» — большое кино о великой стране, которой больше нет и людях, которые
еще могут родиться и попытаться изменить к лучшему современную
Россию.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от rain 13
Рецензия от SiNS
Красная машина.
- Я, что дурак чтоли? Пригласительный билет на допремьерный показ + еда бесплатная,
конечно пойду! Не важно, что я не фанат хоккея и не слежу за играми. Я же видел
Суперсерия СССР-Канада 1972 года? Видел! И про Третьяка, и про Якушева, и про
Харламова немного знаю. Так что меня останавливает?
— Э, ненене. Чувак, погоди, это же отечественный фильм. А в этом году отличный
фильм уже был — это «Метро». Думаешь, российский кинематограф сможет разродиться
двумя хорошими фильмами за год? Что же они будут в следующем году показывать?
Может не стоит, а?
- Но ведь ХАЛЯВА!
- Ладно, уболтал.
Примерно таков был диалог меня с моей же совестью. Жаль, что совесть оказалась
права. Хорошим этот фильм в полной мере назвать трудно. Создатели позиционируют
этот фильм как биографическую драму. Драма есть, не скрою, я даже пустил скупую
мужскую слезу. А вот с биографичной достоверностью всё плохо. Но я не стану вас
утомлять, перечисляя нестыковки с реальной жизнью, уж слишком их много и они
существенные. Зритель же идёт смотреть фильм? Вот о нём и поговорим.
Для начала это кино имеет рейтинг 6+, не знаю, кто и как их раздаёт, но если берёте
на фильм детей будьте осторожны, в фильме показывается обнажённая грудь…
половина обнажённой груди… сиську короче одну покажут!
Валерий Борисович Харламов (Данила Козловский) — выдающийся советский хоккеист,
о становлении которого как легенды мы и должны увидеть сегодня фильм. Только, уже
первые кадры вводят в ступор, а ноги сами, без приказа сверху, хотят вынести тело
из зала. Испания, Энсьерро (прогон быков и убегание от них), Харламов детство. По
идее ключевые кадры, после которых следует напутственная речь от старших и
появление амулета, который он не будет снимать весь фильм. Но если у вас есть
возможность, опоздать на эти десять минут, что идёт сцена, опоздайте.
Поверьте, картинка просто ужасная. Компьютерное совмещение быков и людей,
выглядит очень топорно, сэкономили, также как и на всей дальнейшей графике. Игра
«испанских» актёров на уровне детского утренника. Изображение очень шумное,
возможно это только косяк только «моей» копии, но смотреть тёмные сцены с таким
изображением крайне неприятно, хорошо, что дальше будут показывать в основ
хоккейные арены, и на светлом этого незаметно. В дальнейшем всё это исправляется и
по мере развития фильма, смотреть становится интересно, но, примерно, первый час,
повествование будет рваным и сумбурным. И если остановить просмотр именно здесь,
то фильм заслуживает максимум 4/10
А дальше в активную игру вступает Анатолий Владимирович Тарасов — заслуженный
тренер СССР, которого играет Олег Меньшиков, и фильм преображается. Меньшиков,
просто, вытягивает на себе весь фильм, его игра, его герой… Я даже затрудняюсь
ответить о ком фильм-то, потому что сборную СССР в целом кино не охватывает, упор
делается на Харламова, но именно Тарасов сделал из просто хоккеиста, выдающегося.
Судьба Анатолия Владимировича, гораздо драматичнее (повторюсь, говорим только о
фильме), интереснее, его садистские методы по мотивированию бойцов (он тренер ЦСКА
— Центрального Спортивного Клуба Армии), пугают и веселят одновременно. Да, с этим
героем в фильм приходит юмор, чёрный юмор.
Как-то это сыграно я не могу передать словами, это надо смотреть, только его. Все
остальные актёры, что играли в этом фильме, в подмётки не годятся. Олег Меньшиков
переиграл всех, даже финальный матч, по драматизму, по надрыву, по … Именно в сцене
с ним я пустил слезу, берёт за живое. Он один заслуживает 10/10
И, конечно же, игра. Первая игра суперкубка, по итогам которой Харламов был
признан самым результативным игроком. Не смотря на, что я видел оригинальную игру
(и опять же многое не сходится), я чуть не съел палец, пока смотрел её
кинематографичную версию. Карикатурные канадцы, все с жевательной резинкой во
рту. Сразу вспоминается сцена из «Годзиллы» 1998 года с Жаном Рено: « — А, что это вы
все жуётесь? — Так мы больше походим на американцев!» Присутствующая в зале
юношеская хоккейная команда создавала атмосферу, реагирую на каждый забитую
шайбу аплодисментами, вот это я понимаю 4D. Но после просмотра этого матча
создаётся впечатление, что Валерий Борисович, на себе вывез всю игру. А где
великолепная игра Третьяка, Якушева? Где сборная??? А ведь в середине фильма это
посвящена отдельная сцена, учиться играть командой.
В итоге от фильма остаются смешанные чувства, ужасное начало, хороший конец,
великолепный Меньшиков. Женщины/девушки по выходу из зала говорили, что фильм
хороший. Видимо харизма Козловского берёт своё. И драма, хоть и развернувшаяся в
самом конце, тоже доставляет. Но небиографичность, ужасные спецэффекты и игра
всех остальных актёров, дают фильму большой крен на левый борт. Смотреть стоит
только ради sexy-попки Данилы (да-да, там сцена в душе), ради Олега Меньшикова и если
вы ничего не знаете о хоккее, но не против посмотреть фильм о нём. Тем, кто хочет,
что-то узнать о Харламове, смотреть не рекомендуется.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от SiNS
Рецензия от
anomalous
Только что с сеанса «Легенды N17».
Фильм мне понравился, но честно скажу, ожидал намнооого большего… Наверно этому
поспособствовал критический ажиотаж, который творится сейчас вокруг фильма
Лебедева в рунете.
Очень уж много намешано в «Легенде…»: и классическая история «из грязи в князи»,
и слащавые сцены с Испанией, и любовная драма, и спорная линия с автокатастрофой, и
личная драма Тарасова, и политические интриги в кулуарах Кремля и т. д. и т. п. И
притом, что фильм номинально про хоккей, самого хоккея в нем ощутимо мало.
Режиссер с маниакальным упорством пытается рассказать зрителю сразу несколько
параллельно развивающихся историй, и как водится, часто запинается в них, местами
напрочь сбивая динамику повестования. И вся эта мешанина сценарных линий
привносит в фильм болезненную сумбурность и рваность.
Не поразили и актеры. Козловский например на порядок убедительнее «истерил» в
Духless`е; никакой гениальности (как многие уже успели отметить) в игре Меньшикова я
не увидел, а вот сногшибательной патетичности в нем хоть отбавляй; Иванова —
серая мышка; хорошие актеры Щербаков и Екамасова пребывают в кадре чисто для
галочки; отдельного упоминания заслуживают разве что Нина Усатова и Владимир Меньшов, которые, несмотря на незначительность ролей,
смогли воплотить на экране яркие и запоминающиеся образы.
Минусом «Легенды N17», к сожалению, стали и спецэффекты в фильме. Даже в реалиях
российского кино… Топорно нарисованные быки и ласточки, бросающиеся в глаза
компьютерность задников явно не играют на руку их создателям.
Но несмотря на все вышеперечисленные недостатки в фильме чувствуется (хоть и
хромая) драматургия, которая неплохо играет на чувстве патриотизма наших
зрителей. А немногочисленные хоккейные баталии поставлены до того
изобретательно и «драйвово», что руки невольно начинают теребить подлокотники
кресел, а коленки нервно подрагивать — ощущаешь, что ты и сам побывал на
стадионе.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от
anomalous
Рецензия от katrin_m92
Долго думала, какой
заголовок поставить в начале своей рецензии, но так ничего и не придумала. И не
потому, что мне нечего сказать. А наоборот, потому что слов слишком много и я не
знаю, с чего начать.
Для начала, пожалуй, стоит сказать, что фильм «Легенда N17» был для меня одним из
самых ожидаемых фильмов 2013 года. И чем больше приближалась премьера, тем больше
неуверенности во мне появлялось. «А стоит ли идти?» — думала я. Но все-таки пошла. И
не прогадала. Фильм получился замечательным во всех отношениях. Я не буду
пересказывать сюжет (кто хочет — тот пойдет в кино и посмотрит), я лучше
остановлюсь на тех впечатлениях, которые подарил мне фильм. Давно не было такого,
чтобы все два с хвостиком часа я сидела, не шелохнувшись, вцепившись в
подлокотники кресла, и неотрывно следила за тем, что происходит на экране. Я
смеялась, переживала, злилась и как будто побывала там, в далеком 1972. Я как будто
сама пережила все то, что произошло с Валерием Харламовым. И после просмотра
первое желание — это пойти и почитать про его жизнь, про жизнь великого тренера
Анатолия Владимировича Тарасова, побольше узнать о них, пересмотреть
Суперсерию-1972. Фильм вызвал во мне бурю эмоций, которая не утихает до сих пор.
Конечно, такой эффект сложился благодаря ряду факторов. Во-первых, благодаря
режиссерской работе Николая Лебедева. Во-вторых, благодаря тому объему труда, сил
и эмоций, который вложили в своих персонажей Данила Козловский, Данила Меньшиков,
Владимир Меньшов и другие.
После этого фильма у меня появилось чувство гордости. Я горжусь тем, что живу
именно в этой стране. И считаю, что подобные фильмы просто необходимы, чтобы
напомнить нам, кто мы есть.
И что бы там ни говорили, я уверена, что российское кино все-таки не такое уж и
безнадежное. При нужном подходе и правильной мотивации мы умеем снимать хорошее,
качественное кино. Я думаю, что оно скорее живо, чем мертво. И это вселяет оптимизм.
P.S. Давненько я не видела, чтобы зал аплодировал фильму после просмотра. Для меня
это весьма важный показатель зрительской любви.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от katrin_m92