О фильме:
Одним холодным зимним днем над территорией Норвегии разгорается жаркое сражение
двух самолетов — немецкого и английского. В результате столкновения обе машины
получают серьезные повреждения и падают в глухом норвежском лесу. Здесь, в
изоляции от внешнего мира, враги вынуждены выживать вместе. Тяжелые условия и
необходимость поддерживать друг друга постепенно превращают врагов в
товарищей...
Выпущено: Норвегия, Швеция / Eurimages, Film i Väst, Medienboard Berlin-Brandenburg, Zentropa
Entertainments Продолжительность: 01:37:41 Озвучивание: Профессиональное (многоголосое)
Рецензия от Rimeyer
1940-й. В бою над территорией Норвегии немецкий
бомбардировщик и английский истребитель получают повреждения и вынужденно
садятся где-то в снегах. Начинается снежная буря. Трое немецких пилотов и двое
английских случайно выходят к одной и той же охотничьей хижине — немцы,
вооруженные пистолетами, берут англичан в плен. Немецкий лейтенант Хорст Шопис
куском угля делит дом на две части — немецкую и английскую половины, и пытается
удержать контроль над ситуацией. Английский капитан Чарльз Дэвенпорт тихо
говорит своему стрелку Смиту, чтобы тот непрерывно доводил немцев. Но буран не
кончается, из еды — мешочек овсянки, а у одного из немцев гниёт рана на руке.
Обстоятельства вынуждают к сотрудничеству, но как будут сотрудничать
непримиримые враги?
Этот фильм, хоть и военный, начисто лишен всякого «экшена» и стандартной героики
— перед нами психологическая драма в уникальных обстоятельствах. В охотничьей
хижине столкнулись реальные люди, а не шаблонные персонажи из фильмов о войне. Не
будет жестоких и злых немцев-тюремщиков и героических англичан, а также слабых
солдат, которые не хотят воевать. Да никто не хочет воевать и убивать! И англичане,
и немцы здесь — обычные парни: молодые, храбрые, в этих странных обстоятельствах
слегка растерявшиеся.
Немецкий лейтенант Шопис — не слишком уверенный командир: должность обязывает, а
настоящего лидерства за ним нет. Раненый немец Шварц — кажется, самый молодой из
них (его сыграл Дэвид Кросс — тот самый парень из фильма «Чтец») — цитирует «Майн
Кампф», с ненавистью глядит на вражеских пилотов, а потом заходится в горячке.
Здоровый увалень Штранк, вопреки шаблонам, здорово рисует. Из англичан —
симпатичный капитан Чарльз Дэвенпорт и его стрелок Смит (Руперт Грин из «Гарри
Поттера») — вполне обыкновенные ребята.
Буря усилится, а вражда будет спадать — и разговоры пойдут самые разные: от
девчонок (в фильме нет ни одной женщины, но о них говорят, конечно) до причин войны.
Англичане упрекнут немцев в захватничестве, немцы справедливо ответят: но вы же
сами такие — захватили пол-мира! А самые душевные разговоры начнутся, конечно, о
личных судьбах.
Легко увидеть в фильме некое панибратство европейских наций. Мол, они даже не
сражаются по-настоящему: всё у них какие-то взаимные благородные жесты,
куртуазные войны — на манер того, как Наполеон в своё время жаловался Александру I
на русских партизан, которые воюют «не по правилам». Но «Снежная тюрьма»
показывает встречу не англичан с немцами: речь про любых нормальных людей,
обыкновенных, с понятными ценностями, которые волей их стран объявлены врагами
друг другу. В маленькой хижине, когда они оказались лицом к лицу, локоть к локтю —
война между ними кажется иррациональной, невообразимой, ненужной.
«Снежная тюрьма» удивительно «цепляет». Картина почти целиком состоит из
разговоров, но они не нудные, а наоборот — живые, интересные, и развивающийся
конфликт увлекает. Полтора часа пролетают незаметно. Всё действие происходит в
крошечном домике, между пятью людьми в толстой одежде — но неожиданно фильм
оказывается красивым: искренние лица героев, рассказывающих о личном, и образы
северной природы запоминаются. Все актёры сыграли великолепно — герои
получились настоящими, им веришь.
А самое интересное: история, рассказанная в картине, правда произошла 27 апреля 1940
года вблизи городка Гротли в Норвегии. Хорст Шопис на момент
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Rimeyer
Рецензия от bor-np
Весна 1940 года. Над норвежскими горными
кручами сбивают друг друга английский истребитель и немецкий бомбардировщик. А,
может, и не друг друга. Воздушный бой остается в экспозиции за кадром. Факт в том,
что трое бойцов «Ноу кампф» оказываются на неприветливой норвежской земле.
Точнее, на снегу, в снегу и на ветру. В общем-то, там же оказываются и их
англоязычные противники.
Волею судьбы и те и другие выходят на одну и ту же охотничью заимку. Дальнейшая
фабула искушенному зрителю понятна. Надо выжить.
Действительно, благодатная тема. В пропитанном идеологической нетерпимостью
СССР она не слишком-то поддерживалась. Разве что Василь Быков, да и то, с
героически-самопожертвованным пессимизмом «пойти и не вернуться». Уже в
российские времена случилась по-кинематографически замечательная «Кукушка», со
столкнувшимися русским медведем и финским, в объятиях простосердечной суомочки.
В отличие от, европейская культура образцы взаимодействия смертельных
неприятелей исправно выдавала на-гора. Тут и ремарок не надо, достаточно
вспомнить одного Ремарка.
Вот и нынешний кино-рассказ погоды не испортил, не взирая на норвежскую метель.
Пяти бойцам противоборствующих армий пришлось обратиться к запасникам лучших
человеческих качеств, среди которых не нашлось места ненависти. И это правильно.
Потому что перед лицом смерти люди друг друга не едят. Как и другие не менее
организованные животные.
Честь, достоинство, порядочность, милосердие и в топку «Ноу кампф»!
Особою достоверность история приобретает в силу того, что не придумана, и у
реальных героев по окончанию войны была историческая встреча в 1972 году.
Да и по-киношному фильм сделан хорошо. Без соплей, без пафоса, без
душераздирающего «не-е-ет!» На фоне обворожительно сдержанной норвежской
природы.
С крепкими артистами-вчерашними пацанами, уже срастившимися с не по одной
заметной ролью.
И последнее. Почему-то кажется, что таких историй на самом деле было больше, чем о
них рассказывают. Потому, что порядочных людей больше, да и в ситуациях экстрима, в
общем-то, только потому и выживают. Когда вместе.
А война подождет. Есть в жизни кое-что и поважнее.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от bor-np
Рецензия от illia
История, снятая по реальным фактам. История, которую наконец-то решили
экранизировать и положили в основу этого фильма. Фильм, на который, я уверен,
найдутся злые языки, смешав с грязью и героев, и их действия. Впрочем, как и всегда.
Такова жизнь.
Пройдусь коротко по съемочной группе.
Режиссер
Петтер
Несс снял отличные фильмы (хотя их и немного), за исключением «Муравьи под
юбкой» (по мотивам немецкого «Муравьи в штанах», я так полагаю?). Вроде и ничего, но
обратите внимание на две вещи.
Первое — это то, что у него все фильмы — отличные (кроме одного). А это значит, что
он не берется за откровенную ерунду. Значит, этот фильм обещает тоже быть
отличным. И это действительно так.
Второе — это то, что он норвежец. Так что забудьте о тупых шутках, о надоедливым
уже пафосе, которым часто пропитаны американские военные фильмы, о пустой
трепотне. Норвежцы люди хладнокровные и сдержанные. Точно такой же и получился
фильм. Не нудный. Не затянутый. Крепкий, как норвежцы.
Кстати, Петтер Несс и сценарист этого фильма. Это уже второй его фильм по его
сценарию.
Актеры
А здесь сюрприз. Нет смысла каждого описывать, лучше взгляните на фильмографии
актеров. Тут вам и «Ленин, гуд бай», и «Гарри Потер» и пр. не малоизвестные
картины.
Мораль
Войну ведут глупые и расчетливые клоуны, которые после всего этого забудут весь
этот цирк.
«Апокалипсис сегодня»
Войны ведут генералы. Солдатиками. Генерал приказал — солдатик побежал. Генерал
решил — солдатик воплотил. А кто-то подумал, а нужно ли все это солдатику?
На поле боя солдаты, сталкиваясь со своим противником, пылая яростью и злобой,
готовы уничтожить все и вся, даже не задумываясь, а зачем? Вспомните описание боя
Анри Дюнаном, основателем Красного Креста (такой треш даже киношники не
снимали).
Но вот оказались наши солдаты подальше от поля битвы — и вот чудо! Всякая
«правильная» злость к противнику улетучивается по инерции, а на ее место приходит
«неправильное» дружелюбие.
Почему они вдруг изменились? Может потому, что оказались вне зоны влияния
«правильных» генералов? Может потому, что изолировавшись от этого мира организм
получил возможность нормально восстановиться и они восстановились в людей (если
так можно выразиться)? По-моему, так и есть. Это подтверждает и их поведение в
хижине, поведение после хижины и… А вот дальше рассказывать не могу. Смотрите
фильм. До самого конца, до титров включительно. Это один из немногих фильмов,
который учит чему-то. И учит полезному.
Пока фильм будет пользоваться литературными и театральными источниками, из него
ничего не выйдет.
Фернан Леже
Наш фильм пользовался таким источником, как жизнь. И предназначен для тех, кто
знает, какова настоящая, не киношная жизнь.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от illia
Рецензия от AJ-Phoenix
Наконец-то посмотрел данную
картину. Да, это не оскароносное кино. Да, это не «20-й век Фокс», «Юниверсал» или
«Коламбия». И да, это не Голливуд и даже не англоязычное кино. Но это интересное
кино. Это поучающее кино. И не нужны никакие спецеффекты, что бы сделать его
пригодным к несколькоразовому просмотру. Здесь достаточно реальных событий,
происходившие в конце апреля 1940 года, хороших актёров и продуманный сценарий.
Вряд ли любой современный блокбастер получился бы интересным, если бы действия
происходили лишь в одной старой, забытой Богом и людьми, хижине, не было бы ярких
перестрелок и взрывов и потасовот типа «стенка-на-стенку». А хотя здесь бы это
смотрелось уместно, учитывая, что фильм о войне. А правильнее сказать — об одной
из частичек Второй Мировой, где на заснеженных землях Норвегии столкнулись
английские и немецкие солдаты.
Можно сказать, что это — военный фильм. Но в то же время, это не совсем так. Да,
действие разворачивается в военное время, но не совсем в военном месте и
положении. Когда трое немецких военных, один из которых ранен, и двое английских
встретились где-то посреди заснеженных гор в самую пургу, пусть они, как им
взывает их национальности и мундиры, и встречаются, как враги, но по прошествии
небольшого отрезка времени им приходится рано или поздно снять свои медали и
военную форму, под которой обнажается душа каждого из них, которая на самом деле
не хочет войны, а хочет, что бы это безумие поскорее прекратилось. Под формой
каждого из них скрывается обычный добрый отзывчивый человек, у которых была своя
жизнь, свои ценности и свои желания делать то, что им нравится, но которые просто
вынуждены были воевать и убивать просто потому что их командиры так захотели. И
когда они встречаются, то уже не имеет значения, что они должны быть врагами, как
было объявлено их командирами. Им уже просто не до этого, ведь теперь здесь, в этой
снежной тюрьме, им предстоит встретиться с самой природой и вступить с ней в
схватку за свою жизнь. И против суровых условий природы им приходится
объединиться, как самым настоящим боевым товарищам.
В центре всего пять персонажей и одна хижина, но кино не смотрится скучно и уныло.
Я посмотрел его только что и готов пересмотреть ещё. Здесь нет обильного
кровопролития, типичного для Второй Мировой. Здесь нет взорванных истребителей
или горящих танков. Здесь даже нет тупых шуток по всем форматам Голливуда. Тогда,
что тут вообще может быть интересного, спросите вы? А вот посмотрите сами — уметь
надо такие фильмы снимать.
В народе давно закрепились стереотипы, что немцы в годы войны — были редкие звери.
Но в данной ленте при их первой встрече с англичанами казалось, что если в этом
фильме и есть, кто отрицательные персонажи — это англичане. Именно они были
провокаторами ссор. Однако по ходу сюжета выясняется, что все они просто хорошие
люди, вот и всё…
Немецкий лейтенант Хорст Шопис (Флориан
Лукас) — является главным в тройке попавших в этот холодный ад немецких
солдат. Но по нему видно, что он слишком мягок для своего звания и здесь он скорее
по воле войны, нежели по своей собственной. Но он, наверное, здесь самый
человечный. Это уже становится понятно тогда, когда он начинает относиться к
англичанам, как к гостям, которые пришли на чай (немцы раньше набрели на хижину и
поэтому успели даже слегка обосноваться)
Вольфганг Штронк (Стиг Хенрик Хофф) — здоровенный немецкий молчаливый
(поначалу) вояка. Его становится жалко больше всех, когда понимаешь, что у него
есть семья, трое детей, деньги. Конечно, он любит свою семью, но его работа — вот
его несчастье, а фронт — оказался единственным выходом из этой рутины. Но и здесь
он не нашёл ничего хорошего и в руках он предпочёл бы держать кисть художника,
нежели оружие. Но один раз он уже взял оружие в руки и теперь ему просто не суждено
вновь взять кисть.
Йозеф Шварц (Давид Кросс) — эдакий вечный паникёр, ещё совсем молодой парень,
который явно оказался на войне по ошибке. Он не хочет воевать, как и все,
оказавшиеся здесь.
Роберт Смит (Руперт
Гринт) — вот тот, кто заставил меня главным образом посмотреть данную
картину. Всё-таки нравится мне этот парень — он ещё во времена Гарри Поттера
доказал, что у него может быть светлое актёрское будущее и хорошие роли. Здесь же
его герой привносит веселье своими остроумными фразочками и выходками, при этом
оставаясь серьёзным. Пусть и по настоянию своего капитана Чарльза Дэвенпорта
(Лаклан Нибор), но он постоянно лезет на рожон и провоцирует немцев на агрессию. На
протяжении всего фильма меня не оставляло ощущение, что он в результате добьётся
того, на что напрашивается.
Сам же капитан Дэвенпорт так же не напрашивался во враги к немцем. Более того,
после войны они с Хорстом Шописом стали друзьями.
Музыкальная дорожка здесь, в основном, только одна, но очень удачная. Пейзаж
великолепен. Звук — ни больше, ни меньше. Игра актёров — на высоте. А смысл очень
простой: Все люди товарищи, связанные братскими узами и не должны быть врагами. И
никакая война не должна заставить хоть на минуту их забыть об этом.
8,5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от AJ-Phoenix
Рецензия от Андрей Александрович
Тема
сосуществования и сотрудничества в экстремальных условиях вчерашних
противников широка и благодатна. Можно вспомнить отечественную «Кукушку» и
«Четыре дня в мае», американские «Ад на Тихом океане», «Майор Данди» и «Враг мой»,
немецкий «Сталинград». Теперь к этому списку можно добавить и норвежскую
«Снежную тюрьму».
Сюжет фильма прост — весной сорокового года, в разгар британско-германской гонки
на тему — кто быстрее займет Норвегию, немецкий бомбардировщик терпит крушение в
норвежских горах. Три выживших пилота забиваются в пустующую охотничью хижину. На
улице снежный буран, один из пилотов ранен и остается только ждать, когда
распогодится. Чуть позже эту же хижину обнаруживают два британских летчика, так
же сбитых. Вот и вся завязка истории.
В оставшееся время пять летчиков будут поочередно брать друг-друга в плен,
ругаться, мириться, подъедать крошки овсянки, случайно оставленной в хижине
охотниками, охотиться с пистолетами на оленей и проводить ампутацию в походных
условиях. В итоге зрителя ожидает нехитрая, но все-равно верная мысль, что люди все
одинаковы и по своему неплохи, войны бессмысленны и вообще, лучше пить шнапс на
заснеженной горе и кататься на лыжах, чем до одури палить друг в друга.
Режиссура действительно неплоха. Несмотря на ограниченное пространство и
количество актеров действие и картинка не теряют динамизма, полтора часа фильма
пролетают в один момент. Сама история показалась в начале несколько надуманной,
но в финале фильма появляются титры, повествующие о реальности всего
происшедшего. Вот уж действительно — чего на войне не случится…
Резюмируя — можно посоветовать смотреть этот фильм. Петер Несс создал
действительно хорошее военное полотно, без излишнего сентиментализма,
ура-патриотизма и картонно-надуманных штампов.
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Андрей Александрович
Рецензия от Monah_kavkaz
Излишне политизированные
рецензии, неуместное упоминание Василя Быкова и очередное появление на свет
изъетого молью призрака кровавого совка в духе жертвы лоботомии мадам
Новодворской — всё это побудило меня на создание этой рецензии.
В 1940-м году над снежной Норвегией сбивают немецкий бомбардировщик и английский
истребитель. Три кровяные баварские сардельки добираются до горной хижины,
похоронив своего товарища, погибшего в бою. А два чайных пакетика из Англии
приходят на уже обжитую территорию без оружия.
Все пятеро оказываются в одной хижине посреди бушующего бурана.
Состав сборной Германии: лейтенант бомбардировочной авиации Шопис, молодой Шварц
(раненый в левую руку, читающий «Майн-Кампф» и преданный Гитлеру как малолетка
розовому мишке) и Штранк (взрослый, рассудительный, молчаливый и развитый
физически, чем кто-либо в хижине).
Состав сборной Англии: капитан Дэвенпорт (интриган с голливудской улыбкой) и
стрелок Смит (воплощение постулата — «я рождён для счастья, а думать мне скучно»).
В замкнутом пространстве и в экстремальной ситуации между ними возникают
непростительные для военного времени отношения. И непростительные логические
ляпы! Несмотря на гуманный приём фашистами (Фашистами!!!) англичан, последние всеми
силами пытаются их вывести из терпения. Настолько, что и в мирное время можно
заработать повод посещения стоматолога.
Понятно, что для выживания (и последующего взаимоуничтожения) необходимо
объединиться, что они и делают, когда, по самой надуманной нелепости, оружие
переходит из рук в руки, и это начинает раздражать не только героев, но и зрителей.
Несмотря на то, что у молодого Шварца начинается гангрена, вся остальная компания
занимается разговорами, а Смит (даже мне, русскому, было жалко смотреть на
мучающегося паренька) продолжает прикалываться над ним.
До конца рассказывать не стану.
Приятно обрадовал ненавязчивый, но очень гармоничный саундтрэк и операторская
работа. Но актёров это не спасает…
Отношения между героями отдают фальшью. Сюжет благоприятный для талантливых
актёров — совершенно противопоказан актёрам этой картины. Только Дэвид Кросс
(Шварц) выкладывается полностью. Да и сложно поверить, что в течении недель
фашисты могли терпеть издевательства англичан.
И (высокая превысокая истина фильма) истина фильма состоит в противлении простых
солдат войне, как порождению большой политики! Но! Все эти прописные истины не
раскрыты до конца. Не упоминают в диалогах Мюнхенский сговор и поддержку режима
Гитлера против немецких коммунистов и прочее.
Да и свежо предание! Как минимум странно смотреть на семейные взаимоотношения
англичан и немцев. Ведь народ ещё помнит о сотнях тысяч солдат и мирных жителей,
которых похоронил под своими бомбами бомбардировочный легион «Кондор» в
Сталинграде и десятках наших городов.
Атмосфера фильма больше походит на «Красный барон» или «Счастливого Рождества» о
Первой Мировой, когда братание стало одной из проблем, т. к. солдаты не желали
драться в этой «семейной сваре» (крон-принц Австро-Венгрии был дальним
родственником короля Англии, а король Георг 5 был двоюродным братом Николая 2).
Как и мой предшественник рецензент, я «предвижу» негатив от тех, кто воспитан на
«сенсациях» о той войне от нашей ангажированной прессы и сериале
«Восьмидесятые». Видимо для них и писались все эти политизированные мнения. Но,
кто думает — поймёт, а кто нет…
Итог: посмотреть стоит (после просмотра «Они сражались за Родину» и
«Освобождение»),
5,5 из 10
P.S.: «А самое интересное: история, рассказанная в картине, правда произошла 27
апреля 1940 года вблизи городка Гротли в Норвегии.» Так и есть, вот только провели
немцы и англичане в хижине только одну ночь, а утром их всех арестовали.
Взаимоотношения между командирами появились только в 1977. И немецкий
бомбардировщик лежит на прежнем месте, только мне показалось, что его до сих пор
подкрашивают.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Monah_kavkaz