О фильме:
После смерти отца начинающий нью-йоркский писатель Сэл Парадайз знакомится с
молодым и очаровательным Дином Мориарти, только что вышедшим из тюрьмы и женатым
на соблазнительной красотке Марилу. Они мгновенно становятся неразлучными
друзьями. Стремясь к свободе, Сэл, Дин и Марилу порывают с условностями жизни и
отправляются в путешествие навстречу миру, людям и самим себе.
Выпущено: Франция / Великобритания / США / Бразилия, MK2 Productions / American Zoetrope /
Jerry Leider Company Продолжительность: 02:19:42 Озвучивание: Дублированное [лицензия]
Рецензия от Rider
Дорога — это нечто большее, чем просто полоса
земли, предназначенная для передвижения. Дорога — это Путь, наполненный
ярчайшими моментами, воспоминаниями, ощущениями, которые никогда не повторятся,
которые в каждом своем моменте расскажут идущему, кто он такой, и какое место в
мире ему предназначено. Каждая встреча сулит новый диалог, новую «болтовню о том о
сем», новые разговоры, которые раскрывают личность и помогают найти то, что ты
ищешь — будь то отец, потерянный в странствиях, друг, которым дорожишь, или просто
эмоции, а может и самого себя. Дорога — одна из лучших основ почти для любого
фильма, здесь можно раскрутить до безумия внешний ритм картины (интрига,
случайные встречи, погони, опасности, неожиданности), а в моментах остановок
благодаря внутреннему ритму довести зрителя до полного погружения (одежда героев
в разных моментах, взгляды, молчание, прикосновения — все, что закрутит мысли
внутри смотрящего). Сюжет дороги дал название целому жанру игрового и не игрового
кино — роуд-муви. Думаю, именно к этому жанру можно отнести фильм режиссера
Уолтера Саллеса «На Дороге», который побывал участником основного конкурса
Каннского кинофестиваля 2012 года, и стал фильмом открытия фестиваля «Другое
кино».
Когда-то, в начале 80-х Фрэнсис Форд Коппола хотел снять фильм на основе великого
одноименного романа эпохи битников Джека Керуака — «На Дороге», но сложилось так,
что первым стал Уолтер Саллес, известный по фильму-биографии «Че Гевара: Дневники
мотоциклиста». Новая картина Саллеса может похвастать действительно мощным
актерским составом: исполнителями главных ролей стали молодые актеры Гаррет
Хедлунд, Сэм
Райли, Кристен Стюарт, Том Стёрридж, которые и
задали фильму необходимый драйв и безумство. По искрам в глазах можно судить, что
ребятам не только нравятся их роли, но и желание путешествий, молодежного
безумства живет в каждом из них. Думаю, что для такой картины это немаловажно. Но,
на мой взгляд, Вигго Мортенсен и Кирстен
Данст не совсем вошли в роль, хотя это, возможно, лишь мое ощущение. В моем
воображении Берроуз более безумен, и его глаза… ну никак не могут быть глазами
Мортенсена, а Кирстен Данст просто не совпала с образом в моей голове.
Как экранизация романа фильм отличный. Уолтер Саллес отметил: «Моя задача как
режиссера экранизации — заставить зрителя вспомнить свой самый первый опыт
прочтения „На дороге“, и я думаю, что у него это получилось. Возможно, этот
роуд-трип действительно не отпустит зрителя долгое время после выхода из
кинозала. Единственное, чего мне несколько не хватало в этом фильме —
„триеровской“ камеры с руки. Думаю, это добавило бы эффекта путешествия и
придало бы картине еще больший взбалмошный шик. Хотя, такая манера съемки хотя бы
в 30% сцен утомила бы зрителя, тем более, что фильм довольно длинный — почти два с
половиной часа. В остальном, визуальная часть фильма — цвет, свет, планы —
замечательно передают стилистику времени битников и в целом дух путешествий, а
при просмотре даже иногда чувствуется привкус виски и пыли во рту.
В картине «На дороге» режиссеру удалось с легкостью раскрыть характеры героев, их
цели и стремления, их мысли и чувства, и не нужно прилагать никаких усилий и
излишних философствований, чтобы понять их поступки или поведение в какой-либо
ситуации. Все просто и прозрачно, и благодаря этому картина смотрится легко и ярко
— как жизнь Дина Мориарти, который горит ярким пламенем, освещающим огромную
массу уголков внешнего и внутреннего мира себя и своих друзей, а потом сгорает и
остается у «разбитого корыта». Молодость — прекрасное время, когда можно все и
ограничивающих тебя рамок еще совсем не много — но будьте аккуратны, нынешние
искатели себя в этом огромном мире!
«… и никто, никто не знает, что со всеми случится, если не считать позабытого
тряпья старости, я думаю о Дине Мориарти»
Д. Керуак «На дороге»
P.S.
Зачастую фильм для меня раскладывается в нескольких спектрах восприятия:
1 — эффект во время просмотра — будоражит ли фильм, интригует, вдохновляет,
медитативно погружает и т. п. По этому критерию фильм «На дороге» довольно
удачный.
2 — эффект в первый час после окончания картины: как выныриваешь из воды — сколько
времени будешь «обсыхать». Здесь данный фильм, как и любое роуд-муви, не имеет
сильного эффекта. Первый час после просмотра не является каким-то особенным, т. к.
в такого рода картинах нет огромного, бьющего по восприятию груза мыслей и
чувств.
3 — эффект после того, как «переспишь» с фильмом, т. е. на следующий день — и, к
сожалению, тут фильм «На дороге» так же ничего особенного не оставляет. На этом
этапе чаще всего оказывают сильное действие картины с глубоким, нераскрытым до
конца смыслом, с ворохом разноплановых чувств и выводов, которые делает уже сам
зритель, раскрывая себя самого.
4 — эффект, который познаешь через некоторое время после просмотра фильма —
воспоминания, выводы, чувства, заставляющие пересматривать шедевры
кинематографа. Тут должно пройти время, хотя, кажется, «На дороге» — это фильм,
который можно посмотреть, восхититься, удовлетвориться хорошим кино и после
спокойно оставить его где-то в копилке своих воспоминаний.
Как то так получилось, что будучи совсем не зная о том кто такой Джек Керуак, и не
прочитав описания его книги «На дороге» я все таки купила её. Хоть я не знала о
Керуаке ничего, но имя его мне было известно. И если быть честной, то после
прочтения книги остались смешанные чувства. Позднее узнав, что скоро по ней
выйдет фильм, я стала с нетерпением ждать его.
Однажды парень по имени Сэл Парадайз знакомится с молодым и беспечным Дином
Мориарти. С тех пор жизнь Сэла в корне меняется. Он отправляется в путешествие
автостопом до Денвера, где его ждет Дин со своей возлюбленной Мерилу.
Лично меня книга Керуака привлекла своей простотой, свободой, а главное жаждой к
путешествию. У меня всегда была жажда к путешествиям и не конкретно по
достопримечательностям, а именно как главные герои — на машине из города в город.
Но в книге есть плюсы и по мимо этого. К сожалению создателям не удалось в полной
мере перенести на экраны всё то, что внес в книгу её автор. Но создатели добавили
что то свое и в основном со своими «ингредиентами» они переборщили.
Один из самых главных плюсов фильма — это актерский состав. Да, основа фильма —
это молодежь, но за то какая молодежь! Талантливая молодежь. А во второплановых и
третьеплановых ролях уже давно небезызвестные личности: Вигго Мортенсен, Стив
Бушеми и Кирстен Данс.
Сэм Райли(Сэл Парадайз) знаком мне по фильму Антона Корбайна «Контроль» и всё что
я могу сказать об этом парне, что он стоящий актер, но не отличный. Хотя с годами
вполне может стать отличным актером. Сэл хочет написать книгу, но у него что то не
получается, он не знает с чего начать, а дружба с Дином дает ему новые возможности,
новые приключения, которые ему помогают в написании книги. Дин для Сэла что то
вроде музы.
Больше всего впечатлил Гаррет Хедлунд с которым я ранее сталкивалась, но не
обращала на него внимания. Он создал именно такого Дина Мориарти, которого я
представляла читая книгу. Дина волнует только его любимая Мерилу (хотя в
последствии мы понимаем что не только она), машины, дороги и наркотики. Дин живет
дорогой. Он просто идет вперед по жизни и не особо задумывается о том что оставил,
что мог бы оставить и что с ним в конце концов будет. Конечно, на первый взгляд
парень, который вечно встречает гостей голым, может казаться странным, глупым и не
самым лучшим другом для вашего сына, но на самом деле Дин просто несчастный
парень, судьба которого сложилась не так удачно как у других.
Очень порадовал Том Стёрридж сыгравший Карло Маркса. А конкретнее игра Стёрриджа,
потому что доводилось его ранее видеть, но не в таких ролях, и потому была
неуверенна, что он справится. Карло Маркс странный молодой человек, который вечно
под воздействием наркотиков(в основном бензедрина(амфетамин), и остальные тоже
обычно развлекаются этим же видом наркотиков), что ему не мешает, а скорее даже
наоборот — помогает. Помогает в плане того чтоб веселить всю компанию и писать
странные, но неплохие стихи.
Об игре Кристен Стюарт(Мерилу) в принципе ничего особенно плохого не могу сказать.
Сыграла на уровне. Я думала, что она не сможет сыграть Мерилу достаточно хорошо, но
я ошибалась. Стюарт вполне неплохо перенесла этот книжный образ на экраны. Мерилу
молодая, красивая и безнадежно влюбленная в Дина. Она понимает, что Дин с ней не
будет всегда, но не может ничего поделать с собой. А полюбить Сэла(который в неё
влюблен) она насильно не может.
Фильм показывает нам ребят, которые брали от каждого дня всё возможное и
старались растянуть молодость на очень долгое время. Эти ребята — это потерянное
поколение. У каждого из них была какая то мечта, желание, но они не знали как их
воплощать. И всех героев объединял один человек, который становится для каждого
самым лучшим другом. И не то чтобы все видели в нем чуть ли не Бога или провидца
какого нибудь, нет. Просто Дин стал тем, кого им всегда не хватало.
Рано или поздно каждый из нас находит своё место в этой жизни, а до тех пор мы
просто идем вперед. Мы встречаемся с разными людьми, которые так или иначе меняют
нашу жизнь. И мы никогда не забываем этих людей как Сэл Парадайз никогда не
забывал Дина Мориарти.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия
от 1vka1397
Рецензия от
Hunger
Постоянные гуляния, аскетический образ жизни с бесконечными
путешествиями по Америке без цента в кармане, секс и виски, виски, виски.… Такова
жизнь начинающего писателя, или заядлого бродяги, как будет угодно. Если Сел или
кто-то из его друзей будет испытывать жизненные трудности, как то остаться без
ночлега или прийти с пустым желудком в самый канун Нового года — друзья всегда
придут на помощь, потому что эта дружба находится за гранью пониманий сегодняшний
реалий. Реалий интернета или мобильных телефонов, по которым всегда будет ясно,
где ты находишься или что ты куришь в громкой компании где-нибудь за городом.
Сел как никто другой был человеком своего поколения и прекрасно понимал, что
работа — не то, чем он хотел бы заниматься по жизни. Писательство — вот его
основная цель, ради которой он, быть может, и затеял эту дружбу с таким поддонком,
как Дин. Полет мысли, а там, где не хватает фантазии, то — пожалуйста! море
наполовину комичным, наполовину драматических ситуаций, которые выглядели бы на
страницах книги на все сто процентов. Наверное, в те времена это действительно
было так легко: встречаться, расставаться, снова сходиться, изменять, без всяких
сторонних мыслей о каких-нибудь алиментах или страха потерять свое положение или
статус в социальном обществе.
Таких людей, как Дина довольно тяжело понять, не будучи таким сам. Поддонок и
одновременно вселенская любовь в глазах женщин, готовых отдаваться ему все снова
и снова, даже зная о его связях на стороне. Искренний человек, который просто
родился не в те времена, когда от него требовалось сделать то, чего он делать не
хотел. Они с Селом во многом похожи, но одновременно во многом и отличаются друг от
друга. Если Дин не сумел приспособиться ко времени, в котором он живет, то Сел
проделал прямо пропорциональную работу. Дин оказался слишком диким, чтобы жить, и
слишком редким, чтобы умереть.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от
Hunger
Рецензия от UndeR
Забыв об
отчем доме
Сама книга Джека Керуака предстает перед многими поколениями, бравшими ее в руки,
несколько хаотичным чтивом, в котором имеется множество повторов, а еще не особо
тщательная выдержка стиля, ну и после прочтения складывается впечатление, что
только что пролистал неоправданно раздутый дневник. Да и вроде бы в подобном
ключе сможет описать свою собственную жизнь любой, но, все-таки, изюминка
присутствует здесь, а скрывается она в атмосфере. Это тот компонент, который берет
за душу и выливается потом уже в рождение какой-то необычной и крепкой дружбы
между двумя парнями. К сожалению, этот аспект в картине Уолтера Саллеса
представлен слабо.
И видно, что режиссер старался во время воплощения истории, но вышло все далеко не
идеально, и в таких случаях сразу осознается весомость книги Керуака, ценность
которой толком не ощущалась до сего момента.
Качественно выглядят в этом фильме актеры, а особенно Гаррет Хедлунд в роли Дина,
приятно в эпизодах было видеть Мортенсена и Бушеми, но, что касается образа Сэла,
то при прочтении он представлялся другим типажом, нежели та внешность, которая
имеется у Сэма Райли. Но, опять-таки, старание актеров на фоне непроработанной
истории ничто, а особенно, когда окончательно потеряна ее нить.
Возможно, конечно, что форма литературного произведения «На Дороге», что является
чуть ли не гимном поколения конца 40х и начала 50х, просто не подлежит экранизации,
так тогда и разговаривать не о чем, не следовало просто браться, хотя, все мы знаем,
что всякая попытка — не пытка (но и здесь вопрос спорный). А одним из основных
упущений в реализации видится недостаток изображения самих
переездов-путешествий Сэла Парадайза, это если возвращаться к разговору об
атмосфере, т. к. задействование джаза, моды той эпохи — хорошо, но этого не
достаточно для рассматриваемой ленты.
А ведь все эти ситуации в попутках, товарняках, а также хождение по миру
американскому, это неотъемлемая и важная часть книги, а фильм несколько
подрастерял в этих позициях, делая основой упор на ту проблемную задачу, как бы,
насколько это возможно больше охватить само содержание первоисточника,
перенести его на экран. И как итог: погоня за количеством не привела к качеству,
образовалась пробоина в детище Уолтера Саллеса, что пробежалось по многим местам,
словно «галопом по Европам», но упустило все основное.
Нет, есть в этой картине положительные моменты, но их количество уступает
недостаткам. Хотя, если рассматривать фильм как отдельное творение, то не нужно
исключать того факта, что он произведет большее впечатление. Конечно, самое
главное здесь — актеры, и, наверное, все-таки, прямое попадание в женские образы.
Кристен Стюарт и Кирстен Данст вписались в роли подружек Дина, словно прямиком
перебрались из литературного произведения, жаль только, что отношениям Сэла и
Терри (Алиси
Брага) в фильме уделено совсем мало времени.
Короче говоря, адаптация самой известной книги Джека Керуака лишний раз
доказывает, что фильмы вряд ли когда-нибудь станут такими же захватывающими, как и
первоисточники. Ну, а от периода дружбы Сэла Парадайза и Дина Мориарти так и будет
веять некоторой загадкой, которая переросла в большее влечение, чем просто
товарищеские отношения двух парней.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от UndeR
Рецензия от Сёри
Когда дорога становится жизнью.
-Мам, смотрите, я вернулся, живой и здоровый!
-Думаешь, меня это волнует?(с)
В каждом из нас живет жажда жизни, жажда странствий, жажда увидеть мир. Кто-то не
может пуститься в странствия из-за отсутствия денег, кто-то не хочет покидать дом
надолго и ему вполне хватает двух недель в году где-нибудь на море, кто-то просто
боится: самолетов, машин, чужих людей. Дин Мориарти из романа Керуака не имел дома
как такового, не боялся людей — наоборот любил их, тянулся к ним, даже к тем, кому
было на него плевать. И для него не было жизни без путешествий и движения — дорога
и была его жизнь. Он увлекал за собой, не прикладывая этому никаких усилий, просто
потому что люди, в которых была искра жизни, разгорались до пожара от его мощного
ветра свободы. И Керуак увлекся: он погнался за новыми впечатлениями, за новыми
людьми, он учился и был учителем, он смотрел на бунтовщиков, поэтов и писателей и
не мог остановиться. К сожалению, все это было в книге, в кино же все гораздо
серее.
Там, где Керуак рисовал жизнь яркими красками, у Саллерса небольшая зарисовка
полей в Аризоне. Там, где в книге все следует логично, люди иронично описываются, а
пейзажи обсуждаются, в фильме скучный фон за стеклом автомобиля и какие-то
случайно откуда-то выныривающие личности, в которых без книги и не узнаешь никого.
Они скучно пьют, скучно упоребляют наркотики, скучно показывают эмоции, которых
нет. В этом фильме всего три человека отыграли так, что в них чувствовалась жизнь:
Вигго Мортенсен, сыгравший Старого Быка Ли(прототип — Уильям Берроуз), Том
Стёрридж — Карло Макс(прототип — Аллен Гинзберг) и Гаррет Хедлунд, отчасти
сумевший исполнить роль Дина Мориарти(Нила Кессиди). Все остальные слонялись из
сцены в сцену, мечтательно смотрели в небо, ужасно выглядящая Кирстен Данст с
перекошенным лицом истерично вопила: «Лжец! Лжец», проблема только в том, что это
ее обычное лицо и обычный голос, а Кристен Стюарт теперь порадовала зрительский
зал не только каменным выражением лица, но и слишком откровенными сценами. Образ
Мерилу, казалось бы, не включает в себя слишком много, но даже его ей не удалось
воплотить полностью..
«Я хочу что-нибудь нормальное. Дом, ребенка. Бороду очень хочу»(с).
Сэм Райли похож на заблудившегося мальчика-интеллигента, попавшего в плохую
компанию, которому неудобно отказаться от всех этих плохих вещей, что запретила
ему делать мама, и который ко всему прочему что-то по-тихому строчит в свой
блокнот, сидя в углу. И это при том, что Керуак уже писал книги до «on the road», да еще и
уже успел побыть женатым.
Остро ощущается слишком много эротики в фильме, причем зачастую это сцены,
которые режиссер придумал сам, да еще и вставил не к месту или сделал настолько
ужасно, что хочется спрятаться под сидение кресла.
И все же, переделанные сцены, герои и диалоги, целые куски отсебятины режиссера и
не самая лучшая игра актеров не могут сравниться с разочарованием от отсутствия
Дороги. Захватывающего ощущения дороги, путешествия, свободы нет и в помине.
Возможно, дело в отстутствии нормального саундтрека. Возможно, в отсутствии
харизмы у актеров как первого, так и второго плана. Возможно, просто в отсутствии
любви, вложенной в фильм.
Однако, несмотря на все недостатки, где-то за пеленой унылого двух с половиной
часового действа, за бессмысленной натянутой улыбкой Сэла Парадайза и за
нескладными стишками виднеется что-то живое, что-то яркое, что-то Керуаковское.
Оно в некоторых цитатах, в некоторых поступках, в некоторых актерах, кто проникся
образом. И даже это немногое ставит этот фильм гораздо выше многого того, что
сейчас выходит на экраны. В нем есть определенная идея, определенный смысл. В
итоге два с половиной часа, потраченных на фильм, не кажутся потерянными…
За редкие красивые пейзажи, за Карло Марксовские цитаты о жизни, за немного
Керуака и кусочек Дина Мориарти — 6 из 10.
«Нет никакого горшочка с золотом в конце радуги. Там только дерьмо. И знать это — и
есть свобода.» (с)
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Сёри
Рецензия от iRonMen77
Секс, наркотики,
Пруст
После похорон отца Сэл решается стать писателем. Что для этого нужно? Собственно
пуститься во все тяжкие, закинутся амфетамином, отдаться похоти и первичным
инстинктам, а потом аккуратно все записать, бережно храня материал, наращивать,
наращивать сюжетную канву, ведь это главное. Проблема в том, что Сэл — из тех
людей, что называют интеллигентами, он вроде бы не против группового секса и
наркотиков, вот только делать и то, и то стесняется. В перерывах он шатается по
пыльной дороге, намеренно вращаясь в кругах бунтовщиков-интеллектуалов и
встречая разный сброд, который обязательно должен занять свое место в этой
истории. На любое «зачем?» отвечает гордо, мол, «он бесцельно идет к абстрактной
мечте». Поэтично, но верится с трудом.
Роман Керруака — библия для бунтовщиков. Ее перечитывали, нежно оберегали, в
красках представляли самые яркие моменты. Очень небрежно, толстыми мазками,
Керруак рисовал жизнь, которую он прожил с разными людьми. Сам автор мечтал
увидеть экранизацию своего детища, но права были проданы Копполе. А маэстро
ставить фильм не решился, отдав монументальный материал сентименталисту без
таланта, Саллерсу. Тот в лучших традициях своих прежних работ испортил
произведение, в очередной раз поупражнявшись в умении превращать беспроигрышное
действо в скучное и обыденное нечто.
Все эти приходы от наркотиков, танцы под джаз, секс с первыми попавшимися людьми
показаны настолько академично и без энергии, что в пору решить, что
вышеперечисленные занятия и правда до боли унылы. Вот, бунтующая молодежь,
обсуждает музыку, рассеянно поглаживает условный томик Пруста или Бодлера и
«прожигает жизнь» (последнее скорее напоминает растерявшегося юношу, в
преддверии бурной ночи). Может, проблема в том, что эти энергичные молодые люди на
экране выглядят неуместно, вплоть до того, что при очередном глубокомысленном
диалоге, сказанным с пустым взглядом, хочется запустить в телевизор чем-нибудь
тяжелым.
Ландшафты меняются на высоких скоростях, что из-за тусклого освещения не заметно.
Вот, главный герой бродит туда-сюда, знакомится с «как бы» Берроузом (единственный
по- настоящему стоящий выход Мортенсена за весь фильм), «как бы» набирается опыта.
Весь фильм состоит из условностей: вроде бы все что нужно, правдоподобные
декорации, костюмы, все как тогда. Вот только режиссер книгу, судя по всему, не
читал, обойдясь кратким пересказом, выложенным в интернете. Молодость без
молодости, энергия без драйва, чувства без естественности, любовь без любви.
Такое ощущение, что и героев своих режиссер не понимает (а то и ненавидит), дав тем
кто «этого заслуживает» шанс одуматься и вырваться из этого порочного круга, в
отличие от реальной жизни, ведь все мы прекрасно понимаем, что конец у всех один.
Да и смысл Саллерс понял едва ли, для него дорога — что-то до боли статичное,
настолько значимое, насколько важно голубое небо над головой в любом другом
фильме. Хотя метафоричность романа была во многом обусловлена тем, что дорога —
это наша жизнь, в которой не знаешь куда приедешь и какой поступок тебя на этой
дороге оставит.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от iRonMen77
Рецензия от TheGreatCritic
Красивый, неплохо
сыгранный и даже интересный, но недодуманный и несодержательный фильм
«На дороге» — это, наверное, один из самых раскритикованных фильмов года. В Каннах
его освистали, европейцы его просто не поняли, а американские критики не
скупились на бранные слова в своих рецензиях. Но я решил все-таки посмотреть этот
фильм… И знаете, что я Вам скажу, как говорится, не так страшен чёрт, каким его
малюют. Да, «На дороге» — это скорее неудачный фильм, но он вовсе не так ужасен,
каким он отображен во многих кино-обзорах. Поэтому я убежден в том, что внимания
отдельных категорий зрителей этот фильм всё же заслуживает.
Так что давайте выясним, а стоит ли Вам тратить время на эту ленту, отметим
некоторые её особенности.
1. Масса нереализованных возможностей и неправильная работа с оригинальным
произведением. Данный фильм основан на книге знаменитого американского писателя
Джека Керуака, классика 20 века. Его роман «В дороге» — одно из самых
противоречивых и вместе с тем интересных произведений прошедшего столетия,
книга, в своё время буквально снесшая определенные цензурные и этические рамки, в
которых прежде действовали многие писатели. Эта книга содержит описательный и
весьма содержательный портрет только зарождающегося класса совершенной новой
интеллигенции. Книга, пронизанная чрезвычайно новыми для своего времени и
достаточно умными идеями, которые в данном фильме мы видим в несколько
извращенном виде. В фильме произносится столько стоящих мыслей, позаимствованных
у Керуака, но не одна из них не доводится до конца, все слова, как будто, повисают в
воздухе. Вот говорят герои, например, об искусстве, говорят-говорят, не приходят ни
каким выводам и тут же кадр обрывается, и мы видим уже абсолютно не связанный с
предыдущей сценой эпизод… И так постоянно. Поэтому работу сценариста можно
сравнить с конспектом школьника, который выписал из текста главные мысли, но, ни
на секунду не задумался об их содержании. И получается, что «На дороге» — это
фильм не о чем, содержащий в себя массу потенциально интересных эпизодов, фильм, в
котором есть всё кроме самого главного — духа оригинального произведения.
2. Пагубное желание создателей ленты снять «фильм обо всём». Как я сказал выше — ни
одна мысль в фильме не доведена до логического конца. А сколько мыслей и проблем
поднято в фильме! В него упихнули буквально всё, что можно. И личностный кризис, и
поиск творческих идей, самопознание, любовь и дети, истинная и мнимая дружба, секс
и одержимость, путешествия, насилие, расизм, гомосексуализм и многое, многое
другое… Темы очень интересные, но в рамках фильма они раскрываются только
косвенно, непоследовательно и не до конца. Всё, как обычно, обрывается на
полуслове. Поэтому я не понимаю, зачем было брать для работы такое сложное
произведение и брать оттуда все заглавные буквы, но не раскрывать их смысла. Так
или иначе, у этой картины образовывается ещё одна замечательная упущенная
возможность.
3. Неплохой исторический портрет эпохи и очень красивая атмосфера. Довольно
критики — перейду к положительным моментам. Первый из них — это достаточно
точное попадание в эпоху. «На дороге» — это лента о послевоенных годах, о
достаточно тяжелом и интересном времени в истории всего мира, в том числе и
Америки, о котором, к сожалению, снято не так много фильмов. Здесь же мы видим очень
хороший, добротный портрет эпохи. Всё очень подробно расписано, от одежды и
автомобилей до сленговых выражений и привычек. Показана вся грязь, весь разврат,
творившийся в публичных местах и в умах людей. Очень хвалю создателей фильма за
такой подробный анализ времени действия картины. Также меня просто восхитила
операторская работа, такая разнообразная, смелая и необычная. Просто множество
совершенно непривычных ракурсов, которые практически не повторяются, детальная
проработка всех кадров, ну и, конечно же, великое множество ярких красивых
моментов. Постоянное движение, природа, клубы дыма и пыли, солнце, дождь — всё это
очень красиво и уместно.
4. Хорошая, но неровная актерская игра. Сразу скажу, что от актеров,
задействованных в главных ролях я ожидал намного меньшего. Хочу похвалить
Гаррета Хедлунда, который просто блестяще сыграл главного героя — Дина Мариарти,
образ которого списан с самого Керуака. Здесь можно даже говорить о некотором
внешнем сходстве и полном попадании в образ. Ну пожалуй, это единственный
полностью положительный аспект в актерской игре. Кристен Стюарт… Боже мой,
никогда не думал, что скажу это, но она действительно неплохо сыграла. Хоть её
персонаж и получился немного аморфным и меланхоличным, но, тем не менее, многие
сцены ей удались (в том числе и те, в которых она ходит топлес). Конечно, выбор её на
эту роль был скорее не удачным, ибо по мне, та же Эмма Уотсон или потрясающая
Дженнифер Лоуренс намного больше бы подошли под эту роль, да и сыграли бы её тоже
лучше. Но, ещё раз повторяю, Кристен Стюарт меня приятно удивила, для неё это самый
настоящий прорыв. Что касается игры Сэма Райли, то я в принципе разочарован. Он не
очень выразителен в своей роли и его персонаж выглядит антагонистом, хотя по
сюжету книги и фильма, это положительный герой. Поэтому в его роли лично мне
виделся Эдди Рэдмейн или какой-нибудь другой талантливый актер. Что касается Эми Адамс,
Кирстен Данст и Стива Бушеми, то эти актеры блестяще сыграли отведенные им роли.
Но их роли настолько маленькие, что им просто не хватило времени, чтобы полностью
раскрыться. Поэтому это тоже один из серьезных просчетов создателей фильма.
ИТОГ. «На дороге» — это фильм с очень большим, но, к сожалению не реализованным
потенциалом. И мне искренне жаль, что этот фильм не получился таким, каким он по
идее должен быть, ведь не вооруженным глазом видно, сколько усилий потрачено на
его создание. Поэтому его стоит увидеть из уважения к кропотливой, вымеренной до
миллиметра режиссерской и операторской работе и из-за уникальной возможности
самостоятельно обдумать и домыслить все происходящее на экране. Других поводов
для просмотра этого амбициозного, но не доведенного до ума фильма я не нахожу.
То ли настроение у меня сегодня хорошее, то ли в этой ленте действительно что-то
есть… Так или иначе, после просмотра у меня на душе нет тяжелого осадка, и я ставлю
фильму «На дороге» достаточно неплохую и немного завышенную оценку.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от TheGreatCritic
Рецензия от Bonnie Castle
Джаз, Пот и Это
Сказать, что я не ждала экранизацию культовой книги Джека Керуака, своего рода
библии битников, не сказать ничего. В свое время «На дороге» очень поразила
необычной манерой повествования — «спонтанной прозой» и до сих пор является
излюбленным чтивом. Керуак разделил всю книгу на пять глав и словно вихрем
пронесся через всю Америку, оставляя за собой ничего, ведь впереди его всегда
ждала она, дорога.
Хороший бразильский режиссер Уолтер Саллес, знакомый многим зрителям по
«Дневникам мотоциклиста» решился сделать то, на что многие не решались —
экранизировать Керуака. Это действительно выглядело невозможным и ручаюсь, что
не скоро кто-нибудь решится повторить сей подвиг. Но, что имеем, то имеем.
Сэл Парадайз, то бишь Джек Керуак всю жизнь восхищался безумцами, ведомыми
эмоциями, чувствами, страстями, дорогой. Однажды судьба сталкивает его с
невероятно харизматичным Дином Мориарти (в реальности Нилом Кэссиди),
впоследствии ставшим иконой поколения битников. Идеология сего поколения
довольно проста — тебе не нужно изменять мир, не нужно протестовать, не нужно
кого-то вдохновлять, ты просто живешь тем, что чувствуешь, любишь кого захочешь,
спишь с кем захочешь, едешь куда захочешь и ловишь кайф. Да, именно так, в процессе
этого герои почитывают Пруста, рассуждают о Боге, принимают бензедрин и рассекают
через всю Америку. Но что же делает их поколение особенным? Что делает роман и
личность самого Керуака и его сподвижников культовыми? А то, что они были самими
собой, они никогда не претворялись и не лгали себе, что мы, простые смертные делаем
ежедневно. Мориарти не бунтарь, не социопат как знаменитые герои вроде Алекса из
«Заводного апельсина», Макмерфи из «Пролетая над гнездом кукушки» или даже
Тайлера Дердена из небезызвестного «Бойцовского клуба». Наоборот, Дин кипит
жизнью, буквально горит. В книге часто упоминается, как обильно Дин потел, и через
этот пот выходила вся его кипучая и неуемная энергия. Он давал всем окружающим
людям все, чего они хотели, Камилле и Мерилу страстного секса, Сэлу — путешествий,
Карло Марксу — философских рассуждений, но они ничего не могли дать ему взамен. Он
всю жизнь искал Это, даже не находя Этому имени и определения, его душа чего-то
хотела и чего его друзья и любовницы не могли ему дать. Такие люди встречаются
среди нас и порой мы удивляемся почему они так рано теряют интерес к жизни, почему
так рано сгорают, а потому, что они не могут найти того, к чему стремятся, порой не
могут даже понять этого. Керуак представляет своего рода исследование людей
подобного типа в своем романе и за это простодушное, искреннее и подробное
описание ему и благодарны последующие поколения.
Все понимание романа приходит с прочтением книги. К сожалению, данная
экранизация, насколько качественной она не была бы, не смогла передать всю
сущность такого фрукта как Дин Мориарти. Зато атмосфера, структура повествования
переданы превосходно. Зритель словно сам побывал на бескрайних просторах
американской глуши, собирал вместе с Сэлом хлопок и скурил не одну сигару.
Необычное музыкальное сопровождение лишь усиливает данное ощущение. Тем, кто
роман все же прочитал, думаю жаловаться не стоит, экранизация достойная.
Отдельно стоит упомянуть актерскую команду. Молодцы все. В фильме представлен
весь молодой Голливуд, который не подкачал. Конечно, выделяется Гаррет Хедлунд,
сыгравший Дина и грех не выделяться, насколько интересный и противоречивый
персонаж ему достался и к его чести он со своей ролью хорошо справился. Молодые
британские актеры Сэм Райли и Том Старридж также показали класс.
Подводя итог, отмечу, что зрителям следует сначала ознакомиться с
первоисточником, а потом приниматься за фильм. Это избавит фильм от негативной
оценки и комментариев.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Bonnie Castle
Рецензия от Катерина Норвилло
Через тернии
свободы к цензуре.
В 40-х годах 20-го века поколение битников — чокнутых и меланхоличных прожигателей
жизни, в поисках себя катается по Америке. Зов свободы тревожит их сердца и сама
дорога подначивает этих мятежных духом людей никогда не останавливаться.
Именно в такую атмосферу Керуак, подаривший миру роман «На дороге», поместил
своих, как известно имевших реальные прототипы, персонажей. От первой до
последней строчки — это безудержное путешествие духа и разума, это бесконечный
поиск и самые яркие в мире чувства. Режиссер экранизации Уолтер Саллес, взявшись
воплотить самый популярный роман Керуака на экране, облек эту вопиющую свободу в
рамки цензуры, после чего преподносимая зрителю картина потеряла львиную долю
своего очарования. Но главное — ушла атмосфера. Героя-рассказчика Сэла Парадайза
незаметно за расшаркиваниями Саллеса в терпящих неудачу попытках до предела
романтизировать образы битников и отдать должное уже ставшему легендой
поколению. Вместо дорожных баек зрителю рассказывают нравоучительную историю о
том, как в нескончаемом поиске и жажде жизни необходимо вовремя остановится,
иначе исход может оказаться крайне печальным. Возможно, если Керуак и смог бы
спокойно отнестись к подобной интерпретации своих идей, то определенно не
одобрил бы ее.
Специально ли так получилось или же из-за явной упрощенности сюжета, но на первый
план картины вылез все собой затмевающий Дин Мориарти. Яркая впечатляющая игра
Гаррета Хедлунда превратила экранизацию «На дороге» в короткую биографию одного
человека, вокруг которого крутятся малозаметные второстепенные персонажи.
Саллес, концентрируясь на харизматичном образе Мориарти, не дает зрителю ощутить
ни прелестей, ни недостатков дорожной жизни Америки, совсем упуская из виду суть
людей из поколения того времени. В его понимании темы музыки и литературы,
наркотиков и секса, которыми были пронизаны работы битников, выглядят пустыми,
ничего не значащими вывертами мало что понимающих в жизни юнцов. В итоге
получается точно выверенная по размерам картинная рамка без содержания.
К концу фильма режиссер не позволяет зрителю сделать выбор, подводя к одному
единственному варианту развития событий. Саллес убедительно показывает, как
необходимо отказаться от дороги — остепениться, начав жить по-другому, в том
круге, где нет таких людей, как Дин Мориарти, где иные понятия свободы — без пути и
того, что рассказывал со страниц своих книг Керуак. В таком случае возникает
вопрос: стоит ли экранизировать историю, если от ее подлинной сути не оставляешь и
малую толику смысла?
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Катерина Норвилло
Рецензия от rain 13
Джаз разбитого
поколения
Меня интересуют только безумцы, те, кто без ума от жизни (с)
Старость — финишная прямая, когда ты уже прошел основной путь и все, что тебе
остается передать знания и умения тем, кто дорог. Устаревание книг происходит
намного быстрее, часть признают классикой и читают в основном по просьбе
преподавателей, другие забывают. Фицджеральд, Сэлинджер, Хемингуэй, Керуак,
Мартел и другие авторы писали умные, проникновенные и важные для своего времени
истории, которые в дальнейшем теряли свою актуальность и становились очередными
сюжетами о вечном. Создателю «Дневников мотоциклиста» досталась экранизация
неподъемного романа Джека Керуака «На дороге».
Картина рассказывает о путешествиях писателя Сэла Парадайза и берущего от жизни
все, бывшего заключенного Дина Мориарти, их друзей и случайных попутчиков.
Главных героев настолько страшит взросление и прожигание жизни на одном месте,
что они готовы побираться и красть, только, чтобы их путешествия никогда не
заканчивались.
Существует несколько версий о том, как в руках у создателя «Крестного отца»
оказались права на экранизацию «На дороге». Одна из них заключается в том, что
первоначально их купил Марлон Брандо, который хотел сыграть роль Дина Мориарти,
но оказавшись на съемках картины «Апокалипсис сегодня», так проникся фигурой
режиссера, что продал права ему. Т. к. он собирался приступить к съемкам в
ближайшее время. Другая утверждала, что права достались ему от Гаса Ван Сента, т. к.
будущий создатель «Умницы Уилла Хантинга» был еще слишком молод и не обладал
связями в киноидустрии, вряд ли Ван Сент мог обладать правами на столь
существенный труд. Самая близкая к истине легенда гласит, что права с конца 60-ых
годов принадлежали Френсису Форду Копполе. Не одно десятилетие он потратил в
поисках тех, кому он может поручить экранизацию столько важной для зрителей
книги. Но в 2004 году в прокат вышла картина «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» и
создатель «Дракулы» нашел целую съемочную группу для экранизации «На дороге».
Еще несколько лет кинопроцесс пытался сдвинуться с мертвой точки, т. к. возникли
финансовые трудности, которые постепенно удалось решить.
Уолтер Саллес поставил картину, которая прекрасно передает стиль и атмосферу
книги Керуака. Несмотря на то, что создатели фильма пошли на значительные
сокращения это, несомненно, пошло только на пользу перегруженному деталями и
персонажами роману.
«Спонтанная проза», так назовут стиль, в котором Джек Керуак написал «На дороге».
Он склеивал бумагу для печати в огромный рулон, тем самым позволив себе полностью
уйти в работу. Его роман был частично автобиографичен, это объясняет маниакальное
желание автора отмечать каждую мелочь и подолгу останавливаться на обыденных
вещах. Из-за того, что «На дороге» несколько лет не хотели публиковать, роман не
единожды редактировался и дополнялся. По легенде издатель был в ужасе, когда ему
передали первоначальный текст. Рукопись представляла собой монолог человека,
написанный на «бесконечном» рулоне бумаги без единого знака препинания.
Хосе Ривера написал финальный вариант сценария картины. История получилась более
продуманной и цельной. Вторая половина зачем-то пытается цепляться за роман, как
будто сценарист боялся упустить, что-то важное, но финал, несколько измененный по
сравнению с книгой, дает зрителю возможность подумать не только о судьбах героев,
но и о своих собственных.
Первоначальная идея Копполы была в том, что фильм должен был сниматься на
черно-белую пленку, но студия настаивала на цвете, в итоге «На дороге» снят с
редкими яркими вставками — счастливыми моментами, происходящими с главными
героями. Остальные сцены, хотя и сняты в цвете, но все тона в них приглушены.
Сэм Райли — главный герой картины. Его основной задачей было раствориться во
времени и в партнерах, быть рассказчиком истории, с чем он прекрасно справился.
Гаррет Хедлунд получил шанс сыграть роль-прорыв. Его герой Дин — самый
запоминающийся и живой персонаж картины. Таким мечтают быть все. Ему либо
завидуют, либо обожают.
Кристен Стюарт долгое время мечтала о роли Мэрилу. Ее игра более живая и
естественная, нежели ее образы в блокбастерах. Полностью раскрывается она только
в небольших, артхаусных проектах, за которые, в основном, ее и любят зрители.
Том Стерридж сыграл свою небольшую роль на взрыв, так будто она для него
последняя.
Терренс Ховард и вовсе сыграл эпизодическую роль. Но его харизматичный герой, так
и остается в памяти после просмотра.
Вигго Мортенсен, Эми Адамс и Стив Бушеми сыграли персонажей, которые в той или
иной степени помогают героями. Их игра минималистична, но их образы помогают
зрителям пропустить через себя некоторые шероховатости сюжета.
Джаз и блюз — то, на чем строится атмосфера картины. Мелодии настолько первобытны
и просты, что при любой возможности так и хочется встать с кресла и пуститься в
пляс вместе с героями фильма. Композитор разбавил музыкальные ритмы тех лет
звуковыми вставками, которые сложно назвать мелодиями, но они четко передают то, о
чем молчат в этот момент герои.
«На дороге» — красивая, умная, но немного затянутая картина, что с таким
первоисточником не мудрено. Создатели смогли донести главные мысли Керуака, хотя
многое и оказалось слишком смазанно.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от rain 13