Выпущено: Германия, Франция, Великобритания / Neue Road Movies, Eurowide Film Production,
Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF) Продолжительность: 01:43:24 Озвучивание: Профессиональное (многоголосое)[лицензия]
Рецензия от Stray
Без слов
Но зато я так стремительно падаю вверх, как будто притяжения нет, и нет ни законов,
ни правил.
Я ничего не знаю о них, как будто в детстве не было книг, и учиться никто не
заставил.
Fleur — Искупление
Пина, конечно, училась. Но, в отличие от многих, вынесла из умных книг и переняла у
своих учителей не каноны, шаблоны и «работающие» приемы, а — свободу. Это ни с чем
не спутаешь — когда человек выходит к публике и просто дышит. Критики потом
придумывают названия, телевизионщики растаскивают находки для очередных
звездных проектов, а этот человек продолжает делать то, что никто до него не делал.
И учит других — дышать, просто дышать полной грудью и переводить свое бытие в
слова, которых нет ни в одном языке мира, кроме того пра-языка, что понятен каждому.
До слова «дай» была протянутая рука. До первого «люблю» — улыбка, взгляд,
прикосновение. До последнего «прощай» (а может и вместо него) — поворот головы, и
резкий толчок, и шаги к двери. Это не танец в привычном понимании, это настоящий
театр, это пластика, жест, пантомима, рассказывающие историю, достойную солидных
томов. Это мысль, ставшая движением, чувство, воплотившееся в прыжке словно в
маленьком полете к солнцу. Это жизнь, сформулированная в четырех па и
нескончаемом повторении.
И Вендерс, работая с таким материалом, да еще в 3D, делает что-то незнакомое, не
подходящее под определения «мюзикл», или «документальное кино», или
«фильм-концерт». Соединяя эпизоды из постановок Пины, интервью с танцорами ее
труппы, специально поставленные для фильма номера, перенося зрителя со сцены,
которая подчас более «живая», чем естественные локации, на улицы города, в вагон
метро или на скалы, он снял кино, которое ломает все условности жанров, выпадает из
вечной войны арт-хауса и мейнстрима и стоит в стороне. Впрочем, кто здесь стоит?
«Пина» летает, кружится, брызгается и живет, вопреки всем цепям и законам, замирая
лишь на мгновения, когда в камеру молча смотрят танцоры — что еще они могут
сказать? Все уже сказано на сцене, смотрите, пытайтесь понять — это не пазл, просто
мы так думаем, так чувствуем, так дышим. Как ни странно, ближе всего этот фильм к
биографии, хоть из него вы и не узнаете годы жизни Пины, не услышите о том, как
складывалась ее карьера или личная жизнь. Но вы узнаете больше, гораздо больше,
чем сухие факты — вы узнаете, как она дышала.
В каком-то смысле танец — самый естественный вид искусства. Не нужно никаких
приспособлений, инструментов, только твое тело — и твое сердце. Без лишних мыслей,
без гнета слов — просто кружение, эмоции, инстинкты. Танец может быть страстным
или спокойным, горячим или обжигающе холодным — но может ли он быть умным? Пина
соединила в танце материальное и идеальное, заговорила о сложном — о свободе и
несвободе, об обществе и природе, о роли мужчины и женщины — обо всех этих высоких
материях — с помощью такого низкого, неподходящего, казалось бы, языка как язык
плоти. И не могла не найти отклик — ведь что такое человек, как не точка сопряжения
этих призрачных границ, надуманных противопоставлений — тела и души, ума и
сердца, высокого и низкого? Арт-хауса и мейнстрима, да. Вендерсу оставалось
добавить в эту речь кинематографический диалект, с чем он блестяще справился.
«Пина» — гимн единства наших жизней, общности переживаний, универсальности
взаимоотношений и в то же время уникальности каждой пары глаз, наблюдающих все
это. И, смотря этот фильм, не забывайте — вы двигаетесь, а значит, тоже танцуете. Не
повторяйте чужих движений, «правильных», навязанных, если можете придумать свои.
И тогда про вас тоже снимут фильм, и ваши ученики будут «смотреть про вас» так, что
все будет понятно без слов.
9 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Stray
Рецензия от artyguy
Пина, Вим
Вендерс, Германия, Франция, Великобритания, 2011
Честный и пронзительный фильм, открывший для меня целый мир несмотря на ужасное
качество 3D.
Пина Бауш, о которой до этой картины у меня было весьма
разрозненные впечатления — мелькнувшие в разговоре детали, новостные сюжеты —
предстала передо мной во всей своей самобытной целостности, утопив колоссальным
напором энергии.
Пробелы в моем классическом образовании не позволили мне, быть может, ощутить
скрытый смысл, заложенный в комбинации отрывков из спектаклей Бауш. Наверняка,
люди знакомые с ее творчеством увидели в этом фильме гораздо больше, чем я.
Однако даже то, что я увидел, будучи вырванным из контекста своего спектакля, было
настолько энергетически наполнено, настолько осмысленно, что формировало
собственную волну образов и аллюзий и оказывалось совершенно самодостаточным.
Очевидной заслугой Бауш было то, что все актеры, выходящие на площадку, очень
точно чувствовали или понимали, что они хотят сказать зрителю, это создавало
удивительное ощущение гармонии и естественности всего происходящего. Возникло
ощущение, что в танце участвует не только руки, ноги, шея актера, но и его печень и
селезенка.
Жаль упущенное время, жаль не видел спектаклей пока она была жива, теперь придется
довольствоваться записями. Потому что сами спектакли буду постепенно слабеть.
В завершении очень хочется сказать несколько слов об обстоятельствах,
сопутствовавших сеансу. Давка и конфликты в фойе, бои за очки и схватки за места в
зале — это все сопровождало показ фильма в 1-ом зале Октября, который был
полностью заполнен людьми, да так, что многие сидели на ступеньках. Некоторые
уходили. Возможно, это было связно с ужасным качеством картинки, причем без очков
видно было лучше, чем в них.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от artyguy
Рецензия от Selfish life
«Не верь
богам, которые не танцуют»
Летом 2009 года ушла из жизни Пина Бауш, знаменитая во всем мире танцовщица и одна из
самых радикальных хореографов нашего времени, а в 2011 году выходит фильм —
посвящение этой легендарной женщине, достигшей небывалых высот в своем деле. Этот
фильм о той, которая внесла невероятный вклад в искусство танца, которая не
боялась действовать, разрушая стереотипы и меняя каноны.
Картина представляет собой танцевальную феерию, прерывающуюся на короткие
размышления актеров танцтеатра «Wuppertal» о Пине и о том, что она значила для них. Это
именно размышления, мысли… Люди в кадре не открывают рот, не издают звук, он где-то
за кадром. Но всё сказанное ими можно было прочитать в их глазах, не вслушиваясь в
закадровое сопровождение. Искренность невозможно спрятать.
«Пину» нельзя назвать биографической лентой в полной мере. Это больше именно дань
великому человеку, некое признание в любви тех людей, которым она была близка, с
которыми она проработала много лет. И каждый из участников этой ленты приготовил
для нее последний подарок, свой самый искренний танец.
Уже более 3-х десятков лет Вим Вендерс является одной из знаковых фигур
современного кинопроцесса. У него есть свой почерк, узнаваемый миллионами
человек по всему миру. Размеренность повествования дает возможность зрителю быть
вовлеченным в историю на экране. При этом фильм не затянут. Таким же человеком для
танцев была и Пина Бауш. В ее постановках актеры повторяют одно и то же движение,
постоянно ускоряясь, но это действие вовремя прерывается, не успев наскучить
публике. В итоге все выглядит достаточно чувственно и срывает овации.
Возвращаясь к фильму, хочется отметить гармоничность 3D. В «Пине» этот формат не
только хорошо прижился, но даже усилил впечатление. Это, наверное, один из
немногих случаев, когда я могу уверенно сказать, уже только ради этого фильма
можно было создавать этот, ставший в последнее время слишком модным, формат. Здесь
он не кажется лишним, наоборот он передает больше пластики, динамики движения,
пространства, что во много раз усиливает визуальное наслаждение от происходящего
на экране.
Говоря о документалистике в кино, предполагаются неигровые съемки подлинных
событий и лиц, но преподнести их красиво и красочно — редкое явление. В случае с
«Пиной», Вендерс в нужной пропорции сочетает зрелищность и основную цель фильма.
Нет ни одного кадра, в котором можно забыть о ком и для кого этот фильм. Здесь все
продумано до мелочей, в каждом поставленном танце чувствуется рука Пины,
скончавшейся в период съемок.
Я бы не взялась отнести этот фильм к определенному жанру кинематографа. Это
больше напоминает поход в театр. Тут нет места неуместным смешкам,
перешептываниям и, тем более, хрусту попкорна. Здесь не нужно искать смысл в
каждом движении, искать символы, которые зашифровал режиссер. Этот фильм нужно
чувствовать. В этом случае все ваши ожидания оправдаются, и вы получите массу
эмоций от просмотра. Слова в этом фильме не главное.
8,5/10было прочитать в их глазах, не вслушиваясь в закадровое сопровождение.
Искренность невозможно спрятать.
«Пину» нельзя назвать биографической лентой в полной мере. Это больше именно дань
великому человеку, некое признание в любви тех людей, которым она была близка, с
которыми она проработала много лет. И каждый из участников этой ленты приготовил
для нее последний подарок, свой самый искренний танец.
Уже более 3-х десятков лет Вим Вендерс является одной из знаковых фигур
современного кинопроцесса. У него есть свой почерк, узнаваемый миллионами
человек по всему миру. Размеренность повествования дает возможность зрителю быть
вовлеченным в историю на экране. При этом фильм не затянут. Таким же человеком для
танцев была и Пина Бауш. В ее постановках актеры повторяют одно и то же движение,
постоянно ускоряясь, но это действие вовремя прерывается, не успев наскучить
публике. В итоге все выглядит достаточно чувственно и срывает овации.
Возвращаясь к фильму, хочется отметить гармоничность 3D. В «Пине» этот формат не
только хорошо прижился, но даже усилил впечатление. Это, наверное, один из
немногих случаев, когда я могу уверенно сказать, уже только ради этого фильма
можно было создавать этот, ставший в последнее время слишком модным, формат. Здесь
он не кажется лишним, наоборот он передает больше пластики, динамики движения,
пространства, что во много раз усиливает визуальное наслаждение от происходящего
на экране.
Говоря о документалистике в кино, предполагаются неигровые съемки подлинных
событий и лиц, но преподнести их красиво и красочно — редкое явление. В случае с
«Пиной», Вендерс в нужной пропорции сочетает зрелищность и основную цель фильма.
Нет ни одного кадра, в котором можно забыть о ком и для кого этот фильм. Здесь все
продумано до мелочей, в каждом поставленном танце чувствуется рука Пины,
скончавшейся в период съемок.
Я бы не взялась отнести этот фильм к определенному жанру кинематографа. Это
больше напоминает поход в театр. Тут нет места неуместным смешкам,
перешептываниям и, тем более, хрусту попкорна. Здесь не нужно искать смысл в
каждом движении, искать символы, которые зашифровал режиссер. Этот фильм нужно
чувствовать. В этом случае все ваши ожидания оправдаются, и вы получите массу
эмоций от просмотра. Слова в этом фильме не главное.
8,5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Selfish life
Рецензия от Zenzinich
Фильм, которым открылся
фестиваль «Текстура» в Перми. Решение, на мой взгляд, абсолютное верное и
ожидаемое. Девиз фестиваля — «Твори сегодня!» Рефрен фильма — «Танцуй, танцуй,
иначе мы потеряны!»
Дионисийское начало начало искусства торжествует. Танец — самое доступное
творчество; для танца нужно лишь тело и пространство. С первых минут ясно, почему
Вендерс выбрал 3D-технологии: чтобы выйти за плоскость экрана, создать полноценный
рисунок движения. Зрители в зале сопричастны происходящему, танцоры Пины,
кажется, вот-вот коснутся тебя, вовлекая в общий ритм. Пожалуй, первый раз за всю
историю использования 3D в кино, это сделано осмысленно — не с точки зрения голого
аттракциона, а как способ организации материала, требующего передать пластику в
объёме.
Сама Пина Бауш возникает лишь несколько раз — в кадрах, отснятых при жизни
великой танцовщицы. И постоянно — в рассказах людей, которые с ней работали. Вот
где начинается высший класс вербатима (метода, используемого в современном
театре) — коллективное документальное свидетельство, создающее не биографию, а
судьбу. Каждое новое интервью — деталь портрета, который возникает у тебя на
глазах, здесь и сейчас, не только повествованием, но и движением, вербально и
пластически, в студии и на улицах, переживанием и рассудком. Образ Пины
накладывается на её учеников и на её спектакли, фрагменты которых соединяются в
огромный, вечный, едва ли не вселенский танец. Думаю, окажись среди зрителей
«Пины» Ницше, он бы плакал от счастья и родства с увиденным.
Для нового понимания искусства это фильм-ключ, фильм-проводник.
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Zenzinich
Рецензия от Den is
без попкорна
Фильм «Пина»… — это перемешение искусств, их симбиоз, от которого каждое
выигрывает. Кино, музыка и танец. Больше, чем то, что многие обычно понимают под
танцем. Движение как речь, движение как жизнь. Натянутая струна. Сплошная эмоция.
Движение изнутри. Будучи каждое самостоятельным и самодостаточным, они слились в
этой картине воедино и словно стали новым видом искусства.
И пусть я не силен ни в одном из перечисленных видов искусств, особенно в танце, но
я убежден, что в конечном итоге есть лишь два истинных и верных критерия: «мне
нравится» и «мне не нравится».
Мне нравится! Скажу больше, это прекрасно!
Боль, радость, умиротворение, страсть, смерть, любовь и красота. Безграничная
красота картинки. Безграничная красота музыки. Безграничная красота движений.
Бесконечная красота тел. Вечная красота души. Настоящая красота человека.
«Пина»… — зрелище. Но это слово звучит грубо.
«Пина»… — это искусство. Это стоит увидеть.
Поход на «Пину» — это как поход в театр, на балет.
Без попкорна.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Den is
Рецензия от Ifrit_zt
Этот фильм посвящен
современному гению. И почему Пина Бауш заслужила данный титул рассказывают в
течении всего фильма ее коллеги. Но знаете, слова здесь были, пожалуй, лишними.
Важен Танец. А именно, о чем этот Танец говорит.
Эта картина открывает зрителю нечто прекрасное. Просто потрясающие постановки, в
которых есть толика безумного гения, что делает их просто шедевром. Я далекий
человек от танцев, но здесь я как будто был влюблен в это искусство. Даже более —
это как будто заставили любить. Потому что это не просто танец, здесь зритель
видит красивую палитру движений, которые подчеркивают некую Красоту
мировоззрения хореографа.
А музыка… это какое то волшебство. Она заслужила не меньшего моего внимания, чем
сама картина. Практически весь звукоряд пришелся по вкусу.
И все вышеописанное с каплей горечи по погибшей Пине Бауш создают безупречную
картину Вима Вендерса. Если бы меня спросили, о чем этот фильм, то я бы ответил — о
чем то прекрасном.
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Ifrit_zt