Информация о фильме Название: Свалка Оригинальное название: Waste Land Год выхода: 2010 Жанр: документальный Режиссер: Люси Уолкер, Карен Харли В ролях: Вик Муниз и др.
О фильме:
Оставив свой дом в Нью-Йорке, известный художник Вик Мунис возвращается на родину
в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире
Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей —
катадорес, занимающихся сортировкой отходов. Поначалу Мунис собирался
«написать» серию портретов при помощи мусора. Оказалось, что общение с художником
в работе над этими портретами позволило им по-новому взглянуть на себя и свою
жизнь.
Оскар, 2011 год
Номинации (1):
Лучший документальный фильм
Берлинский кинофестиваль, 2010 год
Победитель (2):
Приз зрительских симпатий (программа «Панорама»)
Приз международного комитета по амнистиям
Санденс, 2010 год
Номинации (1):
Гран-при в категории «Документальный фильм» (Программа «Мировое кино»)
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Награды
Рецензия от anastasiya
Свалка - это не финал жизни любой вещи, а только
лишь ее начало
Документальный фильм-путешествие, проделанное вместе с современным американским
художником бразильского происхождения на его историческую Родину, в Бразилию.
Художник в сопровождении съемочной группы и своего помощника едет в Рио де
Жанейро, тот самый Рио с красивейшими песочными пляжами, величественной и
грандиозной статуей Христа, распростершего руки на захватывающей дух высоте и с
той самой грандиозной свалкой — Жардим Грамашо, распростершейся примерно на
такую же огромную площадь здесь, на земле бренной, как и Христос свои длани в небе
над Рио. Вик едет туда, чтобы не просто осуществить очередную грандиозную задумку
по созданию шедевра современного искусства но и для того, и в большей степени для
того, чтобы помочь людям, причем сразу всем — т. е. людям по обе стороны социальной
баррикады. И «катадорес» — бразильским нищим, зарабатывающим себе на хлеб
собиранием «вторсырья» среди груд бытовых отходов, в вечной вони и среди туч
черных пернатых-поживщиков и вполне обеспеченным «яппи» средней руки,
разъезжающих на собственных автомобилях, жующих свои чипсы и гамбургеры,
производях те тонны мусора, который ежедневно приходится в прямом смысле слова
перелопачивать вручную катадорес и искренне стремящихся, но не постигающих
современной исекусство. Важно, что к последним можно отнести не только сугубо
бразильский средний класс, но пожалуй и весь средний класс во всем мире.
Вик, не побоявшись той самой вони и хищных пернатых приходит на Жардим Грамашо и
начинает фотографировать сначала девушек-катадорес, потом и мужчин. Из простых
фото-портретов вскоре получится настоящая огромная по размерам
видео-инсталляция, рукотворно созданная теми самыми катадорес. Принимая участие
в создании «произведения искусства», которое по началу им кажется пустой тратой
времени и непонятным занятием, они постепенно меняют свою точку зрения и искренне
увлекаются, начинают верить не только в искусство но и в себя. А это гораздо
важнее. Верить в себя и в то, что ты, эта маленькая песчинка затерянная в горах
мусора — тоже не пустой звук, а ЧЕЛОВЕК, имеющий свое достоинство и интересный сам
по себе другим людям. В итоге созданные шедевры уходят с молотка за бешеные суммы,
и лишь когда коллекция портретов вывешена в музее современного искусства и
триумф достигнут мы испытывает чувство удовлетворенности и некоторого «хэппи
энда», хотя в сущности его там совершенно нет.
С другой же стороны, этот фильм наглядно и очень в духе мягкой дидактики
американских и британских образовательных фильмов показывает и объясняет что
современное искусство — это не просто «хрень полная», а может быть очень даже
интересным, увлекательным в создании и очень понятным и даже полезным. Те самые
«яппи» получают возможность проглотить уже разжеванную до мелкой кашицы идею и
при это почувствовать себя на высоте — «Тут же ничего сложного нет, все понятно!».
Фильм стоит того, чтобы его посмотреть и посоветовать другим. Даже если вы далеки
от современного искусства и программы «зеленых» в борьбе за очищение окружающей
среды от бытовых отходов. Он просто милый. Оставляет приятное впечатление.
Выходишь с легким сердцем и проясненными мыслями. Настраивает на позитив и
придает уверенности в том, что — если чего-то хотеть, то все обязательно
получится.
9 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от anastasiya
Рецензия от Терентий
Когда бы Вы знали, из какого
сора рождается соверменное искусство
К моему огромному сожалению, в России нет культуры просмотра качественного
документального кино на большом экране кинотеатров. Именно поэтому с таким
нетерпением я жду конца июня и программу «Свободная мысль» в рамках Московского
кинофестиваля. Именно поэтому настоящей манной небесной смотрятся в российском
прокате такие фильмы, как «Свалка».
Искусство — вещь трудноуловимая, артом в современном мире привычно называть и
прекрасное и безобразное (эксперимент Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»), а в
роли творца может выступить любой человек, взглянувший на традиционные предметы
окружающего мира с необычной точки зрения. Да, есть консерватории и
художественные колледжи, киношколы и литературные институты, но отсутствие
такого образования совершенно не определяет потенциал «человека творческого»,
чья роль в эволюции незаслуженно умалчивается нависшей тенью Homo Sapiens.
Вот так и популярный художник из Нью-Йорка Вик Мунис возвращается в родной
Рио-де-Жанейро. Цель — найти среди собирателей мусора достойных моделей из
«отбросов общества» для создания серии портретов «Картины из мусора». Но
искусство не любит следовать простой цели — оно любит решать сверхзадачи,
которые готовы перевернуть наше представление о том, как это может быть, сделать
больно, затрепетать от восторга или присвистнуть от удовольствия. Знакомство с
Мунисом становится тем катализатором, который превращает обычных мусорщиков в
художников, настроенных уже на другую волну жизненных ценностей.
Конечно, рассказанная история выглядит при пересказе идеальной и ясно, какие
драматургические задачи решали создатели «Свалки» — успех и признание в
обществе не являются настоящими критериями творца — но в то же время эта
искренность подкупает. Человеку нужна не только вера. Нужно, чтобы в него
поверили.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Терентий
Рецензия от atma_jiva
Самородки среди отбросов
Только вернулась из кинотеатра с просмотра этого фильма. Надо признаться, впервые
столкнувшись с названием данной работы в анонсах киноафиш, подумала, что сюжет
будет завязан вокруг проблемы загрязнения окружающей среды, утилизации отходов,
с проистекающей отсюда моралью. На деле всё оказалось иначе. Интересный
документал о судьбах людей, причинах, приведших людей к обязанностям «катадорес»
(сборщиков вторсырья) и о том, как можно изменить их жизнь, привнеся в неё что-то
новое, доселе неизвестное и красивое. Своеобразный добровольческий эксперимент
художника Вика Муниса, который прежде и сам занимал отнюдь не наивысшее положение
в социальной иерархии общества. Кстати, понравилось, что в течение фильма
проскальзывает идея о равенстве людей по факту рождения; что всегда нужно верить
в себя и не думать, что ты чем-то хуже человека, достигшего в какой-то сфере больших
успехов, чем ты. «Эти люди прекрасны, просто им не везло в жизни, и это можно
исправить» — золотые слова! Очень интересно наблюдать, как люди преодолевают
свой страх в раскрытии новых способностей, преодолевая установку о том, что раз
они с мусором работают, то и сами якобы отбросы общества — ни на что не способные,
обреченные, без перспектив на будущее. Это классно, что есть такие креативные
люди, как Вик, подающие идеи для социальной реабилитации людей, оказавшихся в
сложной ситуации. Для меня мораль данной ленты сводится к лозунгу «Верьте с себя и
свои мечты! Делитесь своим счастьем, навыками с окружающими! Может среди них есть
кто-то, кто нуждался именно в такой поддержке, но сам того не понимал..» всем
рекомендую — однозначно!
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от atma_jiva