Анна Стен (Стенская) родилась 3 декабря 1908 года в Киеве.
Отец Анны был танцором, работал театральным художником-постановщиком. Мать,
шведка по происхождению, была балериной. В детстве Анна занималась танцами, брала
уроки игры на пианино.
Достоверных данных о раннем периоде её жизни практически не сохранилось.
Существует предположение, что отец погиб во время первой мировой войны и после
его смерти Анна уже работала, чтобы поддержать больную мать.
По другой версии, он остался жив, разыскал потерявшуюся дочь, затем со своей
цирковой труппой колесил по России. К двенадцати годам девочка уже стала звездой
цирка.
Потом играла в любительском театре. Затем на пятнадцатилетнюю актрису обратил
внимание К. С. Станиславский и составив ей протекцию, определил в Московскую
киноакадемию.
Где тут правда, а где вымысел, к рождению которого, возможно, приложила руку и сама
актриса?
Псевдоним
Считается, что получив при рождении имя Анель Судакевич, актриса взяла псевдоним
Анна Стен, однако в титрах её фильма под названием «
Земля в плену»
указаны обе персоналии - и Стен, и Судакевич. Вероятно, это является следствием
ошибки, ибо это на самом деле две разные актрисы. В источниках, где приводится их
фильмография, существуют разночтения. К примеру, ретроспектива фильмов Стен,
проведённая на Международном кинофестивале в Ля-Рошели в 1999 году, включала в себя
картины, в которых фигурирует Судакевич. В то же время в некоторых фильмографиях
Судакевич присутствуют фильмы с участием Стен. Более того, актриса с именем Анель
Судакевич снималась в советском кино в 1920-х («Потомок Чингисхана», «Поцелуй Мэри
Пикфорд»), 1940-х («Иван Грозный») и 1970-х годах («Агония», «Маленькие трагедии»).
Существуют и источники, где в качестве имён Стен указаны Анель Стенская-Судакевич
и Аннушка Стенски-Судакевич. Возможно, подобная путаница связана с совпадением
настоящих имён двух актрис, которые снимались в советском кинематографе в один и
тот же период.
Теперь трудно установить, позаимствовала ли Анна свой псевдоним или образовала
от фамилии матери. Так или иначе с этим псевдонимом она обрела славу.
Карьера в СССР
В 1926 году Анна дебютировала в немом кино, получив небольшую роль стенографистки в
комедии «Мисс Менд». Сценаристом фильма был Борис Барнет, впоследствии он стал
известным советским кинорежиссёром и в 1933 году снял антивоенную картину
«Окраина», удостоенную приза Венецианского кинофестиваля. Он же сыграл в фильме
главную роль и выступил в качестве помощника режиссёра Фёдора Оцепа, за которого
Анна в 1927 году вышла замуж. В последующие годы Оцеп снял жену ещё в четырёх
лентах.
Карьера актрисы в СССР развивалась быстрыми темпами. Она перешла на главные роли
уже в 1927 году, снявшись у Барнета в комедии «
Девушка с коробкой». Затем в 1928 году последовали ведущие роли в фильмах
«
Земля в плену», «
Мой сын» и «Белый орёл»,
режиссёром которого был один из пионеров отечественного кинематографа Яков
Протазанов, а партнерами Анны - театральный актёр Василий Качалов и режиссёр
Всеволод Мейерхольд, Стен стала настоящей звездой советского кино.
Эмиграция в Европу
Некоторые ранние фильмы Стен демонстрировались в иностранном прокате и имели
резонанс, поэтому в 1930 году Анна по линии Межрабпомфильма отправилась в Германию
и снялась там в звуковом фильме «Бухгалтер Кремке». На родину актриса решила не
возвращаться и продолжила карьеру в Европе. В тот же период эмигрировал и её
супруг.
В 1931 году Оцеп снял супругу в двух фильмах. Это были успешные экранизации романа Ф.
М. Достоевского «Братья Карамазовы» - снятая во Франции одноимённая картина и её
версия немецкого производства под названием «
Убийца Дмитрий Карамазов» (актриса исполнила роль Грушеньки).
Продюсером последнего фильма был выходец из России Юджин Френке. Вероятно, на
съёмках между ним и Стен завязался роман, так как в 1931 году актриса оставила Оцепа
и вскоре вышла замуж за Френке. В том же 1931 году Стен появилась ещё в двух картинах,
«Сальто-мортале» и «Бомбы над Монте-Карло», а затем снялась в паре со знаменитым
Эмилем Йеннингсом в драме 1932 года «Бури страсти».
Голливуд
В 1932 году на Анну обратил внимание продюсер Сэмюэль Голдвин и пригласил её в
Голливуд. Она не знала языка, поэтому по прибытию в Америку актрисе пришлось около
года упорно заниматься, чтобы овладеть основами английского и уменьшить акцент.
Её первая американская картина «
Нана», снятая в 1934 году по мотивам
одноименного романа Эмиля Золя, была широко разрекламирована в прессе, однако
кассового успеха не имела.
На протяжении двух лет Анна снималась хотя и редко, но у именитых режиссёров и в
паре со звёздами. В том же 1934 году она сыграла Катюшу Маслову в драме Рубена
Мамуляна «
Мы снова живы» по
роману Толстого «Воскресение» c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова). В 1935 году
последовал дуэт с Гари Купером в мелодраме Кинга Видора «
Брачная ночь»
(премия Венецианского кинофестиваля за режиссуру).
Завершение карьеры
В 1936 году Стен снялась у своего мужа Френке в мелодраме «Одинокая женщина»
(сценаристом выступил Оцеп). Затем она на три года исчезла с экранов, и после драмы
1939 года «Экспресс изгнания» стала сниматься очень редко и преимущественно на
вторых ролях.
1943 год стал последним продуктивным периодом Стен: вышло сразу три фильма на
военную тематику («Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «
Три русские девушки»), где она играла главные роли. Последними работами
актрисы были военная драма 1962 года «Монахиня и сержант» и сериал 1964 года «Арест и
суд».
Свет угасшей звезды
Завершив свою кинематографическую деятельность, Анна Стен занялась живописью. Ее
работы экспонировались в музее в Бостоне, побывали в европейском турне. Сама она
держалась стойко, «до конца своих дней она жила так, как будто ее карьера звезды
была запрограммирована и внезапно разрушена, но все это не отразилось на ее
моральном состоянии» (Ж.Л.Пассек).
Анна Стен умерла 12 ноября 1993 года в Нью-Йорке от сердечного приступа, о чем
появилось сообщение в журнале «Variety».
Память
В Европе ее не забыли. Российские и немецкие фильмы с ее участием вошли в
классический фонд, к которому часто теперь обращаются. В 1999 году во Франции была
устроена специальная ретроспектива, посвященная Анне Стен, где чередой прошли,
одна за другой, ее экранные героини, сыгранные в России, Германии и в Голливуде.