Молодость
Николай Сергеев родился в селе Озерки Курской губернии в семье дворянина. Позже
семья перебралась в Москву, и там, в
1917 году, он окончил Первую московскую гимназию. В том же году Николай
Сергеев поступил на физико-математический факультет Московского университета,
однако доучиться ему помешала революция, и в декабре 1919 года он ушел добровольцем
в Красную армию.
Служить Николаю Сергееву довелось в родной Курской области. В 1920 году он был
назначен на должность секретаря гарнизонного клуба. Именно здесь молодой человек
впервые проявил свой актерский талант, участвуя в самодеятельных постановках. И
после демобилизации из армии в 1921 году он принял решение выбрать актерскую
профессию.
Творчество в довоенный период
В сентябре 1921 года Николай Сергеев поступил на актерский факультет Московского
театрального техникума имени А.В. Луначарского. В свободное от учебы время он
работал агентом на железной дороге и в музее наглядных пособий при Московском
Союзе художников.
По окончании в 1925 году театрального техникума Николай Сергеев поступил в труппу
Московского дома самодеятельного искусства имени Поленова. Там он проработал
недолго, перейдя в 1927 году в профклубную мастерскую при ВЦСПС. В последующие
предвоенные годы актер сменил еще несколько мест работы: в 1930-1932 годах он выступал
в Доме самодеятельного искусства имени Крупской, в 1932-1936 годах - в Театре ВЦСПС, а с
1936 года перешел в Центральный Театр Красной Армии.
В 1937 состоялся дебют Николая Сергеева на киноэкране. В картине режиссера Петра
Малахова «
Глубокий
рейд», посвященной военно-оборонной тематике, актер сыграл командира
фашистской эскадрильи. Правда, эта роль оказалась эпизодической и даже не была
указана в титрах.
Возрастные роли
В годы войны Николай Сергеев работал в Московской филармонии (с 1942 года по март 1943
года) и в Первом фронтовом театре ВТО (с марта по октябрь1943 года). В октябре 1943 года
актер вернулся в труппу Центрального Театра Красной Армии.
Свою первую заметную роль в кино (после ряда эпизодов), Николай Сергеев сыграл в 1954
году, когда ему уже было под шестьдесят. Он снялся в картине Иосифа Хейфеца «
Большая семья», где сыграл старого рабочего-кораблестроителя
Александра Александровича Басманова. Талантливо исполненная роль принесла
немолодому актеру широкую известность. А вслед за первой успешной работой
последовала и другая - роль крестьянина Силантия Ряшкина в драме Михаила Швейцера
«
Чужая родня» (1955). Актеру удалось создать убедительный образ, проникнув
в психологию старого и прижимистого крестьянина-собственника.
После этих работ Николая Сергеева стали регулярно приглашать кинорежиссеры, и в
1959 году актер решил оставить сцену Центрального Театра Красной Армии, отдав
предпочтение кинематографу. За последующие два с лишним десятка лет Николай
Сергеев создал множество разноплановых образов (колхозники и кулаки, монахи и
капитаны кораблей), но их всегда объединяло одно - его сухощавые
персонажи-старики, отличались скупой эмоциональностью и немногословностью.
Появляясь в главных ли ролях, в ролях второго плана, или даже в эпизодах, он всегда
приковывал внимание зрителей с одной стороны своей неординарностью, с другой же -
абсолютной естественностью и полным вживанием в образ.
Одной из лучших работ Николая Сергеева на экране, безусловно, является его роль
всемирно известного иконописца Феофана Грека в исторической драме Андрея
Тарковского «Андрей Рублев». Картина была удостоена наград на престижных
кинофестивалях, а также названа в числе 100 лучших фильмов по опросу киноведов
мира.
Среди других ярких работ актера стоит отметить председателя колхоза Игната
Егоровича Гмызина в социальной драме Михаила Швейцера «
Саша вступает в жизнь», деревенского старосту Овсея Ермолина в драме
Александра Столпера «
Трудное
счастье», Василия Ивановича Базарова в экранизации романа Ивана Тургенева «
Отцы
и дети», Зосима Иванович в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые»,
искусствовед Игорь Владимирович Шагин в военной драме «Пять дней - пять ночей»,
командир корабля, капитан 1-го ранга Николай Васильевич Сергеев в военном фильме
Михаила Швейцера «
Мичман Панин»,
Галилей в сатирической комедии Якова сегеля «
Разбудите Мухина!», музейный хранитель в детективе Анатолия
Бобровского «Возвращение "Святого Луки"», иконописец Данила Косой в
приключенческом фильме «
Достояние республики». Свою последнюю роль в кино - Николай Егорович в
детективе «
Расследование» - актер сыграл, когда ему уже было за восемьдесят.
Личная жизнь
Николай Васильевич Сергеев прожил долгую счастливую семейную жизнь в браке с
актрисой Ольгой Васильевной Долговой . Они вместе служили в ЦТСА и затем вместе
покинули сцену. После ухода из театра Ольга Васильевна посвятила свою жизнь мужу.
Детей у супругов не было, и свою любовь и заботу они перенесли на родную
племянницу Светлану, которая проживала с ними с конца 50-х.
Люди, близко знавшие Николая Васильевича, отмечали его как глубоко порядочного,
интеллигентного, образованного и очень доброго человека. Среди его увлечений
были история, археология и садоводство.
После 1980 года из-за преклонного возраста Николай Васильевич перестал сниматься в
кино.
В зиму с 1987 на 1988 год Николай Васильевич получил серьезную травму - перелом шейки
бедра. Актера доставили в больницу, где он скончался 8 января 1988. Похоронили его на
Ваганьковском кладбище. Супруга Ольга Васильевна скончалась спустя три года от
аналогичной травмы.
С использованием материалов Игоря BIN сайт rusactors.