Юскаев Рустэм Михайлович родился 3 декабря 1963 года.
Окончил отделение психологии при биологическом факультете Саратовского
университета. Два года работал по профессии на военном заводе.
В 1988 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. В
настоящее время работает в Московском театре «Мастерская П. Фоменко».
Работа в кино: «Повести Белкина», «
Собака
Павлова», «
Эйфория», «
Сваха», «
Автобус», «
Двое в
чужом доме» и другие.
Из интервью Рустэма Юскаева от 6 ноября 2010 года: «Три случая, которые
определили всю его жизнь!»
- Я никогда не планировал быть артистом. Окончив психологический, я очень хотел
попробовать поступить на высшие режиссерские курсы, но волею судьбы так
получилось, что, в тот год, когда я приехал в Москву поступать, набора не было. И
тогда по совету друга я решил попробовать поступить на актерский, и пошел в ГИТИС.
Несмотря на то, что я был совершенно не подготовлен, у меня не было никакой
программы, и могло меня спасти только мое знание большого количества стихов, у
меня была некая внутренняя уверенность, что на актерский-то я поступлю.
На первом же туре Ольга Васильевна Фирсова послушала меня, и предложила
пробоваться на режиссуру; мне пришлось признаться в том, что я не готов, и ей
осталось только развести руками, она предложила прийти на следующий год, я
развернулся и вышел. Вот тут она совершила поступок, во многом определивший мою
дальнейшую судьбу: она встала из приемной комиссии, вышла из ГИТИСА, догнала меня,
а я за это время уже успел достаточно далеко уйти, взяла за руку, и сказала, чтобы я
подготовился и приходил через неделю на второй тур, где должен был быть Петр
Наумович, но уже как режиссер.
Надо сказать, что поступление - вещь азартная, и если тебе на первом туре кажется,
ну и черт с ним, то во втором и третьем туре, уже возникает некое желание, и хочется
что-то доказать, и во что бы то ни стало поступить. На втором туре я пришел к Петру
Наумовичу. Он послушал меня, пожалел, пощадил, (смеётся) и сказал, что не знает как
по поводу режиссуры, но стоит попробовать в актерский, и на третий тур я перешел
как актер, ну а дальше я поступил, и надо сказать, что студенчество, которое было в
ГИТИСе, сверхинтересное и наполненное любовью, такого не было в моей жизни
никогда.
После первого курса я понял, что буду учиться дальше, несмотря на то, что я не
планировал быть актером, уходить от этих людей я не имел права, да и не хотел.
В ГИТИСе существовали разные мастерские: мастерская Хейфица, Захарова, а наша -
Петра Фоменко. И в итоге, когда мы закончили ГИТИС, название так и осталось. А уж
если мастерская Петра Фоменко, то как нам еще называться? Мастерами? Нужно шапку
научиться носить, а Фоменки они и есть Фоменки.
Случайностей не бывает, и конечно же у нас театр уникальный, но я думаю, что основа
- это все же Петр Наумович, который сочетает в себе два качества которые
встречаются крайне редко, когда такие человеческие и профессиональные качества
сочетаются в одном человеке - он великий режиссер, и он великий человек.
Я считаю, что мне очень повезло в этой жизни, во-первых, жизнь свела с Петром
Наумовичем, а во-вторых с теми людьми с которыми я работаю в этом театре. Мы вместе
уже 20 лет, и это действительно стало нашим образом жизни.