Российский режиссёр, сценарист и продюсер. Алексей Учитель родился в 1951 году в
Ленинграде, в семье режиссёра-документалиста Ефима Учителя, и основная его
деятельность также связана с документальным и художественно-публицистическим
кино. Его работа в игровом кино началась сравнительно поздно, с 1996 года и картины
«
Мания Жизели», но каждый из его художественных фильмов стал заметным
событием отечественного кинематографа.
Выпускник ВГИКа (мастерская Р. Ильина), Алексей Учитель с 1968 года работал
оператором, а затем и режиссёром Ленинской студии документальных фильмов.
Снимая документальное кино о проблемах современности, Алексей Учитель ещё в 1980
году получил премию Ленинского комсомола за картину «
Сколько лиц у дискотеки?». Это документальная короткометражка была
дебютной картиной режиссёра, и сразу же принесла ему успех. Фильм, в котором
затрагиваются актуальные для тех лет вопросы, снят в форме диспута и показывает
дискотеки Москвы, Новосибирска, Риги, Дубны. К теме рок-музыки и неформальной
культуры Учитель возвращается постоянно. В 1987 году он снимает фильм «
Рок», а спустя три года
создал одноимённую студию. Картина «
Рок» стала поистине культовой. В ней снялись
такие выдающиеся деятели рок-культуры, как Борис Гребенщиков, Антон Адасинский,
Виктор
Цой, Олег
Гаркуша и Юрий Шевчук. В фильме показан быт андеграунда как он есть: одновременно
похожий и не похожий на быт простого обывателя.
В 1990 году Алексей Учитель вновь обращается к искусству как форме протеста. На этот
раз героями его картины «Ёлы-палы, или Митьки в Европе» становятся питерские
художники, писатели и музыканты. Одновременно он снимает фильм «
Обводный канал», в котором очень ярко прослеживается основная черта
как документального, так и игрового кино Алексея Учителя. Это стремление не
просто отобразить действительность, но создать некий поражающий воображение
образный ряд.
Сразу же после трагической гибели Виктора Цоя режиссёр приступает к работе над
картиной «Последний герой», но фильм, основанный на материалах, снятых как при
жизни певца, так и после его смерти, по целому ряду причин так и не вышел в
кинопрокат. Его массовый показ был организован лишь через двадцать лет после
гибели Цоя. Фильм вышел в своей обновлённой версии и назывался уже «Последний
герой. Двадцать лет спустя». С этой картины начинается сотрудничество Алексея
Учителя со сценаристом Авдотьей Смирновой.
В 1996 году по её сценарию был снят фильм «
Мания Жизели».
Этот первый опыт Алексея Учителя в игровом кино был так же успешен, как и первый
опыт в кино документальном. Картина о жизни балерины Ольги Спесивцевой была
отмечена несколькими номинациями на премию «Ника».
Алексей Учитель в интервью для журнала «Европа-стиль»: « До этого я делал
документальное кино и был там в своей тарелке, и у меня была масса планов. Но я
вдруг неожиданно для себя осознал (поверьте, я не играю), что без игрового кино я не
могу. Потому что это та история, когда ты всё конструируешь сам».
А следующая картина Алексея Учителя - «
Дневник
его жены», получив премию «Ника» в номинации «за лучший фильм», стала затем
номинантом на премию «Оскар». Фильм, рассказывающий о последних годах жизни
великого русского писателя Ивана Бунина, на время закрывает тему биографий в
творчестве Алексея Учителя.
Он экспериментирует с игровым кино, обогащая его опытом документальных съёмок, и
в 2003 году представляет зрителю фильм «
Прогулка». Несмотря на
документальную манеру съёмки, фильм был очень тепло встречен массовым зрителем,
не в последнюю очередь благодаря ощущению сопричастности, возникающему в
процессе просмотра.
Ещё через два года режиссёр снова решается на эксперимент: на этот раз он меняет
сценариста и вместе с Александром Миндадзе снимает картину «
Космос как предчувствие». Картина была удостоена премии «Золотой
орёл» как лучшая режиссёрская работа. Творческий поиск режиссёра продолжается и
в психологической драме о чеченской войне «
Пленный», снятой по рассказу
Владимира Маканина «Кавказский пленный», и в кинокартине «
Край», по своему размаху способной
посоперничать с западными блокбастерами - фильм выдвинут на соискание премии
«Оскар».
В творческих планах Алексея Учителя есть и возвращение к теме русского рока -
фильм о водителе автобуса, сбившего Виктора Цоя, и совместный
российско-американский проект «Дом Черчилля», картина о публичном доме,
организованном советскими спецслужбами для иностранных союзников.
Личная жизнь
Жена - Кира Саксаганская (род. 1962), развод с которой не оформлен официально;
продюсер, генеральный директор ежегодного международного конкурса «Послание к
человеку». Сын - Илья (род. 1992), окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
Неофициальная жена - актриса Юлия Пересильд , которая родила ему двух дочерей:
Анну (род. 2009) и Марию (род. 2012).