Ва Юэнь родился 2 сентября 1950 года - китайский актёр, постановщик трюков, каскадёр
и мастер боевых искусств.
В 70-е его можно было увидеть в множестве кунгфу-экшенов на втором плане, в 80-е он
стал одним из главных злодеев боевого кино, а с наступлением Миллениума
неожиданно перерос в одного из самых востребованных характерных актеров - причем,
с комическими нотками. Юэнь Ва в каком-то смысле - законсервированная история
гонконгского кино. Человек, без которого кинематограф этого города-страны
невозможно представить.
Ва Юэнь родился в материковом городе Тьянцзин. Еще в семилетнем возрасте
драчливого мальчика отдали в школу Пекинской оперы, где он попал в группу к
будущим звездам - Джеки Чану, Саммо Хунгу, Юэню Бьяо, Кори Юэню и другим (к моменту,
когда он пришел туда, в группе были только Саммо Хунг и Кори Юэнь, остальные пришли
позже). Позже Джеки Чан скажет, что Юэня Ва его братья всегда уважали особенно - за
немалый талант в боевых искусствах, упорство и выносливость. Чан рассказывал, что
однажды, когда они все делали упражнения по стойке кверх ногами на одной руке и
учитель разрешил отдохнуть, Ва единственный остался в таком положении. Какое-то
время его не трогали, а потом с удивлением увидели, что он просто уснул - еще раз,
стоя на одной руке. В школе Ва сменил фамилию на Юэнь (при рождении ему дали имя Юнг
Кай-Чи) в честь своего учителя Ю Джим Юэня.
Свою кинокарьеру Юэнь начал в 70-х на студии Golden Harvest (если не считать фильм «18
дротиков» 1966 года, в котором практически все ученики Ю Джим Юэня появились в
эпизодах) - причем, первым его фильмом стала эпохальная картина «Кулак ярости»
(1972), в которой Юэнь не только сыграл небольшую роль (естественно, мерзкого японца -
с такой-то внешностью), но и дублировал Брюса Ли в тех трюках, которые требовали
выдающейся акробатики - благо что телосложение у актеров было очень похожее.
Позже Юэнь еще раз выступит дублером Ли в «Входит дракон» (1973).
Как и многие будущие кунгфу-звезды, почти все 70-е Юэнь провел в мизерных ролях - в
основном, на студиях Shaw Bros (где он работал в группе хореографа Танг Чиа) и Golden Harvest
(с Саммо Хунгом). Касательно Shaw Bros известно, что в те времена на студии было три
основных группы экшен-хореографов - первая предназначалась для фильмов Чанга Че,
вторая для творений Лиу Чиа-Лянга, а третья поддерживала фильмы со звездами Shaw,
познания которых в боевых искусствах были весьма ограниченными. Танг Чиа как раз
работал в третьей категории, и Юэнь Ва часто дублировал признанных звезд -
например, Ти Лунга, Ло Лье и Тони Лиу. Говорят, были случаи, когда он дублировал
обоих актеров в поединке (!), а уже на стадии монтажа соперников совмещали на
экране.
В 70-е Ва Юэнь участвовал во многих сложных трюках и неудивительно, что не раз и не
два он был близок к смерти. Один раз сразу же после обеденного перерыва он должен
был выполнить прыжок с пятого этажа пагоды, но когда Ва уже прыгнул, то понял, что
члены съемочной группы оттащили предварительно подстеленные маты на время обеда,
и приземлился так, что его пришлось везти в больницу. А в фильме «Люди-лампы» он
выступал дублером Тони Лиу и в одной сцене должен был выпрыгивать из-под земли, а
игравший злодея Ло Лье кидал в него заостренной бамбуковой палкой. Время немного
не рассчитали - и Юэнь получил палкой в спину. Она воткнулась в его тело рядом с
сердцем - в больницу его доставили, не вынимая ее.
Несмотря на немалый талант и опыт актера, его собственные роли еще очень долго
оставались незначительными (что-то вроде «третий справа в толпе злодеев, падающих
от одного удара героя») - вплоть до середины 80-х. Даже талант хореографа боев в Юэне
разглядели только в 80-х - в 70-х он поставил поединки в боевике «Смертельный удар»,
но следующая его работа в этом качестве датируется лишь 1981-м годом. Это был фильм
«Дуэль века» для Shaw Bros и с этих пор Юэнь стал одним из «штатных» экшен-хореографов
студии.
Правда, ненадолго - в середине 80-х Shaw Bros развалилась и Юэнь подался на вольные
хлеба, где уже давно процветали его братья по школе Пекинской оперы Джеки Чан,
Саммо Хунг и Юэнь Бьяо. Ва пропустил их первые удачи и на подножку поезда
запрыгнул лишь в 1985-м - ему доверили небольшие роли в «
Сердце
дракона» (1985), «Мистере Вампире» (1985), «Моих счастливых звездах» (1985), «Шанхайском
экспрессе» (1986) и «
Где офицер
Туба?» (1986). Кроме того, он выступил как постановщик боев в «Филине против Дамбо»
(1984), обеих частях «Моих счастливых звезд» и уже упомянутом «
Сердце дракона».
Свою первую значительную роль Ва Юэнь получил в военном боевике «
Восточные кондоры» (1987), которому было суждено стать одной из главных
«визитных карточек» десятилетия - в нем актер сыграл одного из главных злодеев и
заканчивался фильм поединком с его участием. Саммо Хунг и Юэнь Бьяо, игравшие в
«Кондорах» положительные роли, остались в восторге и взлет Юэня начался.
Последующие несколько лет принесли ему самые известные его роли - «
Драконы навсегда» (1988), «
В бегах» (1988), «
Ледяная комета» (1989), «
Она
стреляет метко» (1990), «
Похороните меня повыше» (1991), «Полицейская история 3» (1992), «
Парень из
Тибета» (1992), «Кикбоксер» (1993)...
Интересно, что Ва Юэнь всегда находил время для того, чтобы попробовать что-то
новое - еще в 80-е он сыграл безумно смешного трусливого евнуха в «Мистере Вампире
4», а в 90-х охотно снимался в первых хитах Стивена Чоу («
Легенда о драконе» (1991), «Великолепные проходимцы» (1991), «Кулак ярости
1991, часть 2» (1992)). Главным достоинством Юэня Ва всегда было его умение и желание
смеяться над собой - и это приносило свои плоды. В середине 90-х кинематограф
Гонконга переживал серьезный кризис, и Юэнь подался на телевидение, где добился
больших успехов (сериал «Ночное путешествие» (1996) с его участием стал очень
популярным) и откуда возвращался в большое кино лишь время от времени - и не
сказать, что в очень уж большие проекты.
Все изменили «Разборки в стиле кунгфу» (2004), в которых Ва Юэнь сыграл роль, на
долгие годы вперед ставшую его визитной карточкой - смешного неуклюжего
провинциала, который, тем не менее, является тайным мастером боевых искусств. Его
дуэт с Юэнь Циу (еще одной забытой актрисой - к слову, выпускницей все той же школы
Пекинской оперы, также обучавшейся у Ю Джим Юэня) стал одним из украшений этой
успешной картины и сразу же был подхвачен предприимчивым Вонгом Джингом,
создавшим специально для них киносериал «Маджонг и кунгфу» - на данный момент
вышло уже три части. Также он снял Юэня в вампирских экшен-комедиях «
Свидание с вампиром» (2006) и «
Не
открывай глаза» (2006). В личной жизни Юэня Ва все спокойно и стабильно - он давно и
счастливо женат, у него есть дети.
Источник: Hong Kong cinema, Борис Хохлов