Майк Кэхилл - американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр,
известный научно-фантастическими психологическими триллерами «
Другая
Земля» (2011) и «
Я - начало» (2014).
Ранние годы
Майк Кэхилл родился 5 июля 1979 года в Нью-Хейвене, штат Коннектикут в семье
учёных-медиков, два его старших брата стали нейрохирургами.
В возрасте 10 лет Кэхилл был настолько восхищён кино, что захотел стать режиссёром.
Свою первую камеру он купил в ломбарде за 100 долларов, когда ещё был школьником.
Свой первый фильм Кэхилл снял вместе с приятелем в 17 лет. Это была документальная
картина «Карман» (The Pocket) о музыке гоу-гоу в округе Колумбия.
Учёба в Джорджтаунском университете
После окончания школы Кэхилл в течение нескольких месяцев учился на медика, а
затем изучал экономику в Джорджтаунском университете, окончив его в 2001 году.
Во время учёбы в университете Кэхилл установил тесные профессиональные и
дружеские отношения с Брит Марлинг , с которой познакомился на Джорджтаунском
кинофестивале. По словам Кэхилла, вместе с ещё одним другом, также студентом
Джоджтаунского университета и будущим кинорежиссёром Залом Батманглиджем, они
сформировали своего рода киногруппу. Кэхилл вместе с Брит снимал
короткометражные фильмы, в которых Брит играла главные роли, после чего в течение
восьми лет он снимал документальные фильмы, после чего предложил попробовать
снять художественный фильм. По словам Кэхилла, в 2011 году «Зал и я поставили свои
первые полнометражные фильмы, в обоих фильмах Брит была соавтором сценария и
исполнительницей главных ролей. Оба фильма отправились на „Сандэнс“ и оба
приобрела компания Fox Searchlight. И всё это произошло через десять лет после нашего
знакомства. Это было довольно странно».
Карьера в «National Geographic»
Во время учёбы на старших курсах университета Кэхилл начал стажироваться в «National
Geographic», вскоре став их самым молодым штатным полевым продюсером, монтажёром и
оператором. «После нескольких лет съёмок акул, черепах и прочей морской жизни»
Кэхилл переехал на Кубу, где в течение года снимал удостоенный наград
документальный фильм «Боксёры и балерины».
Работы 2006-09 годов
Затем Кэхилл переехал в Лос-Анджелес, где его пригласили в качестве монтажёра
двух музыкальных документально-биографических фильмов для кинофестиваля
«Сандэнс» 2006 года - «Leonard Cohen: I’m Your Man» (2005) о Леонарде Коэне и «Everyone Stares: The Police Inside
Out» (2006) о группе The Police. Кэхилл был также продюсером и режиссёром нескольких
эпизодов документально-публицистического телесериала «Правда жизни».
Художественные фильмы. Влияния на творчество Кэхилла
Большое влияние на творчество Кэхилла оказала научно-популярная литература, в
частности, в области астрономии. В Лос-Анджелесе Кэхилл делил дом с Марлинг и
Батманглиджем, где он «растягивался на полу, слушая аудиокнигу астронома Ричарда
Берендзена, протеже Карла Сагана, который придал поэтический поворот
астрофизической математике».
Кэхилл признавался, что любит фантастические фильмы, такие как «Двенадцать
обезьян» (1995) и «Дитя человеческое» (2006), а также «метафизические фильмы с
заворотом» Кшиштофа Кесьлёвского , особенно «Двойная жизнь Вероники» (1991), а также
его цветную трилогию «Красный» (1994), «Белый» (1994) и «Синий» (1993). В этих фильмах
«ставятся большие вопросы судьбы и выбора», а в «Двойной жизни Вероники» его
также «привлекла идея существования другого тебя, с которым твоя душа может
вступить в связь». Кроме того, действие фильмов Кесьлёвского происходит в
реальности и люди живут обычными жизнями, но одновременно на более глубоком
уровне происходит что-то волшебное". Ещё один фильм, который вдохновлял Кэхилла -
«Баския» (1996) Джулиана Шнабеля .
«Другая Земля» (2011)
В декабре 2009 года Кэхилл решил сделать свой первый полнометражный художественный
фильм «
Другая Земля», где
он выступил режиссёром, соавтором сценария, продюсером, оператором и монтажёром.
Фильм был включен в конкурсную программу кинофестиваля «Сандэнс» в 2011 году, где
завоевал Специальный приз жюри и Приз Альфреда Слоуна, а сразу после фестиваля
был закуплен для проката фирмой Fox Searchlight.
Кэхилл говорит: «Я снял фильм, я смонтировал фильм, я поставил фильм и я был
соавтором сценария фильма, так что на съёмочной площадке мне не надо было
общаться с большим количеством людей, мне не надо было объяснять оператору, как
снимать ту или иную сцену». По словам Кэхилла, съёмки проводились в доме его
матери и его приятеля, а с помощью знакомого полицейского для съёмок
перекрывалась улица и даже четырёхполосное шоссе. Бюджет фильма составил не
более 100 тысяч долларов.
Фильм начинается с новости о том, что вокруг Солнца вращается неизвестная ранее
планета, полностью идентичная Земле. В этот день Рода, 17-летняя талантливая
студентка Массачусетского технологического института, задумавшись о жизни на
другой планете, становится виновницей аварии, в результате которой погибает
беременная женщина с ребёнком. Четыре года спустя Рода выходит из тюрьмы, и, желая
хоть как-то компенсировать утрату, инкогнито устраивается домработницей в дом
овдовевшего мужа убитой ей женщины. Постепенно между ними начинают складываться
всё более близкие отношения, одновременно Рода подаёт заявку на участие в полёте
на планету-близнец Земли.
На фестивале Сандэнс «
Другая Земля»
«стала небольшой сенсацией, благодаря умному увязыванию классической кинодрамы
с налётом экзистенциальной тайны, не говоря о невозмутимой планете, которая парит
над Землёй во многих сценах». Кинокритик Фил Браун, назвал картину «странным
небольшим фильмом с метафизической научно-фантастической историей на заднем
плане и морально неоднозначной инди-драмой - на переднем». По словам Марлинг, они
пытались сделать такой фильм, что даже если его избавить от научно-фантастической
составляющей, то это всё равно будет очень сильный фильм. Как отметила кинокритик
Таша Робинсон, «исходная посылка фильма - определённо научно-фантастическая, но
история разыгрывается как инди-драма, которая исследует метафизические вопросы
грустно, мягко и с глубокой силой. Фильм обладает ощущением реальной жизни, но с
определённой поэзией. Это как поэтический реализм». Деннис Овербай отмечает, что
Кэхилл рассматривает «Другую Землю» как научно-фантастический фильм, несмотря на
незначительный объём компьютерной графики, душераздирающих картин и других
спецэффектов, которые стали характерными чертами жанра. «„Другая Земля“ - это не
научная фантастика того плана, которую мы ожидаем - там нет спецэффектов или
чудовищ. Более того, как фантастика - он нелеп. Неожиданное появление дубликата
Земли не имеет никакого астрономического смысла и противоречит почти всему, что
мы знаем о гравитации и об орбитах планет». По словам Кэхилла, фильм исходит из
одной из наиболее острых идей современной физики. Он как будто допускает
возможность существования мультивселенной. Мы пытаемся понять вселенную через
эту идею множественности - что существуют другие версии тебя и бесконечное
количество версий каждого человека. Кэхилл говорит: «Я хочу побудить зрителей
задуматься, если бы вы стояли за пределами самого себя и лишь наблюдали за собой,
что бы вы сказали об этом странном существе?».
«Я -
начало» (2014)
В 2014 году на кинофестивале «Сандэнс» Кэхилл презентовал свой новый фильм «
Я -
начало», который, как «
Другая Земля», был
удостоен на фестивале Премии Альфреда Слоуна.
Герой фильма, молекулярный биолог Иэн Грэй вместе со своей ассистенткой Карен
ведёт исследования эволюции глаза в надежде найти на генетическом уровне
переходные формы живых существ от незрячих к зрячим, и выделить специфическую
ДНК, которая отвечает за появление глаза. На фоне интенсивных научных
исследований у Иэна завязывается страстный роман с таинственной Софи, которая
придерживается мнения об ограниченности научного познания мира. В тот момент,
когда Карен удаётся выделить уникальную ДНК, показывающую механизм появления
зрения у живых существ, Софи гибнет в результате несчастного случая. Семь лет
спустя, когда Иэн уже является автором широко признанной монографии на тему об
эволюции глаза и женат на Карен, серия событий и его дальнейшие исследования
показывают несколько странных совпадений рисунка глазной роговицы, наводящих на
мысль о возможности существования реинкарнации.
Кинокритик Тодд МкКарти в «Голливуд репортер» написал, что этот «очень сложный и
в визуальном плане роскошный фильм, погружённый в довольно загадочную, но при
этом увлекательную сферу научных исследований... достигает исключительного
баланса между эмоциональными и интеллектуальными аспектами своей необычной
истории», отмечая далее, что Кэхилл «ставит свой возбуждающий душевное волнение
режиссёрский дар на службу истории с разносторонними романтическими,
биологическими и метафизическими аспектами». Клодиа Пуйг в «USA Today»
охарактеризовала фильм как «увлекательный низкотехнологический
научно-фантастический триллер», который исследует территорию, «на которой
заканчивается наука и начинается сфера духовного». Назвав фильм «увлекательной
медитацией на тему веры и науки, которая искусно уравновешивает эмоциональные и
интеллектуальные аспекты», Пуйг отмечает, что «самые волнующие моменты „Я -
начало“ происходят в туманной области необъяснимого, и, несмотря на некоторые
сюжетные дыры, фильм удачно срабатывает на нескольких уровнях». Критик заключает,
что фильм «очарователен, тревожен и заставляет думать», а его «финал делает
энергичный поворот, который наверняка воспламенит дискуссию».
По словам Кэхилла, «
Я - начало» является историей,
предваряющей фильм «Я», действие которого должно происходить через 20 лет после
описываемых событий. «Мы работали над „Я“, но не смогли завершить работу из-за
возникших трудностей при написании истории. Мы решили не форсировать работу,
чтобы не выпускать не вполне хороший фильм. Но я стремился что-нибудь выпустить, и
у меня имелась богатая предваряющая история для „Я“, и потому мы сначала
выпустили „Я - начало“ как небольшой сверхнизкобюджетный фильм за миллион
долларов». Searchlight владел правами на все приквелы и сиквелы «Я», который Кэхилл уже
продал компании, но Кэхилл хотел сделать «
Я - начало» независимо и
продать его на «Сандэнсе» так же, как было и с первым фильмом. Searchlight согласился с
этим, и, в конце концов, закупил права на прокат готового фильма после премьеры на
«Сандэнсе» в 2014 году.
По словам Кэхилла, в настоящее время он работает над сиквелом «
Я - начало», а также над
фильмом об инопланетянах.