Российскому массовому зрителю ее имя и фамилия мало о чем говорят. Картины, в
которых она снималась, принято характеризовать словом «артхаус» - так называют
некоммерческое авторское кино, задача которого состоит в том, чтобы донести до
зрителя идею в чистом виде и натолкнуть его на размышления.
Екатерина Голубева родилась в Ленинграде в 1966 году, впоследствии закончила ВГИК,
а начало ее кинокарьеры пришлось на восьмидесятые годы. Тогда молодая эффектная
актриса снялась в драме Леонида Мартынюка «
Научись танцевать», а еще через некоторое время вышла замуж за
литовского режиссера Шаунаса Бартаса и стала украшением многих его проектов.
Кинокартина «
Нас мало», снятая Бартасом в 1996 году, была представлена на Каннском
кинофестивале и попала в программу «Особый взгляд».
«Пола
Х»
В 1999 году Каннский фестиваль снова открылся картиной, в которой главную роль
сыграла Екатерина Голубева. Фильм назывался «
Пола Х», снял его французский
режиссер
Леос
Каракс. О том, насколько серьезным был этот проект, можно судить уже по тому,
что партнерами Голубевой оказались Гийом Депардье и Катрин Денев.
Съемки в этой картине обернулись для Екатерины Голубевой стрессами. Ее героиня на
протяжении фильма дважды пыталась покончить с собой. И актриса впоследствии
рассказывала, что, отработав сцены самоубийства, наутро проснулась с седыми
волосами.
Драма как стиль жизни
Ее собственная жизнь оказалась не менее драматичной, чем судьба ее героинь. После
знакомства с Леосом Караксом Екатерина рассталась с первым мужем, а Каракс ради
нее тоже ушел из семьи. Этот процесс прошел достаточно болезненно для обоих, и у
Голубевой появилось склонность к депрессиям. Впрочем, она сама связывала это с
тем, что ей очень часто приходится играть женщин со сломанной судьбой.
Екатерина Голубева почти никогда не давала интервью западным изданиям, но для
российских СМИ старалась делать исключение. Она признавалась в том, что ей очень
не хватает России, но в то же время она не представляла себе иного стиля жизни, чем
на три страны сразу: Франция, Россия, Литва. Именно в Литве ее признали «своей»
актрисой, и она с признательностью говорила об этом.
«Ростов-папа»
Одной из ярких работ Екатерины Голубевой можно назвать мини-сериал Кирилла
Серебренникова и Ильи Малкина «Ростов-папа». Его премьера состоялась в 2000 году.
Актриса потом признавалась, что с этим фильмом ей повезло в том смысле, что
довелось работать с профессионалами - Ольгой Хохловой, Алексеем Макаровым,
Анатолием Лобоцким, Всеволодом Шиловским. Голубева в нем сыграла некую роковую
женщину, современную искусительницу. Таких часто называют стервами, но Екатерина
не соглашалась с таким определением, так как ей в этом образе виделось совсем
иное.
Серия, в которой можно было увидеть Екатерину Голубеву, - это переложение на
современный лад истории легендарной Кармен. По вине главной героини гибнут люди,
и со стороны может показаться, что она получает от этого некое удовольствие. Но
Голубева нашла другое объяснение ее поведению: современная ростовская «Кармен» и
рада бы вырваться из цепких лап беды, да не получается, и потому ее плохая «карма»
распространяется на всех, кто хочет соединить с ней свою жизнь.
Депрессия без выхода
В 2011 году Голубева после долгого перерыва, наконец, решила принять участие в
проектах, рассчитанных на массовую русскоязычную аудиторию. Она начала работать
у украинского режиссера Евы Нейман в военной драме «
Дом с
башенкой» и у Рамиля Салахутдинова в детективно-приключенческом сериале «
Которого
не было». Ни первый, ни второй не были завершены на тот момент, когда Екатерины
Голубевой не стало.
Причины смерти актрисы так и не были названы, но ее близкие и друзья склонны
считать, что виной всему могли стать затяжные депрессии, преследовавшие Голубеву
все чаще. Для российских зрителей она так и осталась неведомой звездой.
44-летняя Екатерина Голубева, мать троих детей, скончалась 14 августа 2011 года при
невыясненных обстоятельствах. Похоронена 20 августа на кладбище Пер-Лашез. Памяти
Катерины Голубевой посвящён фильм Лео Каракса «Корпорация «Святые моторы»».
Автор Светлана Усанкова