Ни́на Ха́ген (нем. Nina Hagen, настоящее имя - Катари́на Ха́ген (Catharina Hagen); 11
марта 1955 года, Восточный Берлин, ГДР) - немецкая певица, панк-рок музыкант, автор
песен, актриса. Телеканал MDR назвал её «Матерью немецкого панка». В 2011 канал Arte
назвал её «крёстной матерью немецкого панка». Нина Хаген обладает поистине
уникальным голосовым диапазоном в четыре октавы, позволяющим ей уверенно
исполнять партии также и в очень низком регистре, вплоть до «соль» большой октавы,
характерного для баритона.
Дочь сценариста и журналиста Ханса Хагена (Hans Oliva-Hagen, 1922-1992) и актрисы Евы-Марии
Хаген (Eva-Maria Hagen, род. 1934). Её дед по отцовской линии погиб в концлагере
Заксенхаузен (отец певицы был евреем).
Молодая Нина Хаген мечтала стать актрисой в ГДР, но провалилась на вступительных
экзаменах в актёрскую школу в 1972 году. В 1970-х пела в разных коллективах (в том числе
в Польше). Получила известность в ГДР как участница группы «Automobil».
В 1976 году из-за политических проблем, связанных с её отчимом и единомышленником
Вольфом Бирманом, эмигрировала из ГДР в Великобританию.
В 1977 году переехала в ФРГ, основав собственный музыкальный коллектив «Nina Hagen Band».
В 1978 году вышел первый альбом, также носящий название «Nina Hagen Band», принёсший Нине
Хаген международную известность. Первое выступление состоялось на немецком
фестивале Rockpalast.
В 1979 году выходит второй альбом «Unbehagen» («Неловкость»), после чего Нина распускает
группу и отправляется в Голландию на поиски нового коллектива, с которым она
могла бы покорить Запад, попутно снимаясь в психоделическом фильме про
голландскую молодёжь «Ча-ча» («
Cha-Cha»).
В 1980-х годах Нина Хаген заинтересовалась духовностью и религиями, а также защитой
Прав животных. Это отразилось на всём её последующем творчестве. В 1980 году, после
неудачно начавшегося второго тура по Европе, Нина Хаген принимает решение
переехать в Нью-Йорк, где продолжает упорно добиваться своей цели. Увиденное ею во
время беременности в 1981 году НЛО оказало огромное влияние на дальнейшее её
творчество, сделав её альбомы ещё более специфическими по звучанию и смысловой
нагрузке.
В 1982 году под опекой продюсера Беннета Глотцера, в своё время занимавшегося
такими известнейшими музыкантами, как Фрэнк Заппа и Дженис Джоплин, Нина
выпускает третий по счёту и первый международный альбом «Nunsexmonkrock», принесший ей
известность в США и ряде других стран.
В 1983 и в 1984 годах соответственно на волне успеха выходит двойной (англо- и
германоязычный) альбом «Fearless»/«Angstlos» с хитом «New York, New York».
В 1985 году на свет появляется второй двойной и пятый номерной альбом Нины Хаген «In
Ekstasy»/«In Ekstase», с программой которого Нина производит фурор во всё более новых
странах, таких, как Бразилия (фестиваль «Rock in Rio») и Япония. Год спустя, в 1986 году,
Нина Хаген объединяется со своей давней подругой и певицей Лене Лович для выпуска
сигнла-манифеста в защиту животных «Don’t kill the animals», а также перепевает знаменитый
хит Майкла Джексона «We are the world» на немецком языке («Wir sind die Welt»).
В 1989 году состоялся релиз очередного альбома певицы «Nina Hagen», в котором она
возвращается к панк-истокам своего творчества, не забывая в который раз
использовать в своих песнях многоязыковую лексику, среди которой снова
встречается русскоязычная, и становится едва ли не первой в современной музыке,
исполнившей «Аве Марию». Имиджем певицы занялся Жан-Поль Готье, сделав её образ
более строгим и изящным. Двумя годами ранее, в 1987 году в Канаде выходит сингл «Punk
Wedding». В конце 80-х Нина Хаген участвует в записи одного из альбомов известного
немецкого певца Удо Линденберга.
В 1991 году выходит альбом «Street», удививший многих поклонников нехарактерным для
своего времени звучанием. Продолжением электронной темы стал дуэт Нины Хаген с
исполнителем Adamski в песне и видео «Get Your Body» в 1992 году. В марте того же года артистка
получает полчаса в месяц эфирного времени для собственной передачи на канале
RTLplus.
В 1993 году Нина Хаген выпускает альбом «Revolution Ballroom», прославивший Нину клипом на
песню «So Bad», ставшим одним из самых громких за всю её карьеру. В записи этого
альбома принимал участие Phil Manzanera, гитарист группы Roxy Music.
В 1995 и 1996 годах выходит двойной альбом певицы «Freud Euch»/«Bee Happy» соответственно,
которым Нина Хаген ещё раз подтверждает свой неизменный статус матери панк-рока.
Две песни из этого альбома были использованы в одной из серий
научно-фантастического триллера «Tatort», где Нина Хаген сыграла роль певицы в
клубе.
В 1999 году появляется юбилейный, десятый по счёту альбом певицы, ориентированный
больше на поклонников древнеиндийской философии и мифологии, влияние которой
достигло своего апогея в творчестве Нины, из-за которого назрела необходимость
выпустить работу, полностью посвящённую тибетским рагам, мантрам и бхаджанам.
Этот год ознаменован также выходом песни и клипа «Fieber» в дуэте со всемирно
известной немецкой группой Oomph! и вторым выступлением на Rockpalast. Годом ранее, в 1998
году, Нина Хаген принимает участие в записи дуэта с певцом Thomas D в песне «Solo», также
снявшись в одноимённом клипе и сыграв Бабу-Ягу в фильме ужасов «
Василиса» в Киеве,
Украина. Вскоре также выходит документальный фильм о династии Хагенов, а через
три года появится и автобиографическая книга Нины Хаген «That’s Why The Lady Is A Punk». К
100-летнему юбилею Бертольта Брехта Нина переехала в родной Берлин. Вместе с Мерет
Бекер она выступала на т. н. панк-брехт-вечерах «Wir hießen beide Anna» («Нас обеих зовут
Анна»). В 1999 году для двойного альбома спела целиком «Трёхгрошовую оперу»
Брехта.
В 2000 году Мать панка возвращается с альбомом «Return Of The Mother», снова вступив в борьбу
с системой с призывами человечества к перемене взглядов на мир. Через год Нина
Хаген принимает участие в записи песни для альбома немецкого дуэта Rosenstolz «Die Schwarze
Witwe». А ещё через год происходит исторический визит Нины Хаген в Москву, где она
выступает в клубе Б2, а интервью с эксцентричной певицей транслируют по
центральным каналам российского телевидения.
В 2003 году выходит альбом с каверами легендарных англоязычных мировых хитов
прошлых лет «Big Band Explosion». Мировой же успех снова вернулся к Нине Хаген благодаря
кавер-версии известного хита группы Rammstein «Seemann», исполненной вместе с финским
квартетом Apocalyptica, снявшимся с ней в одноимённом видео. В 2004 году Нина Хаген
снимается в роли злой царевны в комедийном фильме ужасов «7 Zwerge» по мотивам
популярной сказки «Белоснежка И Семь Гномов».
В 2006 году выходит логическое продолжение предыдущего альбома «Irgendwo Auf Der Welt». С
августа 2006-го года Нина - член жюри телешоу «Popstars» на немецком телеканале Pro7. В
этом же году выходит продолжение фильма «7 Zwerge».
В 2009 году, совместно с единомышленницей в борьбе за права животных Памелой
Андерсон, панк-дива снимается в нашумевшем рекламном ролике PETA. 21 октября, в
рамках своего гастрольного тура Нина Хаген вновь посетила с концертом Москву,
который состоялся в клубе Б1 Maximum. Во время второй части турне, 16-го июля 2010-го года,
состоялся выпуск нового альбома панк-дивы. Разочаровавшись в индуизме, певица
отложила выпуск рок-альбома, и за один год записала «Personal Jesus», состоящий из
евангелических песнопений, подкреплённый новой книгой «Признания», вышедшей в
марте. Следом за ним, как это уже было в 1999-2000-х годах, панк-дива выпускает
долгожданный панк-альбом, с помощью которого она «продолжает работу по изменению
сознания человечества и установлению мира на планете Земля». В него вошли как уже
полюбившиеся поклонниками концертные хиты «Killer», «Soma Koma», «Süsses, Süsses Lied Der
Errettung», так и другие, доселе неизвестные композиции. 11.11.11 вышел новый альбом Нины
Хаген, получивший название Volksbeat. Практически сразу же после его выхода
панк-королева приступила к работе над международным альбомом, в котором
ожидается много электронной и танцевальной музыки.
В 2012 году Нина Хаген, как и впоследствии многие другие мировые знаменитости,
выразила поддержку арестованным участницам группы по нашумевшему делу Pussy Riot.,
при этом добавив, что не одобряет их действий, но протестует против излишне
сурового наказания.
2013 год прошёл для певицы под знаком театра Берлинского Ансамбля, где певица стала
проводить вечера, посвящённые Бертольту Брехту, нередко вместе со своей матерью и
дочерью. На социальной ниве тоже успех - во многом благодаря её усилиям после
многолетнего незаслуженного принудительного психиатрического лечения свободу
получил Густль Моллат.
2014 год принёс поклонникам выпуск диска со стихами другой жертвы психиатрии -
Илоны Хаслбауэр (освобождена в 2015-м), выход двух мультфильмов: Пчела Майя и Седьмой
Гном (предыстория «7 Zwerge»), в озвучивании которых приняла участие Нина Хаген, а
также её возвращение в кино в качестве актрисы. В 2016-м артистка отметила 45-летний
юбилей на сцене.