Алексей Красовский - российский режиссер и сценарист, родился 20 декабря 1971 года в
Горьком (ныне Нижний Новгород) в семье врачей.
С ранних лет любил сочинять. Однако после школы окончил медицинский институт,
получил специальность хирург-стоматолог (челюстно-лицевые операции). По
специальности работал пять лет.
Параллельно продолжал писать, занимался журналистикой. Перебравшись в Москву,
работал в больнице и одновременно начал работать на телевидении - с его участием
выходили такие передачи, как «До 16-ти и старше» и «Марафон 15», для них он писал
подводки, сценарии, а иногда, когда не было актеров, и снимался в них сам.
Алексей написал сценарий к сериалам «Откровения», «Общая терапия», «
Цена
жизни». В качестве режиссера снял короткометражный фильм и один сериал.
В 2016 году на экраны вышла драма «
Коллектор» в главной
роли с Константином Хабенским, где Алексей Красовский выступил в качестве
сценариста и режиссера.
Интервью Вероники Скурихина с Алексеем Красовским сайту kinomania от 22 июля 2016
года: «Приходится соответствовать сложным обстоятельствам и делать необычное
кино».
Фильм «
Коллектор», где Константин Хабенский один на экране больше часа решает
вопросы жизни и смерти, продолжает шагать по фестивалям. В июне он стал
триумфатором Кинотавра, теперь - заслуженная награда в Карловых Варах. Киномания
поговорила с создателем уникального фильма Алексеем Красовским о том, как
рождалась эта история.
- Вы в киноиндустрии известны больше как сценарист сериалов («Откровения»,
«Общая терапия», «Цена жизни»). Почему «Коллектор» стал именно тем проектом, который вы решили реализовать
самостоятельно?
- Ответ очевиден и лежит в экономической плоскости: потому что это единственный
фильм, на который нужно не так много средств. Я бы с удовольствием снял и другие
свои сценарии, но они требовали значительно больше вложений чем «
Коллектор». А
здесь я понимал, что даже если не найду достаточно денег, то все равно смогу это
реализовать.
- То есть вы и раньше были готовы пересесть в режиссерское кресло?
- Я - да, продюсеры не всегда были готовы его уступить. Даже с «
Коллектором»
очень многие ставили условие, что они дают деньги, но и выбирать режиссера и
актера будут они. Мне это не подходило.
- У сценария «Коллектора» есть своя
история создания? Что вас подтолкнуло к такому сюжету?
- В голове сценариста обычно варится несколько идей, и когда ты находишь героя или
придумываешь, наконец, интересный ход, идея превращается в сюжет, и он занимает
уже все твои мысли. С «
Коллектором» примерно
так и случилось. Я давно хотел сделать монофильм, где герой был бы поставлен в
крайне сложные обстоятельства. Однажды я проходил гастроскопию, и в тот момент,
когда врач проводила процедуру, она отвлеклась на звонок. Так родился коллектор,
умеющий доставать людей в самые неподходящие моменты. Я стал размышлять об этом
человеке, и что будет, если он встретит достойного соперника.
- У вас не только тема, но и сам формат - фильм одного актера - в российском
кинематографе не сказать, что популярный. Я не смогла вспомнить ни одного
российского фильма. Вы что, получается, первопроходец?
- Был еще альманах «Кошечка» Константинопольского, состоявший из пяти новелл. Но в
полнометражное кино, наверное, да, мы первые. Но сделать что-то раньше других не
было целью. Наш фильм появился скорее вопреки, чем благодаря. Будь в российском
кинобизнесе рыночные или хотя бы равные условия, я бы, наверное, дебютировал
иначе. Приходится соответствовать сложным обстоятельствам и делать необычное
кино.
- «Коллектор» значится как триллер. Но это явно формальность. Что вы на
самом деле снимали?
- Триллер задает правила игры, заставляет держать в тонусе сюжет и съемочную
группу. Нас интересовала судьба этого человека, как меняется он и люди, которые
его окружают. Можно назвать это психологическим триллером или драмой или даже
комедией, вы не ошибетесь ни разу.
- В картине вы сравниваете своего героя с моими коллегами, журналистами. То
есть этот фильм мог быть о представителе любой другой профессии, которая требует
манипуляции другими людьми?
- Абсолютно. Про журналистов с удовольствием снял бы фильм. Про политиков... У нас с
вами богатый выбор на интересных персонажей.
- У вас получился действительно монструозный образ, особенно в начале. Это
набор стереотипов или вы действительно изучали работу коллекторов?
- Я все придумал. Сначала написал сценарий, а потом пошел с этим сценарием к
настоящему коллектору, чтобы уже проверить детали. Он поправил меня в каких-то
мелочах, потом мы ему показали фильм, но серьезных замечаний не было.
- Фигура Константина Хабенского сразу возникла?
- Нет, мы делали пробы и с другими актерами. Многие были удачными, но идеального
попадания не было, к сожалению. Я боялся предлагать Константину Хабенскому роль
по банальной причине - на тот момент у нас не было продюсера и, соответственно,
бюджета. Когда этот вопрос разрешился, жить стало легче: я отправил Константину
сценарий, он прочитал, мы встретились и начали готовиться к съемкам.
- Знаете, мне нравится, что ваша история создания «Коллектора» лишена
какой-то ненужной поэзии. Все четко, по-рабочему. Оттого интереснее узнать ваши
ощущения, которые вы испытали, когда начали сами реализовывать свой собственный
сценарий. Ведь одно дело, что вы там себе придумали, а другое - как оно пошло на
съемочной площадке.
- Любая идея сильно отличается от результата. Каким бы я себе не представлял фильм
до начала съемок, он все равно в итоге будет совершенно другим. В нашем случае было
приятно видеть, как ряд сцен, задуманных изначально скромными по реализации,
потом были решены иначе, смелее.
- Константин Хабенский в своих интервью тоже говорил о вызовах...
- Да, он нас подстрекал постоянно. В конце фильма есть длинная сцена - мы хотели ее
решить иначе, через несколько кадров, боялись не уложиться в срок. А Константин
убедил нас попробовать снять ее всю до конца одним кадром. Вот на это «слабо» мы
повелись.
- Он еще рассказывал о том, что вы нарушили каноны киносъемки и снимали фильм
последовательно.
- Да, мы снимали по хронологии. Это ужасно неудобно с точки зрения производства.
Зато комфортно актеру и режиссеру. Поскольку здесь было важнее создать
психологический рисунок роли, мы решили идти последовательно.
- А пространство, в котором вы снимали, можно назвать эргономичным для
работы?
- Нам отдали весь огромный этаж, который был совершенно пустым, мы заняли такой
уголок, где обустроили кабинет нашего коллектора, место для секретарши. Кухню и
балкон почти не трогали, только захламили чуть-чуть. Там было очень уютно, жаль
было уходить.
- А как в этом пространстве разворачивался оператор, Денис Фирстов? Ведь не
просто же так он получил приз «Кинотавра» за свою работу.
- Оператору было труднее всех, потому что средств было мало, а задач много: мы с ним
договорились, что света постепенно будет становиться все меньше и меньше. То же
касалось и пространства, которое как бы сжималось вокруг героя. Словом, для него
это была непростая задача, но, по-моему, он блестяще с ней справился.
- У вас режиссерский дебют, и вы сразу начали победоносное путешествие по
фестивалям: 2 награды «Кинотавра», одна - в Карловых Варах. При этом у вас уже есть
конкретная дата проката, вас взяла под крыло компания «Disney» в России. То есть
дальнейшая судьба картины решена, или вы продолжите участвовать в
фестивалях?
- Все будет зависеть от того, возьмут ли нас куда-то еще. Нас зовут, но поскольку
программы этих фестивалей пока не объявлены, не хочу забегать вперед.
- Ну, и завершая наш разговор, мэсседж-то в фильме есть? Кроме того, что вы
реализовали свою идею.
- Я бы предложил перестать друг друга травить. Сегодня, несмотря на все достижения
медицины, человеческая жизнь остается все еще хрупкой.