Александр Валентинович Марин (Alexandre Marine) - советский, российский и канадский актер,
режиссер, драматург, театральный деятель, педагог. Заслуженный артист Российской
Федерации.
Александр Марин родился 30 сентября 1958 года в Красноярске.
Окончил ГИТИС, курс Олега Табакова.
Театральная деятельность
После окончания института начал работать в официально еще не открытой Студии на
улице Чаплыгина. Александр Марин - один из тех, кто стоял у истоков создания
«подвального» театра, участвуя в спектаклях не только как актер, но и как
ассистент режиссера Олега Табакова. За годы работы в театре-студии им сыграно
несколько десятков ролей самого разнообразного плана. В частности, актер сыграл
главные роли в таких знаковых для театра спектаклях как «Затоваренная бочкотара»
(Володя Телескопов) и «
Ревизор» (Хлестаков).
Незаурядное актерское дарование, внутренняя психологическая подвижность,
широчайший актерский диапазон сделали Александра Марина одним из самых заметных
театральных актеров 90-х годов, глубоко и интересно воплощавших на сцене это
время.
Сотрудничал с Московскими Театральными Мастерскими: Раскольников -
«Преступление и наказание».
Режиссёр
Как театральный режиссер Александр Марин дебютировал в 1980 году с постановкой
«Доктор Фауст» Гете в Студии Табакова.
С 1992 года Марин активно занимается режиссурой. Первая его самостоятельная работа
- «Миф о Дон Жуане» по мотивам произведений о «великом соблазнителе» -
зарекомендовала Марина как режиссера яркой и острой формы, неожиданного и
смелого интерпретатора знакомых сюжетов.
Во многих случаях Марин сам оказывался автором пьес и инсценировок для своих
спектаклей. Так было со спектаклем по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» (1999),
постановкой по произведениям Гофмана «Песочный человек» (2000), спектаклем «Брак
2.0» по рассказам и одноактным пьесам А.П. Чехова (2012), спектаклями по Г.Флоберу
«Эмма» (2014) и У.Шекспиру «Буря. Вариации» (2015) .
Сам прекрасный актер, Александр Марин умеет и любит ставить «бенефисные»
спектакли, в которых в полной мере могут раскрыться дарования участвующих в них
актеров. Для своего учителя Олега Табакова, им была поставлена пьеса А. де
Бенедетти «Сублимация любви» (1997), затем последовали «Провинциальные анекдоты»
А.В. Вампилова (2002), «Сестра Надежда» А.М. Володина (2012), «Три сестры» А.П. Чехова (2014),
«Мадонна с цветком» по роману М. Глушко (2015), «Безымянная звезда» М. Себастиану
(2016).
Много лет Александр Марин преподает и ставит спектакли в разных странах мира.
Особенно часто он работает в Канаде, где является педагогом Национальной
Театральной Школы, а также руководителем театра «Deuxieme Realite».
В 2015 году состоялось его возвращение на родную сцену «Табакерки» как актера.
После двадцатилетнего перерыва он сыграл новую роль - Просперо в спектакле «Буря.
Вариации».
За рубежом
С середины 1990-х проживает в Монреале (Канада), где выступил создателем и
художественным руководителем одного из самых ярких театральных коллективов в
Канаде - «Theatre Deuxieme Realite» (Театр Вторая Реальность). Поставил много спектаклей в
различных театрах Канады, среди них - «Дядя Ваня», «Мастер и Маргарита», «Зимняя
сказка», «Гамлет», «Палата №6» и др.
Как режиссер, известен в разных странах. В Московском Художественном Театре с
успехом шла поставленная им «Утиная охота», в театре Табакова - «Идиот», «Песочный
человек», «Сублимация любви», в Империи Звёзд - «Трамвай Желание» (гран-при за
лучший спектакль 2006 года на всероссийском фестивале «Амурская осень»). В Токио он
широко известен своими работами с японской кинозвездой Комаки Курихара («Мамаша
Кураж» и «Антоний и Клеопатра»). Нью-Йоркский зритель имел возможность увидеть
его постановки «Macbeth.com» и «Чайка 22 88».
Участник многих престижных театральных фестивалей и гастролей в Европе, Америке
и Японии. Автор и постановщик своих собственных пьес: «Молчание-2», «28-28» и
«Евангелие от Саломеи».
Кинематограф
С 1981 года начал сниматься в кино. Первая узнаваемость к нему пришла после ролей
журналиста Кости Воробьёва в ленте «
Среди тысячи дорог» и Володи в мелодраме «
Еще люблю, еще надеюсь».
В 1989-м сыграл главную роль в криминальной драме «
Приговорённый». Его герой - Павел Завьялов, который, отслужив в
Афганистане, поехал к другу и устроился шофером в колонну, где работали и бывшие
уголовники. Однажды он встретил девушку Зою (Татьяна Яковенко), которая
попросилась к нему в машину, но так уж вышло, что подвезти ее не смог, а позволил
пересесть к друзьям: те гнали свою машину по наикратчайшему пути. Когда Павел
нашел Зою и понял, что они с ней сделали, то сам решил вершить суд. В результате он
оказывается заключенным в колонии усиленного режима на Колыме.
Значимой стала роль Толи в арт-хаусной комедии 1991 года «
Казус
импровизус» по мотивам пьесы Александра Буравского «Учитель русского».
Действие происходит в курортной больнице, места в которой предприимчивый
главврач Попов (Владимир Машков) сдает вполне здоровым отдыхающим. Опасаясь
проверок, Попов держит своих «мнимых больных» на строжайшем режиме, запрещая
выходить даже в туалет. Вот в такой, трагикомической, ситуации встречаются герои
фильма - молодой учитель Толя и пенсионерка Козицкая (Мария Миронова), ехавшие
сюда, чтобы погреться на солнышке и покупаться в море.
В 1990-е сниматься перестал. В 2010-м вернулся на экран в фильме «
Сны старого отеля».
В 2011-м исполнил главную роль в ленте «
Первый
русский» Владимира Левина. Его герой - Григорий Зайцев, он случайно попадает в
Канаду на лечение в рамках международной гуманитарной программы по реабилитации
алкоголиков. На родине его ждут жена Дуся и дочка Лиза. Однако, отправив мужа в
Канаду, а дочь - в деревню к бабушке, жена тут же заводит роман с майором милиции
Петровичем. А Григорий тем временем в Канаде резко меняется: сам, безо всякого
вмешательства врачей, бросает пить, заводит друзей, помогает людям, спасает
больного ребенка и находит любовь.
В 2018-м снялся в сериалах «
Остаться
в живых» и «
Гурзуф». Спустя год появился в фильмах «
Юморист» и «
Воскресенье».
В 2020-м режиссер Константин Богомолов пригласил его в свой триллер «
Хороший
человек».
Педагогическая деятельность
Член факультета Института передового театрального обучения при Гарвардском
Университете. Преподаёт в Национальной театральной школе Канады, Школе-студии
МХАТ и в пяти других университетах США и Канады.