Ефим Александрович Каменецкий - советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист России.
Ефим Александрович родился на Брянщине летом 1935 года в маленьком городе
Новозыбкове. Через несколько лет их семья переехала в Пензу, и именно с этим
славным городом связаны все детские и юношеские воспоминания актера. После школы
он закончил историко-филологический факультет педагогического института и
параллельно занимался в театральной студии при областном пензенском театре.
Путь к сцене
После окончания студии, несмотря на то, что официального диплома о театральном
образовании у Ефима Каменецкого не было, его пригласили работать в ТЮЗ города
Казань. Через три года в Казани актер поступил в Большой Драматический Театр им.
Качалова. В Казани Ефим Каменецкий познакомился со своей будущей супругой,
актрисой Галиной Никулиной, которая в то время училась в казанском театральном
училище. Вскоре уже вместе они переехали в Ригу, где произошло судьбоносное в
своем роде знакомство с режиссером Игорем Владимировым. В 1969 году по приглашению
знаменитого режиссера театра им. Ленсовета Ефим Каменецкий переехал в Ленинград.
Начался новый этап в жизни.
Театр им. Ленсовета
В театре им. Ленсовета актер проработал почти двадцать лет. Наверное, не без
оснований можно предположить, что годы работы в театре им.Ленсовета были одними
из лучших в творческой биографии Каменецкого. 70-80-е годы - «золотое» время театра
им. Ленсовета. Такие спектакли, как «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская»,
«Преступление и наказание», «Трехгрошовая опера», «
Укрощение строптивой» пользовались бешеной популярностью у зрителей -
очередь за билетами занимали с раннего утра. Во многом лицо театра под
руководством Игоря Владимирова определял поистине «звездный», легендарный
актерский состав: Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Михаил
Боярский. Чудесные партнеры, выдающаяся режиссура, добротный материал дали Ефиму
Александровичу роли в спектаклях по пьесам Игната Дворецкого («Человек со
стороны», «Ковалева из провинции», «Последний отец»), «Наедине со всеми»
Александра Гельмана. Театралы по сей день помнят его Порфирия Петровича в
спектакле Игоря Владимирова «Преступление и наказание». В конце 80-х годов актер
ушел из театра Ленсовета и около года проработал в труппе Малого Драматического
театра.
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
В 1987 году, уже зрелым мастером, актер пришел в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, где
прослужил уже без малого 25 лет. Здесь он оказался в той благодатной среде, в
которой решались творческие задачи, близкие его духу. Одной из первых работ в этом
театре стала роль Ведущего в «Колыме» И. Дворецкого. В этой молчаливой роли Ефим
Каменецкий показал редкое искусство держать паузу, - в тишине передать душевную
боль, трагедию сталинского времени, которую пережил его герой. На этой сцене
актером было сыграно множество ролей. Каждая из них становилась событием не
только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города.
Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного», Тальберг из «Дней Турбинных»,
Варенн из «Робеспьера», Панкрасс из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика
и Доктора в «Андорре» М. Фриша, Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина.
Несуетность личности актера выражается в каждой, даже маленькой роли. Так, на
скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной
пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены,
фанатично преданного театру. Рисунок этой роли был столь богат внутренними
психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы
Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не
написал...».
Тема «художника и власти» получила неожиданное ироническое развитие в легком
спектакле-шутке, анекдоте из актерской жизни «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь,
когда в кране идет вода, или Поговорим как художник с художником» по пьесам
Р.Андерсон и Л. Зорина на сцене театра «Приют комедианта». Право на свободу
творчества отстаивал его герой в пьесе Т. Дорста «Я, Людвиг Фейербах».
Ненавязчивое чувство юмора и художественный такт придают каждой работе особое
изящество. Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня -
задача вполне реальная. Е. Каменецкий - актер универсальный, отлично владеющий
искусством отстранения. В последних работах мастер исключительно точно работает
в жанре трагифарса. В «Бульварной истории» А. Николаи артист играет счетовода
крупной фирмы Луиджи Палья, больного, как и его случайные знакомые по скамейке,
одиночеством, «склонного на душевный компромисс, с готовностью идущего навстречу
новым друзьям».
Е. А. Каменецкий тонко чувствует литературный материал, его стилистику. Это
позволяет ему выступать в качестве автора инсценировок. Так, в Русской Атрепризе
им. Андрея Миронова идет спектакль «Скандал в Пассаже», в котором Е. Каменецкий
выступил не только как актер, но и как автор пьесы по мотивам сатирических
произведений Ф. Достоевского. В спектакле театра «За Черной речкой» - «Любовь и
странствия прапорщика Гринева» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») он
является и актером, и автором инсценировки, и сорежиссером. По заказу одного из
Лондонских театров Ефим Каменецкий написал инсценировку по роману Ф.
Достоевского «Преступление и наказание».
Одержимость театром в актере не угасает. Творческий режим актера предельно
уплотнен. Ефим Александрович участвует во многих театральных проектах города. В
«Антрепризе им. Андрея Миронова» он играет Сорина в «Чайке» режиссера А.
Товстоногова, в Молодежном театре на Фонтанке, в «Приюте комедианта». В театра «За
Черной речкой» его можно увидеть в постановке 2002 года «Осторожно - золотая рыбка!»
современного эстонского драматурга Я. Тятте. С бывшими учениками мастер сыграл
сказочного старика, демона-искусителя Освальда. Удивителен его профессор Гейгер
в спектакле БДТ им.Товстоногова «Перед заходом солнца».
Работы на радио и телевидении
Редкой окраски голос и доверительная интонация расширили необычайную
популярность за счет радиослушателей. Труд закадрового диктора в документальных
фильмах Ефим Александрович превратил в высокое искусство.
Многие запомнили его в работах на телевидении. Знаменитый фильм Ю. Панича «
Проводы белых ночей» - одна из тех удач, которые сопровождают работу
талантливого актера всегда, особенно в экранизации классики. По мнению многих
артистов, лет двадцать назад его заменяло телевидение. Телеспектакли снимали в
огромном количестве - чуть ли не 20 в год! Конечно, телевизионный спектакль нельзя
было назвать кинематографом, однако типичные «киношные» актеры обливались потом:
им было очень сложно выдержать такие «театральные» дубли, по-настоящему
просуществовать перед камерами в течение 5-7 минут. Телевидение давало
возможности, которые сейчас дает антреприза, ведь вместе работали не только
актеры из разных театров, но и из разных городов. Ефиму Каменецкому довелось
сниматься с Богданом Ступкой, с Олегом Далем, с Олегом Борисовым, с Натальей
Теняковой, с Ефимом Копеляном... Телевидение свело на годы с Александром
Демьяненко.
Педагогическая работа Ефима Александровича представлена уже несколькими
курсами выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых
стали популярными актерами театра им. В. Комиссаржевской. А его участие в кино и
телесериалах становится гарантом качественной работы, рядом с этим артистом
нельзя работать в «полноги» и остальным участникам. Так же работал как
театральный педагог в Польше и Англии.
Ефим Каменецкий - один из тех редких актеров, в ком нет «актерства». Он не
по-театральному интеллигентен, скромен и удивительно добр. Его глубокие знания,
красота душевных качеств и теплое отношение к окружающим не может не подкупать
каждого, кто оказывается рядом с ним. Он красив, как может быть красивым человек,
искренне любящий мир таковым, какой он есть...
Личная жизнь
Женат на Галине Никулиной, заслуженной артистке РСФСР.
Смерть
Скончался 3 мая 2021 года в Санкт-Петербурге.
Основные даты в жизни актёра
27 июля 1935 года - родился в г.Новозыбкове Западной области, РСФСР.
1958 - окончил Государственный педагогический институт в Пензе.
1958 - 1960 - актер Пензенского областного драматического театра им. Луначарского.
1960-1963 - актер Казанского ТЮЗа
1963-1968 - актер Казанского государственного БДТ им. Качалова.
1968-1969 - актер Рижского театра Русской Драмы.
1969-1986 - актер Ленинградского театра им. Ленсовета.
1986-1987 - актер Малого драматического театра.
С 1987 и по настоящее время - актер театр им.В.Ф.Комиссаржевской.