Детство
АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец
был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в
оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том же театре.
Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый
день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли
забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди
отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в
деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В
таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла
леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь".
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру
распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро
холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом
еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и
болезнь запустили. В городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь
свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали
в корсет... Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с
наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за
кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из
"Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже
играла..."
Школу Лия закончила с золотой медалью
Учеба
В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама
вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное
имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных
металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к
художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В
конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала
актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.
Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее
внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой
травести.
Л.Ахеджакова вспоминает: "Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных
прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том
числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня
"узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла
какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно,
это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни
сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе"".
Современник
В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре
"Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили
актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать
одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать
достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк
поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу.
В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой, работы в спектаклях - "Виндзорские
насмешницы" Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург -Зина
Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса - Леона Доусон,
"Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды -
Зина.
Одна из последних работ - главная роль в спектакле "Селестина".
Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем
Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку
осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене "Современника"
(первая постановка - спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет
главную героиню - колдунью и сводницу Селестину.
Н.Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к
театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то
движения... У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько
же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится
играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно".
Кино
С 1973года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная
любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось
раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме
"Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней
проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой
ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее
одиночество и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша
Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина
может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей
секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979)
Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная
актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант
проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла
нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации
за лучшую женскую роль второго плана.
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в
ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже". Персонажи ее, вроде бы,
не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой
заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.
Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся
многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие.
Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о
глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и
боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает
свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она
снималась среди плеяды замечательных актеров - А.Фрейндлих, В.Гафта,
О.Басилашвили, А.Мягкова и других.
Политические взгляды[/b]
Ахеджакова известна своей активной гражданской позицией, неизменно поддерживая
первого президента России Бориса Ельцина. Неоднократно выражала своё несогласие
с последующей властью, в частности, выступала против суда над Михаилом
Ходорковским и процесса по делу «ЮКОСа». В 1996 и 2003 году была среди деятелей
культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти
к переговорному процессу. На выборах традиционно голосовала за «Союз правых сил».
С 2011 года Ахеджакова критически относится к деятельности Владимира Путина. В
преддверии митинга 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова в Москве записала
обращение к участникам акции, в котором подвергла критике действующую власть, а
также обратилась к членам прокремлёвских молодёжных организаций, посоветовав им
не участвовать в акциях в поддержку властей.
В марте 2014 года высказалась против возможности введения российских войск на
территорию Украины, подписала письмо российского «Союза кинематографистов и
профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам
с Украины, осуждающее «российскую военную интервенцию на Украину», подписала
обращение в защиту российского музыканта Андрея Макаревича, выступившего с
критикой политики российских властей на Украине. Также вместе с рядом других
деятелей науки и культуры выразила своё несогласие с политикой российской власти
в Крыму.
21 июля 2014 года актриса,
выступая на радиостанции «Эхо Москвы», прочитала стихотворение Орлуши «Реквием
по МН-17», где от лица России взяла на себя ответственность за сбитый над Донецкой
областью пассажирский самолёт и назвала бойцов вооруженных формирований ДНР
«террористами». В мае 2018 года Ахеджакова (в числе 60 деятелей науки и культуры)
подписала письмо Путину в защиту арестованного правозащитника Оюба Титиева, а
также поддержала осуждённого в России украинского режиссёра Олега Сенцова.
В сентябре 2020 года поддержала протестные акции в Белоруссии. В апреле 2021 года
поддержала Алексея Навального.
С момента начала специальной операции в Украине Лия Меджидовна выступала с
осуждением российской политики.
Личная жизнь[/b]
Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных
киноролей актер Малого театра
Валерий
Носик , скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много
лет назад. Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник
- достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.
Пару
слов об актрисе[/b]
Актер Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются открытость,
незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной
работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного
масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая
мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не
говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото
всех и вся, готовый терпеть и дальше..."