Пол Гринграсс - английский кинорежиссёр, продюсер, писатель и сценарист.
Пол Гринграсс родился в Чиме, графство Суррей, Великобритания, 13 августа 1955 года.
Желание попробовать себя в качестве режиссера изъявляет еще во время обучения в
средней школе, вместе со своим школьным товарищем, снимая на 8-ми миллиметровую
камеру несколько любительских короткометражек. Получив диплом Кембриджского
университета, в течение 10 лет проработал на телевидении, снимая документальные
сюжеты для программы «Мир в действии».
В игровом кино, режиссер довольно успешно дебютирует в 1989 году с антивоенной
картиной «
Воскресшие». Лента
была удостоена премии Отто Дибелиуса и номинирована на премию «Золотой медведь»
международного кинофестиваля в Берлине. В течение нескольких последующих лет
Гринграсс работал на британском телевидении, поставив в этот период несколько
фильмов на политическую и социальную тематику. Одним из таких фильмов становится
триллер «Открытый огонь» (1994), в основу которого легла реальная история о
полицейском, случайно застрелившем невинного человека. За этой работой
последовали еще три: «Один, который спасся» (1996), «Договор» (1997) поставленный по
собственноручно написанному сценарию, и, удостоенная премии Британской академии
кино и телевидения картина, - «
Убийство Стивена Лоуренса» (1999).
В мир большого кино Гринграсс возвращается в 1998 году с комедийной мелодрамой «
Теория полета», главные роли в которой сыграли Хелена Бонем Картер и
Кеннет Брана. Огромное количество наград собирает его следующая работа,
стилизированная под документальную, картина «
Кровавое воскресенье». В числе, полученных картиной наград:
специальный приз на кинофестивале в Рио-де-Жанейро, премия Ирландской академии
кино, «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и некоторые другие.
Успех «Кровавого Воскресенья» не остается незамеченным в Голливуде, куда
режиссера вскоре пригласили для работы над второй частью трилогии об агенте ЦРУ
Борне. Картина «
Превосходство Борна» (2004), в которой режиссер впервые работает с
большим бюджетом (75 миллионов), выходит во всех отношения успешной, собирая в
мировом кинопрокате чуть менее 300 миллионов долларов. Интерес режиссера к
неприглядной стороне политики, а также богатый опыт документалиста, придают
картине особый шарм.
В 2006 году на экраны кинотеатров выходит очередная работа режиссера, «
Потерянный рейс», в которой Гринграсс представляет на суд зрителей
свою версию событий, имевших место на борту одного из захваченных террористами
самолетов. Довольно сложная, низко бюджетная картина (15 миллионов) собирает в
прокате более 70 миллионов долларов и номинируется на «Оскар».
Последняя часть трилогии об агенте Борне, «
Ультиматум Борна», выходит в прокат в 2007 году и по всем показателям, в
том числе и по кассовым сборам, выходит более успешной, нежели первые две части.
Пол должен был стать режиссером и четвертой части Борна, но по своим соображениям
отказался. В связи с этим отказался от съемок и главный исполнитель этой роли -
Мэтт Деймон, место которого занял Джереми Реннер.
В 2007 году вышла очередная лента Гринграсса - «Исчезнувшие в солнечном свете», а в
2010 - «
Не брать
живым».
В 2016 году на экраны вышел пятый фильм медиафраншизы - «
Джейсон Борн»,
снятый Гринграссом с Мэттом Деймоном в главной роли. Четвертый фильм с Мэтом,
снятым Гринграссом.
Пол Гринграсс очень любит снимать на ручные камеры. Несомненно, мы еще увидим его
шедевры на экранах кинотеатров.