Родился 3 августа 1940 года в Дейтоне, Огайо, США.
Настоящее имя актёра - Рамон Херардо Антонио Эстевез.
Сын испанского иммигранта и ирландки, Мартин Шин являет собой адскую смесь двух
национальностей, проявившуюся и во внешнем облике, и в темпераменте, и в
характере. Голубые глаза с огромными белками, расположенные на "нейтральном" лице
с очень правильными чертами, способные кардинально менять выражение, позволяя их
обладателю исполнять роли в диапазоне от маньяков до простаков. А решительность и
бесстрашие испанских конкистадоров, соединившись с извечной ирландской
воинственностью в борьбе за справедливость, проявились в социальной
ангажированности Шина. Без его участия обходится редкая благотворительная или
либеральная акция, он неоднократно арестовывался за участие во всевозможных,
чаще всего антиядерных, демонстрациях, на телевидении он - автор и исполнитель
своеобразных политических документальных драм, характеризующих деятельность
братьев
Кеннеди, адвоката Джона Дина и других.
Уникальный самобытный актер, настоящий самородок, не получивший специального
образования, Шин привлек к себе внимание в 1964 г., сыграв в нашумевшем бродвейском
спектакле "Речь шла о Розах" (в 1968 г. постановка была перенесена на экран).
Он начинал с работы дворником, посыльным, мойщиком автомобилей, продавцом
газировки. Частое общение с разными людьми развило в нем не пародийные
способности, а умение проникать в тонкие нюансы человеческой психологии.
Внимание к поведенческим деталям послужило основой профессиональных навыков его
будущего рода деятельности. Наблюдательность и аналитические способности не
могли рано или поздно не привести Шина к профессии режиссера.
На телевидении он дебютировал лентой "Дети заводят детей", а в кино по
собственному сценарию поставил фильм "Каденция" (1990).
Обращение к новому ремеслу было отчасти и вынужденным. Дело в том, что на экране
Шину не слишком везло. То и дело эксплуатировали какую - то одну грань его таланта.
В своей первой работе - образе садиста, терроризирующего с приятелем целый вагон
поезда метро в "Инциденте" (1967), актер сумел создать весьма впечатляющий образ.
После этого он представал маньяком-извращенцем в бесконечных вариациях "Лолиты,
встречающей психопата" (как, например, в фильме "Девочка, живущая вниз по улице",
1976). Лишенным каких-либо моральных и нравственных принципов убийцей,
руководствовавшимся лишь страхом погони ("Пустоши", 1973). Обращаясь к теме ему
близкой и будучи крайне достоверным, Шину, несмотря на все старания, редко
удавалось разнообразить образы профсоюзных лидеров и прочих аналогичных типажей
("Уолл-стрит", 1987).
Лишь один режиссер увидел всю многогранность дарования этого актера: Коппола
снял Шина в одной из центральных ролей знаменитого "Апокалипсиса сегодня" (1979).
Вместе с Марлоном Брандо он представлял как бы два полюса человеческого безумия,
порожденного войной. Но в финале полюса соприкасались, круг замыкался, охотник и
жертва не то менялись местами, не то сливались воедино и отображали изуродованное
жизнью сознание. Для того чтобы передать на экране некое философское понятие,
необходимо не только высокое режиссерское ремесло, но и подлинный актерский
талант. В лицедействе Шин не уступил Брандо, а это - несомненный эталон
мастерства.
У Шина четверо детей. Трое - Эмилио , Рамон и дочь Рене носят настоящую фамилию -
Эстевез. Третий сын, Чарли , унаследовал отцовский псевдоним - Шин. Все четверо -
актеры.